Иван Васильевич происходил из церковного
сословия и во многом разделил судьбу выходцев из
этой среды. Родился он 17
января 1867 года в семье
священника Воскресенской
церкви города Вязьмы.
Здесь же, в Вяземском
духовном училище он начал
свое образование, по окончании которого поступил в
Смоленскую семинарию. В
1888 году, несмотря на посредственные итоги учебы,
он поступает в МДА и в
1892 году оканчивает ее
первым магистрантом. Талант и усердие
Ивана Васильевича были отмечены, и уже
в 1893 году его приглашают на кафедру
патристики.
В 1897 году он становится магистром
богословия, а в 1898 утверждается в должности доцента академии. Пишет ряд работ. В
1901 году он становится экстраординарным
профессором, направляется в командировку
в Европу для ознакомления с последними
достижениями патрологии. В 1902 году его
за выслугой лет производят в чин статского
советника.
В 1906 году становится редактором журнала «Богословский вестник» и добивается
самой большой популярности журнала за
все годы.
В 1917 году стал доктором церковной
истории, защитив в Петроградской духовной
академии диссертацию «Личность и учение
блаженного Августина».
После прекращения деятельности Московской духовной академии в 1919 году
читал лекции на неофициальных богословских
академических курсах в Москве. В 1918-1923
годах продолжал читать лекции в Московском университете на кафедре философии
(средних веков).
Архиепископ Иларион (Троицкий), уже находясь в Соловецком лагере, в присутствии
других заключенных – архиереев и клириков – говорил о нем так: «Если бы, отцы
и братия, все наши с вами знания сложить
вместе, то это будет ничто пред знаниями
Ивана Васильевича».
За время своей деятельности Иван Васильевич написал ряд трудов по патристике,
догматике, нравственному богословию.
Исповеднический путь Ивана Васильевича начался в 1919-1920 гг.,
когда в декабре 1919 года
он обратился в Совнарком
с протестом против намечавшего изъятия мощей
преподобного Сергия Радонежского. В возникших в
то время беспорядках были
бездоказательно обвинены
профессора МДА, в т.ч.
Иван Васильевич Попов. В
тот раз он скрылся от ареста в родном Самуйлово и
появился в Москве только
в 1923 году.
В ходе работ по составлению списка архиереев – православных и находящихся в
обновленческом расколе, набиравшем тогда
силу, – Иван Васильевич сближается с Патриархом Тихоном. Это послужило основной
причиной ареста Ивана
Васильевича 10 декабря
1924 года и заключения его
в тюрьму ОГПУ в Москве.
С этого момента профессор
патристики сам становится участником церковной
истории. Допросы продолжались до апреля 1925
года, после чего ему было
предъявлено обвинение в
связях с представителями
иностранных государств с
целью проведения интервенции против сов. власти,
а также передачи ложных
сведений о гонении на Церковь и епископат. С этим обвинением Иван
Васильевич не согласился. А 19 июня 1925 г.
ему вынесли приговор по ст. 73, 59 и 58
и приговорили к трем годам заключения в
Соловецком лагере.
Здесь он был учителем лагерной школы
грамотности. Именно профессора Попова
называют одним из авторов знаменитой
«Памятной записки Соловецких епископов», в
составлении которой также
приняли участие около 20
архиереев, отбывавших там
же свое заключение.
В ноябре 1927 года Иван
Васильевич был переведен
на материк, в Кельмаг, но
не получил освобождения,
а по решению Особого
совещания при Коллегии
ОГПУ от 11.12.1927 г. был
приговорен к трем годам
ссылки и в апреле 1928
года отправлен в деревню
Сытомино на реке Обь под
г. Сургутом. Примерно в это же время он
начал переписываться с митрополитом Петром Полянским – патриаршим местоблюстителем, находившимся в ссылке в селе Хэ, и
передавал митрополиту денежные переводы
от митрополита Сергия.
11 декабря 1930 года истек срок ссылки,
но Ивану Васильевичу выехать не разрешили, против него затеяли новое дело.
Ему предложили переехать из Сытомина
в Сургут, а 11 ноября 1931 года он вновь
был арестован по обвинению в агитации,
проводимой с целью свержения власти в
Сургуте. В марте с группой крестьян с
теми же обвинениями был направлен в
Тобольскую тюрьму. Все лето и до конца
сентября шло следствие, после которого он
был освобожден из тюрьмы и отправлен на 3
года в ссылку в Самарово (с 1950 г. – в составе г. Ханты-Мансийска). Окончательным
местом трехлетней ссылки оказалось место
близ устья Иртыша в с. Реполово. Сведений
об отбывании этой ссылки нет: проректором Тобольской духовной семинарии прот.
Алексием Сидоренко делался запрос с целью
получить хоть какую-то информацию, но
усилия не увенчались успехом.
В 1932 году, по неизвестной причине, Ивана Васильевича освобождают
и отправляют в Москву. Возможно, по
одному из ходатайств о нем в связи с
пошатнувшимся здоровьем; возможно,
как единственного знатока латыни для
перевода сочинения академического
издания.
В январе-феврале Попов вновь был
заключен в Бутырскую тюрьму по обвинению в принадлежности к католической
организации «Петровский монастырь»,
через которую он, якобы, передавал
сведения о репрессированных иерархах. На самом деле Иван Васильевич
получал посылки от Красного Креста по
ходатайству архиепископа Варфоломея
(Ремезова). Особым совещанием НКВД,
как особый участник контрреволюционной католической организации, за
проведение антисоветской организации
профессор Попов осужден на 5 лет
ссылки в Сибирь в Красноярский край
в с. Пировское, а чуть позже сослан в
с. Игнатово Пировского района.
С началом новых гонений 1937
года Иван Васильевич был заключен в
тюрьму г. Енисейска. В ходе следствия
был допрошен один из свидетелей, проживавших на поселении с Поповым, который заявил, что Иван Васильевич выражал
контрреволюционные взгляды, распространял
их среди населения и что он враждебно настроен к политике партии и советской власти.
3 декабря 1937 года следствие было
закончено. Свой 71 день рождения Иван
Васильевич Попов встретил в тюрьме.
5 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу.
Он был расстрелян 8 февраля 1938 года
в 9 часов вечера, в канун празднования
памяти святителя Иоанна Златоуста, имя
которого он, по-видимому, и носил. Сведений
о мvесте захоронения не имеется.
Реабилитирован И.В. Попов 28 июня
1989 года прокуратурой Красноярского края.
Постановлением Священного Синода от
30 июля 2003 года Иван Васильевич Попов
причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Иерей Владимир ЛИСИН,
магистрант Тобольской
духовной семинарии
|