Евангелие от Луки, 16 глава, 19-31 стихи:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал
у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача,
и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама
и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и
пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо
я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей,
а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того
между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда
к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня
пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место
мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он
же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из
мертвых воскрес, не поверят.
Один богач проводил жизнь в роскоши, одевался в порфиру и виссон (порфира –
верхняя одежда из дорогой материи пурпурного цвета; виссон – нижняя одежда, белая,
из очень тонкой египетской льняной ткани, ценившейся на вес золота) и ежедневно пиршествовал, не замечая, что у его ворот лежал
нищий Лазарь, покрытый ранами и струпьями.
Всегда голодный, страдалец Лазарь желал
напитаться хотя бы теми остатками от стола
богача, какие на его глазах бросали собакам,
но, по-видимому, и это было недоступно ему;
никто не сжалился и над его болезнью, никто
не перевязал раны его, и собаки облизывали
их, препятствуя тем их заживлению. Умер
несчастный, умер и богач; после смерти положения их переменились, каждый получил
воздаяние по заслугам своим: Лазарь перенесен был ангелами в рай, а богач низвергнут
в ад. Богач, в страшных мучениях, стал вспоминать свою беспутно проведенную жизнь; и
представился ему нищий Лазарь, страдавший
у его ворот и тем постоянно напоминавший
ему о своих страданиях, на которого, однако,
он не обращал никакого внимания, ничем не
помог ему. В раздумье о том, где теперь этот
страдалец, что сталось с ним, богач вдруг
увидел его стоящим вдали вместе с Авраамом
и взмолился: «Отче Аврааме! Пошли ко мне
Лазаря облегчить мои страдания!» – «Чадо!
(отвечал Авраам). Вспомни свою жизнь!
Все, что считал ты высшим благом, чего
жаждал и к чему стремился, ты получил с
избытком; как богач, ты в роскоши и в неге
проводил все дни свои; ты думал только о
себе и был глух к воплям страдальца, мимо
которого проходил каждый день, и ни разу
не бросил ему куска хлеба, а он с кротостью
и смирением переносил все свои муки и
не роптал, не жаловался, что незаслуженно
страдает. Поэтому Лазарь, не получивший от
жизни ничего и, вместе с тем, сохранивший
чистое сердце и незапятнанную грехом душу,
здесь утешается, а ты, взявший от жизни
все для себя и не сделавший ничего доброго
для других, страдаешь теперь, и страдаешь
вполне заслуженно. К тому же никто из нас
не может ни избавить тебя от мучений, ни
даже облегчить их, так как между нами и
вами пропасть великая и сообщения невозможны: хотящие перейти отсюда к вам не
могут, также и оттуда к нам не переходят
(Лк. 16, 24-26)».
Познав теперь все безумие прожитой
жизни своей, богач просит Авраама послать
к оставшимся в живых пяти братьям его
Лазаря как свидетеля постигшей его горькой
участи, чтобы он научил их, как жить и как
избавиться от этого места мучений.
«У них есть Моисей и пророки, – отвечал Авраам, – пусть слушают их (Лк.
16, 29); они возвестили волю Божию, и кто
исполнит ее, тот спасется». – «Нет, отче
Аврааме (Лк. 16, 30). Глухи мои братья к
голосу Моисея и пророков, не слушают их,
как и я не слушал; но если бы предстало
перед ними какое-либо особое знамение,
если бы кто из умерших пришел к ним и
рассказал, что делается здесь, в загробном
мире, то, наверное, покаялись бы».
Если бы кто пришел с того света и тем
доказал существование его, то мы поверили
бы в бессмертие души и вечную жизнь за
гробом! Так говорят и теперь неверующие во
Христа и, следовательно, в истинность Его
слов. Им, как фарисеям, нужно знамение с
неба. Но знамение не дается им. Почему?
Да потому, что если каждому неверующему,
во все времена и везде, где только живут
люди, давать подобные знамения, то знамения эти должны были бы быть непрерывными
и повсеместными; к тому же, если бы такое
знамение было дано какому-либо неверующему, если бы к нему явился его умерший
друг или родственник, то несомненно, что он
объяснил бы такое явление своим болезненно настроенным воображением и все-таки
не поверил бы.
Если Моисея и пророков не слушают
братья твои, то, если бы кто и из мертвых
воскрес, не только не покаются, но даже
не поверят (Лк. 16, 31).
Не поверили евреи воскресшему из мертвых Иисусу Христу, и за то извергнуты из
Царства Божия, основанного Христом здесь,
на земле, а в будущей жизни тщетно будут
стучаться в двери Царства Небесного, из
глубины которого раздастся голос: «Отойдите
от Меня, делатели неправды!».
На празднике обновления Иисус открыто
объявил Себя Сыном Божиим, единосущным
Отцу. И это, в связи с чудесами, совершенными Иисусом, должно было бы убедить апостолов, что их Учитель действительно Сын
Божий, а не еврейский Царь-Завоеватель.
Но, по-видимому, и их соблазняло человечество Иисуса, и они не могли понять, как это
Иисус может быть Сыном Божиим, сшедшим
с небес, когда всем известно, что Он плотник
из Назарета, сын Иосифа и Марии? Тайна
рождения Иисуса была сокрыта от них; о
ней они узнали из уст Богоматери значительно позже, после сошествия на них Духа
Святого. К тому же апостолы так сжились с
лжеучением книжников о Царстве Мессии,
что смотрели на учение Иисуса Христа, так
сказать, сквозь очки, закопченные этим
лжеучением. Апостолы, конечно, не раз
приходили к заключению, что Иисусу, творящему собственною властью то, что может
творить только Бог, надо верить безусловно
во всем; и они несомненно, по временам,
готовы были верить Ему и верили; но мысли
о всемирном царстве еврейском, сталкиваясь
с мыслями об Иисусе, Сыне Божием, должны
были приводить апостолов в полное недоумение; и чем чаще они думали о могущественном всемирном царстве еврейском (а
не думать о нем они, как истинные евреи, не
могли), тем более должна была ослабевать
в них вера в Иисуса, Сына Божия.
Б.И. ГЛАДКОВ
«Толкование Евангелия»
|