ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

К юбилею Святейшего Патриарха Кирилла

20 ноября 2016 г. Русская Православная Церковь отмечает 70-летие своего Предстоятеля – Святейшего Патриарха Кирилла. Редакция «Сибирской православной газеты» сердечно поздравляет Его Святейшество с этой датой и желает Первосвятителю здравия и многолетия, а наипаче Божиего благопоспешения в трудах на ниве устроения церковной жизни.

Предлагаем вниманию читателей выдержки из слов и выступлений Святейшего Патриарха Кирилла, затрагивающие актуальные вопросы жизни современного мира и места в нем православных христиан.

О нравственной жизни общества: Современное общество – общество безрелигиозное. Вера в наши дни является частным делом человека – можешь верить, а можешь не верить; живи, как хочешь.

А что в результате происходит? Ведь должны быть какие-то скрепы, соединяющие общественную жизнь, ведь должен быть какой-то порядок в человеческом общежитии; а если не будет порядка, то люди не смогут жить вместе, в одном обществе. Такое нерелигиозное общество всю свою надежду возлагает на закон. Считается, что закон и должен регулировать человеческие отношения, что закон все выправит, все настроит – только люди должны поступать по закону. Общественное спасение невозможно, если следовать только внешним предписаниям закона, потому что человек лукавый, лживый, живущий без страха Божиего, привыкший обманывать всех и вся, будет обманывать и закон, и общество, и государство. Сколько же нужно тогда людей, которые охраняли бы общество от преступников! Сколько нужно усилий, чтобы следить за исполнением закона! А где гарантия, что те, кто призван следить за исполнением закона, не будут сами этот закон нарушать? Так что же, к тем, кто следит, приставить еще и тех, кто следил бы за следящими? Современное общество – не только в России, но и повсюду – сталкивается с этой страшной дилеммой. Что делать, чтобы люди жили по закону? Что делать, чтобы они честно исполняли предписания закона? Призывы совершенствовать закон, усиливать правоохранительные органы могут лишь отчасти решить проблему.

Эта проблема может решиться только на духовном уровне. Если человек живет в соответствии с верой, если он имеет страх Божий, то он может не знать ни одного закона, но будет делать все по закону, потому что будет жить по голосу своей совести. Мы живем в такое время, когда само понятие правды подвергается опасной эрозии. Сегодня широко распространено мнение «сколько людей, столько и правд» – мол, у каждого своя правда. Якобы у каждого человека своя правда, у каждого народа своя правда, у каждого государства своя правда, у каждого класса своя правда. Это опасное, губительное заблуждение, потому что существует только одна правда – правда Божия; а если человеческая правда с этой правдой не совпадает, то это уже не правда, а ложь. Откуда же взялось представление о том, что у каждого своя правда? Оно родилось в сознании людей, которые исторгли Бога из своей жизни. Бог оказался изгнанным, ненужным. Ну, а кто же может занять место Бога? Не нашлось никого, кроме того самого человека, который изгнал Бога из своей жизни. И, заняв место Бога, человек абсолютизирует свою ограниченную человеческую правду, которая правдой может и не быть. Это самое страшное и опасное заблуждение – считать, что нет общего нравственного начала, нет общей для всех правды.

О пастырстве: Обращаясь сегодня к нашим священникам, я призываю их быть дерзновенными, сильными в вере, мужественными и одновременно добрыми пастырями. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Мы не должны быть просто участниками общественной дискуссии, мы не должны выступать со злыми глазами, вцепляться в горло противнику, участвовать в публичной полемике недостойным для христианина образом. Со смирением и в простоте сердца мы должны нести свое свидетельство и нашему обществу, и всему миру. Некоторым может показаться, что это заранее проигрышная позиция, это позиция слабого. Но это не позиция слабого – это следование за Христом, ибо Он спас род человеческий не силой власти и не силой человеческого могущества, но крестом и любовью.

Сказанное имеет отношение не только к священнослужителям, хотя к ним – в первую очередь. Сказанное относится и к политикам, и к государственным мужам, и к людям, несущим ответственность за трудовые коллективы, обладающим экономической силой, и к работающим в средствах массовой информации, несущим ответственность за то, что происходит в умах и сердцах людей. Это и педагоги, и ученые, и литераторы, и другие представители интеллигенции. И как же важно помнить всем, от деятельности которых зависит судьба людей, огненные слова апостола Павла о том, что ни для кого и никогда мы не должны быть пререканием, чтобы не порицалось наше служение. О церковном служении мирян: В последние годы в нашей Церкви стремительно развивается служение мирян. Почти все, что совершается, то, чем мы хвалимся пред Господом, то, что возносим в качестве жертвы нашей, то, что радует нашу душу, совершается руками мирян – конечно, при активном участии иерархов и духовенства, но руками мирян, их волей, их усердием, их верой, их благочестием. И потому каждое служение в Церкви, будь то служение катехизатора, педагога, социального работника, того, кто работает с юношеством, или того, кто занимается миссионерской деятельностью, кто несет христианское свидетельство в гущу народную, кто развивает диалог Церкви и общества, кто несет людям представление о красоте евангельского нравственного идеала, – каждое из многоразличных служений Господу имеет и дар благодати, и Божие благословение. Но и судить всех нас Господь будет по мере дара благодати и по мере той ответственности, которую мы в Церкви имеем, и кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12, 48).

О монашеском служении: Перед нами сегодня стоят особые задачи возрождения монашеской жизни – от внешней красоты к созиданию внутренней духовной силы. Каждый, несущий послушание, знает, что послушание забирает силы, внимание. Иногда не хватает времени для достаточной молитвы, для чтения святых отцов и Священного Писания, для размышления о своей собственной жизни. Задача заключается в том, чтобы соединить умело и правильно одно с другим, чтобы забота о внешнем благочестии и красоте, столь необходимая сегодня, как и вчера, сопровождалась повышенным вниманием к своему духовному состоянию. Потому что именно в глубине души монашествующих и вызревает та сила, которая способна защитить Церковь и принять на себя удар миродержителей тьмы века сего.

Все то, о чем я говорю, не должно приводить к горделивому взгляду на самих себя и на свое служение. Сила монашества – в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества – в молитве. Сила монашества – во внутреннем делании.

Достаточно взглянуть на современное общество, чтобы увидеть, что подлинные стратегические цели практически отсутствуют в сознании людей, вовлеченных в суету повседневной жизни. Некогда подумать о своей жизни, о своем предназначении, о смысле своего пребывания на земле.

Монастырь и должен отличаться от мира тем, что в сознании братьев или сестер, принявших на себя священные обеты, никогда не должно меняться стратегическое измерение жизни. Оно не должно преломляться и разрушаться в наших обыденных каждодневных заботах. Мы должны видеть перспективу исторического развития рода человеческого. Мы должны чутко воспринимать своим сердцем опасности. Молиться, дабы предупредить гнев Божий. Молиться, дабы через молитву нашу Церковь обретала силу, способную вразумлять людей.

Пресс-служба Тобольской митрополии
по материалам сайта
Московской епархии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.