Евангелие от Матфея, глава 13:
3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло,
потому что земля была неглубока.
6. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7. иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8. иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в
шестьдесят, иное же в тридцать.
9. Кто имеет уши слышать, да слышит!
18. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
19. ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.
20. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21. но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение
за слово, тотчас соблазняется.
22. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего
и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Надо пояснить сразу, что речь идет вот о
каком способе сеяния. Когда было мало семян, то есть когда покупались на рынке дорогие какие-то семена, как их сеяли? Выкапывали какую-то ямку или борозду и насыпали их туда. А когда семян было много, когда
нужно было огромные пространства засевать,
сеятель шел и просто разбрасывал семена по
земле, а потом ее уже плугом боронили, рыхлили. И при таком способе сеяния какие-то
зерна, конечно, пропадали. Христос и имеет в виду, что у сеятеля огромные пространства, которые нужно засеять, и у него много зерна. Что такое здесь зерно? Это Слово Божие, Слово проповеди Иисуса Христа.
Но только ли слово как нечто произнесенное
устами, губами? В Ветхом Завете, особенно
у пророков, мы часто встречаемся с выражением «слово Божие». Пророки подразумевали под словом не просто проповедь, а активные действия Господа в нашем мире. Вот
что пишет пророк Исаия: «Как дождь и снег
нисходит с неба и туда не возвращается, но
напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя
тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так
и слово Мое, которое исходит из уст Моих,
– оно не возвращается ко Мне тщетным, но
исполняет то, что Мне угодно, и совершает
то, для чего Я послал его…» (Ис. 55, 10-11).
И Христос, когда говорит об этом, подразумевает под словом не только проповедь, но и Свои дела, все то удивительное,
что Он сделает. То есть Христос Своей деятельностью открывает Бога людям, открывает волю и могущество Божие. Вот что означает это удивительное сеяние, сев Иисуса
Христа. И задача людей – стать той доброй
почвой, которая воспримет действия, проповедь Христа, увидит то, что Христос возвещает, поймет и пойдет за Христом. Мы
знаем, что Христос все силы тратил на то,
чтобы открыть волю Божию и продемонстрировать могущество Божие (как и Церковь в
лице верных ее служителей, добрых христиан). А люди очень часто оставались, как и
сегодня остаются, равнодушными к этому,
невнимательными. Вот Спаситель и предупреждает, что не каждое семя, к сожалению, прорастет или принесет плод.
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Во времена Иисуса Христа в иудейской
литературе птицы означали бесов. То есть
как птицы налетают и, вспорхнув, исчезают, так же быстро появляются бесы и похищают доброе из души. Здесь Иисус имеет
в виду, что человек видит Его, слышит Его
Слово, и, казалось бы, что-то в душу попадает, но потом либо какие-то языческие соблазны, либо бесовские проделки вымывают из души человека все то доброе, что он
воспринял, увидев Христа.
Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому
что земля была неглубока. Когда же взошло
солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло.
Посеянное на каменистых местах... О
ком это? Господь имел в виду тех евреев,
кто увлекся проповедью, но потом, встретившись с непониманием окружающих, семьи, общества, бросил Христа. В приложении же к нам здесь имеются в виду христиане, с радостью принявшие Веру, но потом столкнувшиеся со всякими испытаниями.
Сначала ты увлечен тем, что принял новую
веру, ты ликуешь, а потом… потом начинаются гонения, скорби как следствие твоей христианской позиции, и появляется соблазн от нее отречься.
Иное упало в терние, и выросло терние
и заглушило его.
Посеянное в тернии… Здесь все понятно. Суета мира и соблазны века сего побуждают человека отойти от веры, даже если
поначалу он увлекся христианством, и вернуться к прежней греховной жизни.
Мы знаем, что сейчас очень многие люди
увлекаются верой, а потом бросают ее. В
городских храмах происходит большая ротация, то есть перемена прихожан. Я смотрю, некоторые люди приходят, загораются
и с радостью начинают ходить в храм. Исповедаются, причащаются, а потом какие-то
жизненные обстоятельства, одно, другое… и
вот уже нет этих людей.
Недавно просматривал на компьютере
свой фотоархив, и взгляд остановился на
фотографии, сделанной 10 лет назад в нашем храме: просто стоят прихожане. Хорошая, качественная фотография. Можно увеличить крупным планом, что я и сделал.
Посмотрел: ой-ой, единицы остались из тех,
кто стоит. А очень много людей, я помню
их лица, какое-то время ходили, а потом
исчезли. Кто-то, понятно, переехал, кто-то,
может быть, умер, но многие… охладели и
отошли. Вот что очень грустно… Хочется верить, что вернутся.
Почему уходят? Очень многие люди отходят от Церкви, осознав, что христианство
призывает к отказу от каких-то недопустимых удовольствий, грешных развлечений, к
работе над собой. Христианство говорит о
том, что нужно не накапливать богатство, не
пытаться получить максимум удовольствий,
а жертвовать, помогать, иметь христианскую позицию в жизни. И вот многие разочаровываются в вере, потому что не хотят
себя нравственно менять. Это посеянное в
тернии… Как колючки, как какие-то тернии,
которые заглушают доброе семя, так же в
душах многих людей этот соблазн удовольствиями, богатствами заглушает истину…
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
На одно зерно вырастает колос, который
имеет 30 зерен, 60 или 100! Возможно это
или нет? Возможно. Даже одно зерно может дать колос, который принесет 100 зерен,
есть такие эксклюзивные сорта пшеницы. Но
думать, что в цифрах 30, 60, 100 Христос
имел в виду что-то конкретное, не нужно.
Христос просто имел в виду, что в каждом
человеке по-разному Его Слово прорастает!
Причем, что еще интересно: часто комментируют, что разница в урожае – 30-60-100 – это указание на то, что в ком-то более
обильно, в ком-то – менее обильно эта благодать проросла. Говорят, главное – чтобы
проросла. Понятно, что не все имеют такую
ревность по Богу, как отец Иоанн Кронштадтский или преподобный Серафим Саровский.
Но что мы все призваны и должны стремиться идти этим путем – это несомненно.
Возможно, что так, а возможно, что и
нет. Может быть, разница в урожае связана с тем, что имеются в виду разные сорта
или даже виды семян. А, может быть, речь
идет о разных видах растений: рожь, пшеница, полба… – все приносят разный плод.
И смысл последней части – в том, что все
мы – разные, по-своему уникальные и посвоему приносим Божий плод.
Священник Константин ПАРХОМЕНКО,
по материалам сайта azbyka.ru
|