4 ноября в России отмечается День народного единства. Это и день Казанской иконы Божией Матери: известно, что в связи с победой, которую ополчение Минина и Пожарского одержало над интервентами в этот день в 1612 году, было установлено празднование Казанской иконе.
Именно этот день – день победы – стал в наше время государственным праздником, который всеболее активно отмечают разные люди. Они устраивают смысловые события, конференции, дискуссии,тфольклорные концерты и народные шествия, собираются вместе, чтобы порассуждать о прошлом нашей страны и о том, как выстраивать ее путь в будущее, как сделать этот путь самостоятельным,
основанным на той единственной вере, что отличает Россию от множества стран, отказавшихся от жизни по Христовой истине и утративших духовную свободу, да и любую свободу, по большому счету.
Некоторые спорят, почему этот праздник возник, кто был его инициатором. Инициатором явился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в бытность митрополитом. Ему принадлежит идея празднования именно в этот день, именно в то время, когда многие вспоминают трагические события начала ХХ века, события 1917 года. И Святейший Патриарх тогда, будучи председателем Отдела внешних церковных связей, убедил покойного Патриарха Алексия, чтобы он стал ходатаем перед государственной властью за установление этого праздника. Убедил он также и лидеров традиционных для нашей страны религиозных общин, объединенных в Межрелигиозный совет России, в том, что нужно поддержать идею такого праздника. И лидеры этих общин вместе обратились к руководству страны с призывом такой праздник ввести, а сегодня они участвуют в торжествах, которые происходят в центре Москвы.
Праздник не случайно связан с древней победой, определившей судьбу России. И недаром он связан с днем Казанской иконы, установленным в честь древней победы. Сама история делает этот праздник востребованным, осмысленным и почитаемым.
А о чем говорил праздник в честь Казанской иконы Божией Матери нашим соотечественникам – православным тоболякам в далеком теперь уже 1917 году? Какие мысли были в душах неравнодушных к Родине и ее судьбе людей в те тяжелые дни? Предлагаем вашему вниманию статью из Тобольских епархиальных ведомостей за 1917 год о престольном празднике тобольского Знаменского монастыря, в стенах которого располагалась в то время духовная семинария. Один из храмов монастыря был посвящен Казанской иконе. Совсем недавно, в 2014 году, здания монастыря (упраздненного в 1924 году) были переданы Тобольско-Тюменской епархии, готовится их реконструкция. Получилось так, что
престольный праздник обители в день Казанской иконы в 1917 году, 22 октября по старому стилю, прошел всего за три дня до октябрьской революции. Позади – тревоги и переживания от начавшихся уже нестроений, впереди – долгие годы страданий и ужасов лихолетий воинствующего безбожия.
Престольный день в Знаменском монастыре
По обычаю прежних лет Знаменская обитель в торжественной обстановке отпраздновала свой престольный день 22 октября
(1917 г., в праздник Казанской иконы Божией
Матери, 4 ноября по новому стилю – примеч. ред.). Благолепное богослужение накануне этого дня и в самый праздник возглавлял Преосвященный Управляющий обителью, епископ Березовский Иринарх, в сослужении монашествующей братии монастыря и при участии соборного протодиакона А.Громова. Песнопения исполняли два
хора: семинаристов и братский монастыр
ский. Вместо второй кафизмы на утрене
был прочитан акафист Казанской иконе Богоматери, а на запричастном во время литургии послушник А.Ноккерт предложил вниманию молящихся обстоятельную историческую справку о чудесном установлении чествования иконы Казанской в Знаменской
обители. В конце литургии после молебна
Преосвященный обратился к молящимся с
приветственно-назидательным поучением
следующего содержания:
«Приветствую вас, боголюбцы, с высоким
торжеством нынешнего праздника, храмового
дня нашей святой обители, посвященной высшему покровительству Матери Божией, Владычицы мира, нашей Небесной Заступницы.
По милости Божией за последнюю неделю
нам удалось совершить два великих церковных торжества, разумею – день обретения
святых мощей святителя Тобольского Иоанна (осенний Святительский день, 29 октября по новому стилю – примеч. ред.) и настоящий день прославления Казанской иконы Богоматери. Какое утешение для верующих душ эти церковные торжества и вместе
какое видимое знамение милости Божией к
нам в их совершении!
Не удивляйтесь, возлюбленные, что я
останавливаю ваше благочестивое внимание на этом проявлении к нам милости Божией: в совершенных церковных
торжествах я усматриваю чудо
промыслительной десницы Божественной. Ведь попущением
Божиим в настоящее время
над Россией возобладали безответственные силы и организации – те силы, которые принимали участие в развале нашего фронта. Эти люди (имен
которых мы не знаем, ибо им
не выгодно действовать открыто) – враги православной веры,
враги Церкви Христовой, враги всего святого. Не явная ли милость Божия к нам, если теперь, когда эти безответственные силы распоряжаются судьбами России, – если теперь мы все же имеем возможность совершать свои церковные торжества и получать в храмах духовное молитвенное утешение? Что будет завтра, про то
ведает один Господь. Из газет мы знаем,
например, что великая святыня земли русской – Почаевская лавра – уже разгромлена насильниками. Быть может, и нам не в
далеком будущем готовится подобное испытание. Но не станем унывать, возложим надежду на верную нашу Заступницу и Защитницу, Матерь Божию, празднованию Которой
посвящен сей торжественный день. Перенесем свои мысленные взоры за 300 с лишним годов назад, к тому смутному на Руси
времени, когда и установлено празднество
нынешнего дня. Крайнее было тогда положение земли русской, гораздо худшее, чем
какое переживаем мы ныне.
Основа, корень народной жизни имеет три главных части своего произрастания, своего бытия: национальное самосознание (самоопределение), гражданский порядок (твердая власть) и православная вера.
Все эти три основы русской народной жизни находились на краю своей гибели. Совне
поляки завладели городами земли русской,
распоряжались нашим достоянием и хотели
даже на престол Московский посадить своего королевича Владислава. Внутри страны
шайки воров и грабителей вконец разоряли землю русскую, обижали и насильничали над ее мирными жителями. К тому же
и вера православная на Руси не была врагами оставлена в покое: в Москве и других городах русских происходили бесчинства,
кощунственные надругательства над святыми храмами, иконами, святынями и насилия над пастырями и архипастырями. Но эта
чаша испытаний, при дивном заступничестве
и помощи Царицы Небесной, послужила к
покаянному обновлению, к возрождению и
избавлению нашей тогда гибнущей Родины.
А ныне разве не наблюдаем мы подобную же картину гибели нашей Родины: спокойная жизнь граждан русских нарушена,
всюду беспорядки, измена, грабежи, насилия, захваты и другие беззакония; и это в
то время, когда грозный враг внешний готовится завладеть нашей столицей. Не лучше обстоит дело и с нашим национальным
самоопределением: все берут, все требуют,
все домогаются прав, не заботясь ни о каких обязанностях, все разрывают Россию на
части: у себя дома мы ограблены, обкрадены и не можем возвысить голоса в свою
защиту; лишились мы своего национального русского достояния; лишились мы доброго имени и уважения и среди соседей: нас
презирают другие народы, над нами смеются, с нами не считаются. Нет еще на Руси
гонения за веру, и за это мы должны возблагодарить Господа, ибо если для предков
наших (в смутные дни) гонения за веру послужили к их исправлению и к возрождению самой страны, то еще вопрос, сумеем
ли мы с нашими дряблыми духовными силами столь благотворно использовать тяжкое испытание. Ведь теперь немало, не только среди интеллигенции, но и среди простого народа, – немало людей равнодушных к
вере и Церкви. Так что лучше будем молить Господа – избавить нас от испытания
паче сил наших. Возблагодарим же Господа и Матерь Божию за то, что мы пользуемся сейчас относительным благополучием исповедания своей православной веры.
В этом не только наше утешение – в этом
наше спасение, источник нашего возрождения и обновления.
Только Святая Церковь, только православная вера способна исцелить наши душевные язвы, способна сплотить лучших русских
людей для спасения Родины. Будем же хранить это достояние свое; не станем безучастны к гибели нашей Родины; отбросим погоню
за правами и выгодами временными, отбросим партийные счеты; под знаменем святого
Православия русского, при мощном предстательстве Царицы Небесной, при молитвенном ходатайстве угодника Божия святителя
Иоанна, сплотимся на спасение родной земли. Скоро наступит время выборов в Учредительное Собрание; не станем уклоняться
от исполнения святой гражданской обязанности нашей; пойдем выбирать в Учредительное Собрание действительно лучших людей
земли русской – выбирать тех, кои способны отстоять и защитить нашу святую православную веру на Руси, кои сумеют постоять
за интересы русских людей в нашей стране и кои будут защищать добрый гражданский порядок, законность и твердую власть.
А Владычица мира, некогда спасшая уже
гибнущую страну нашу, не оставит и ныне
нас Своею всесильною помощью и молитвенным заступлением пред престолом Сына
Своего избавит нас от многих бед, нашедших на нас».
Тобольские епархиальные ведомости
от 1 ноября 1917 г. (№ 41)
|