ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Басня «Стрекоза и Муравей»

В 1809 году вышло первое издание басен Ивана Андреевича Крылова, в которое была включена и басня «Стрекоза и Муравей». Сюжеты этих басен в большинстве своем были заимствованы у Лафонтена. При этом у Крылова отмечается легкость повествования и своя прелесть слога, а простонародный язык придает дух народности. Точно подмечая особенности мира живых существ, через которые высвечиваются немощи людские, Крылов пробуждает воображение, создается ощущение реальности событий. Живописный рассказ глубоко западает в душу читателя и дает наслаждение воображением прочитанного. Четкие поэтические характеристики времен года создают впечатления присутствия читателя в данное время. Обратимся к самой басне.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
А, так ты...
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Басня очень назидательна для всех возрастов. Давайте дадим ей духовное осмысление.

Среди первых заповедей Божиих данных человеку, была заповедь возделывать землю, жить своим трудом. Нравственная обязанность всякого человека своим трудом приносить пользу обществу. Народная пословица гласит «Работе время - а потехи час». Основную часть времени человек должен посвящать труду, и только незначительную часть посвящать отдыху, развлечению, потехе. Враг рода человеческого лукавый, разрушая наше сознание, насаждает леность и дух праздности. Чрезмерная праздность опустошает человека, развивает склонность ко греху и в результате порождает неудовлетворенность и уныние. От лености и праздности опустошенная душа «злой тоской удручена». Напротив же труд, соединенный с любовью, приносит удовлетворение, радость и жизнь наполняет смыслом. Очень важно иметь разумный подход в устроении своей жизни сообразуясь с возрастом, возможностями и способностями. Важно, чтобы мы время славное не пропели, и оглянуться не успели, как и годы пролетели. Рассмотрим три возрастных периода в жизни человека: детство, юность и зрелые годы.

В раннем детстве важным для ребенка является познание особенностей этого мира. Должно приложить труд и дать знания не только о мире материальном, но и о мире духовном. Необходимо развивать навыки жизни земной и основы жизни духовной. Должны быть заложены понятия о добре и зле и их природе. Бог и жертвенная любовь полагается в основе добрых дел, а дьявол, через дух противления Богу и наш эгоизм составляет природу злых дел. На этих простых понятиях ребенок и должен осознавать «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Юношеский период жизни, безусловно, это период глубокого и всестороннего познания мира материального, познание жизненного опыта предыдущих поколений. Иными словами, учеба в школе, в институте и подготовка себя к плодотворному труду по выбранной профессии. Здесь важно развитие и становление в добре душевных качеств молодого человека. Интеллектуальное развитие разума должно сопровождаться укреплением силы воли в добре. Через познание правды и истины, должно быть стремление к укреплению нравственных чувств, которые делают способными к восприятию голоса совести, голоса Божьего и распознания Правды и Истины. В Писании это отражено в Законе Божием, в заповедях Божиих, главная из которых любовь к Богу и ближнему. Но чтобы ее исполнить, человеку нужно самоотвержение, отвержение своего эгоизма Правды ради. Все это способствует утверждению человека в добре, которая и есть исполнение воли Божией. Дьявольская воля это противление Богу, это искажение правды и истины, это жизнь по лжи и лукавству, это лицемерие и гордыня, это подмена Божественного дара любви греховным эгоизмом. При этом эгоизм может быть личностный, семейный, национальный, клановый, корпоративный и прочее.

То, чем напитает себя человек в детские и юношеские годы, определит его жизненный путь в зрелые годы. Деловые качества как специалиста, нравственные качества как человека, которые можно обобщить словами: «Разум и интеллект, сила воли и дар любви». Важно человеку в жизни сформировать ценностные ориентиры, чтобы жизнь проходила целесообразно, а не в лености и праздности. Разум эгоистичного человека помрачается лукавым, его жизнь всецело посвящается земным интересам с забвением о жизни духовной.

В заключение надо сказать: «Если Бог у человека на первом месте, то все остальное в меру на своем».

+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.