Владимиру Великому непременно подобает иметь памятник в Москве. Спорить
можно о месте расположения, о деталях художественного решения, но не о факте. Памятнику нужно появиться в столице восточнославянского христианского мира. Спросите меня, почему, и я попробую объяснить.
Дела Владимира – это не локальные поступки одного из князей, которых было много. Дело Владимира одно – рождение новой
цивилизации. А преемники Владимира – это
не те, кто географически пребывает в местах его трудов, а те, кто понимает заветы
князя и стремится их исполнять. На сегодняшний день это очевидно: Россия со своим центром в Москве.
Если бы в какой-то благословенной местности придумали, скажем, скрипку, но ленивые и глухие к звукам небес жители той
местности со временем напрочь отказались
играть на ней, то что? То духовными преемниками изобретателей стали бы не те, кто
живет в той же топографии, что изобретатели, а те, кто изучает инструмент и совершенствуется в игре на нем.
Так, на наших глазах (и не в первый раз)
Киев сознательно отбросил всякую преемственность с Владимиром, люто беснуясь и
срывая с себя последние знаки духовного
родства. Точно так и горячечные больные
рвут с себя бинты и повязки, не понимая
до времени наносимого себе вреда. Но не
падать же оттого хоругви. Москва поднимает знамя веры. Не в первый раз в истории,
кстати, поднимает. Кто-то выбирает Содом,
а кто-то Христово Царство. Не стоит сильно напрягаться, чтобы понять, на чьей стороне сам Владимир.
В духовных вопросах вообще нет права
вечной собственности. Люди замолчат – камни возопиют. Евреи изменят – язычников
Бог позовет. Киев осатанеет – другие города найдутся. И пока жила империя, памятник князю на Киевских горах смотрелся органично, уместно. В Новгороде Владимир княжил поначалу – есть и там памятник 1000-летию Руси работы Микешина. Крестился Владимир в Херсонесе – есть и там
прекрасный храм его имени. Стал когда-то
Иорданом Днепр – законно стоит с 1853
года над Днепром памятник князю работы
архитекторов Клодта и Тона (для справки:
в Петербурге была отлита статуя, а детали постамента – в Калуге). Вроде бы и довольно. Но нет. Теперь, когда перекраивается схема мировых духовных координат,
мало опираться на то, что было. Нужно искать точку опоры для того, что будет. А будет вот что: Русская земля будет как наследница дела Владимира, и Москва будет
как центр Русской земли. Это уже есть и
дальше продолжится. А все остальное под
большим вопросом.
Кроме того, всем сомневающимся о родстве Владимира и Москвы хорошо бы проследить нехитрую генеалогию. Возвышение
деревянной и ничего не значащей Москвы
началось со смиренного и мудрого Даниила. Тот был сыном Александра Невского, родившегося в Переславле-Залесском, но княжившего периодами в Новгороде, откуда и
сам Владимир. Александр Невский был внуком Всеволода Большое Гнездо и правнуком Юрия Долгорукого. Юрий же Долгорукий был сыном Владимира Мономаха, внуком Ярослава Мудрого и правнуком самого Владимира Святого.
Таким образом, князя Даниила и историческое возвышение Москвы (в награду за
смирение правящего князя) с равноапостольным Владимиром соединяет короткая цепочка из всего семи-восьми звеньев. Так как
же на Москве не быть памятнику Владимиру? И как же можно говорить, что Владимир и Москва не имеют ничего общего? К
Владимиру имеет прямое отношение весь
тот мир, в котором молятся по-славянски и
осеняют себя крестом справа налево.
А с какой стати стоит – французами отлитая и подаренная – статуя Свободы в
Нью-Йоркской бухте? Она что, свобода, в
Нью-Йорке родилась? Нет, ответит любой
смыслящий человек. Просто Европа изнурительно и долго боролась за религиозные и
гражданские свободы, а Америка эту борьбу
подхватила и довела до логического предела. В благодарность от всей Европы за исполнение заветных чаяний появилась статуя. Тоже налицо преемство идей и эстафета исторического служения. Кто хочет спорить? Ни один?
А с какой стати, продолжим опрос,
в Рио-де-Жанейро стоит статуя Христа-Искупителя? Он что, в Бразилии жил или
родился? Очевидно, нет. Но Европа, методично, столетие за столетием отказываясь
от веры, неизбежно передает первородство
кому-то другому. Хоть бы и Латинской Америке, представитель которой нынче – папа,
к стыду Италии и в знамение времен. Наложите эти аналогии на претензии к памятнику Владимиру, и львиная доля вопросов отпадет, как засохшая грязь. Собственно, вопросы эти ничем иным, как засохшей грязью, и не являются.
Чтобы дерево росло, не надо опрыскивать каждый листик в отдельности. Полейте корни и ждите благотворного эффекта. В
отношении истории этот принцип тоже работает. Полейте корни народной и государственной жизни, а не рассыпайтесь на миллион частностей, от которых устают люди и
теряются в многозаботливости. В отношении русской истории «полить корни» означает вспомнить Владимира и дать ему достойное место в сознании общества и в
историческом мышлении. Это вполне доказанная теорема. А теперь спорьте на здоровье о месте расположения памятника, о
его высоте и деталях художественного решения. Сам Владимир подскажет, где его
скульптурному образу стоять лучше. Лишь
бы люди, смотрящие на него в будущем,
говорили друг другу: «Вот князь наш и начальник русской истории. Как хорошо, что
мы помним это. Иначе бы исчезли бесповоротно и начисто, как те, которые переписали историю себе на горе и отказались
от своих корней».
Протоиерей Андрей Ткачев
Интернет-журнал Православие.ру
|