«Отважный юноша... Нестор… пришел… к своему наставнику Димитрию (Солунскому, или Мироточивому – К.В.) и просил благословить
его на единоборство с варваром». Германец Лий, язычник, борец и атлет недюжей физической силы, на потеху зрителям и императору
в схватках одолевал воинов-христиан и сбрасывал с возвышенного помоста на ощетинившиеся копья стоявших рядом с ним стражников
под громкий смех и рев беснующейся толпы.
Подкрепляемый молитвами св. Димитрия (+306), Нестор одолел жестокого богатыря-варвара и самого его бросил туда, куда последнему
нравилось «посылать» невинных людей. Разгневанный правитель, потерявший своего любимца, приказал тут же казнить мужественного
героя. Это был Нестор, св. мученик Нестор Солунский, ставший небесным покровителем человека, жившего на рубеже XI – XII веков, –
выдающегося мужа, преподобного Нестора Летописца (+1114).
Чем подобен Нестор Летописец своему
святому покровителю? Оба действовали по
молитвам и благословениям своих земных
духовных отцов и наставников, один – прп.
Феодосия, другой – вмч. Димитрия, оба были
«вторые» после учителей своих, и оба сотворили подвиги и дела, прославившие их.
Один победил супостата-исполина, другой
прославил святых отцов Печерской обители,
и наипаче прп. Феодосия – одного из основателей всемирно известной Киево-Печерской
Лавры и одного из отцов русского монашества.
Нестор Летописец составил обширный по своему значению труд «Повесть временных лет», из
которого мы можем узнать истоки зарождения
и самые начала истории своей родной страны,
возникновения русского народа и вообще, «откуда есть пошла Русская земля».
О жизни прп. Нестора в действительности известно не так уж и мало, учитывая ее
глубокую древность. Он родился в 50-х гг. XI
века в Киеве и в 17-летнем возрасте пришел к прп. Феодосию Печерскому (+1074).
Слава преподобного влекла к нему души желающих найти в жизни ее смысл и, проведя достойную жизнь, обрести вечное спасение во Христе. Таким был и будущий летописатель. Ревностный юноша стал духовным сыном и подражателем жития великого
старца-подвижника.
Вступлению в монашеское братство предшествовали несколько лет иноческого искуса, или испытания на готовность. По этой
причине только после кончины своего горячо любимого аввы молодой послушник был
пострижен в монашество с именем Нестор
игуменом монастыря Стефаном (+1094) и
им же рукоположен в сан иеродиакона.
От него и под его руководством продолжалось духовное возрастание новопостриженного. Знавший прп. Феодосия много раньше
Нестора, игумен немало поведал о трудах,
подвигах и биографических фактах великого
отца-основателя. Это весьма пригодится Нестору при последующей работе над написанием жития прп. Феодосия.
Духовно-нравственное возрастание инока Нестора под руководством опытных наставников неуклонно увеличивалось и крепло. Главным послушанием Печерского инока стало летописание. В начале 80-х гг. прп.
Нестор, по благословению настоятеля, пробует себя на «литературном» поприще и пишет свое первое серьезное агиографическое
творение – «Чтение о жизни и погублении
блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба».
Поводом послужило перенесение их святых
мощей в Вышгород (под Киевом) в 1072 г.
Главная мысль этого повествования – глубокое смирение, жертвенное братолюбие и
послушание старейшим.
В конце 80-х гг. Нестором было написано «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», бесспорно принадлежащее к вершинам древнерусской агиографии. Непреходящее значение и историческая ценность описываемого жития состоит в том, что автор лично знал и застал еще
при жизни прп. Феодосия. Духовный писатель описывает знаменитого святого Феодосия, будучи его очевидцем.
Кроме того, он скрупулезно и тщательно изучал рассказы и иноческое предание
своих старших современников. Среди многочисленных бесед, рассказов и воспоминаний,
нужно было осуществить настоящий исторический подход и разработать или изыскать
специальные приемы по выявлению истинных и достоверных исторических нюансов и
деталей без малейших прикрас и отыскать
позабытое или не совсем верно вспоминаемое или интерпретируемое событие. Это говорит о подлинно историческом подходе Нестора к фактам и событиям для своей эпохи,
о научной ценности изложенного им жития и
фактов биографии прп. Феодосия.
Тесное и молитвенное общение с другими
уважаемыми старцами и учениками прп. Феодосия позволило зафиксировать дух и учение печерских подвижников, передать исторический дух времени и эпохи, приблизить
свой собственный дух к соборности мышления. В Киево-Печерском «патерике» об этом
сказано, что «он (Нестор. – К.В.) их святолепные жития написал не только тростью на
хартии, но и на непорочной душе своей, делами равного им подвижничества».
В 1091 г. за почитание и любовь к прп.
Феодосию отец Нестор сподобился от Бога
дара «ископать», извлечь из земли, его святые мощи для последующего официального
общецерковного прославления. Об этом событии непосредственный участник его сообщает
следующее: «Истинно и верно расскажу вам,
не от других слышал о том, а сам был совершителем дела. Пришел ко мне игумен Иоанн (управлял обителью после игум. Никона и
+ не позднее 1108 г. – К.В.) и сказал: пойдем в пещеру к Феодосию, и я пришел с игуменом, тогда как никто не знал; осмотрев,
куда бросать землю, и назначив место, где
копать, кроме отверстия, игумен сказал мне:
никому не сказывай из братии, чтобы никто
не знал; возьми кого хочешь, в помощь себе.
Я уже приготовил в 7 день заступы (рогалии),
которыми надлежало копать. Во вторник вечером взял с собой двух братьев, а прочие
не знали; пришел в пещеру и, пропев псалмы, начал копать. Утомясь, дал другому брату, и копали мы до полуночи; утомились, но
не могли докопаться. Я начал скорбеть, не
в сторону ли копаем мы. Взяв заступ (рогалию), начал я выше; друг мой отдыхал перед
пещерой и сказал мне: ударили в било; а я
в ту же минуту прокопал до мощей Феодосия. Он говорил мне: ударили в било, – а я
говорю ему: уже прокопал. Когда докопался
я, то страх напал на меня, и я начал взывать: «Господи, помилуй!» ... [Тогда] послал
сказать игумену: иди, и вынесем мощи. Игумен пришел с двумя братьями. Я же раскопал широко, и, войдя, увидели мы: лежит мощами, составы не распались, волосы на голове присохли; мы положили их на мантию
и вынесли перед пещерой».
Событие произошло накануне престольного праздника обители, и обретенные мощи
аввы Феодосия (память обретения – 14 августа) были положены в Великой, или Успенской церкви Киево-Печерского монастыря.
Необходимо сказать, что время прп. Нестора было нелегким для Русской земли и
Русской Церкви. Русь страдала от княжеских
междоусобиц, кочевники половцы разоряли
города и веси, убивали и угоняли в рабство
русских людей, сжигали храмы и обители.
Так, в 1096 г. монах Нестор был очевидцем
половецкого нападения, погрома и учиненных
ими краж и злодеяний в Печерской обители.
Но ничто не могло отвлечь подвижника
от главного занятия и дела всей его жизни.
Умудренный духовным и жизненным опытом,
подготовленный к книжному делу и письму
предыдущими писательскими упражнениями
в конце жизни Нестор приступает к главному труду своей жизни – написанию «Повести временных лет», завершенной приблизительно в 1112 – 1113 гг.
«Се повести временных лет, откуда есть
пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», – обязательно хочется привести
эти изумительные начальные слова летописи! Этот летописный свод стал основой для
всего последующего летописания. Поэтому
Нестор по праву называется отцом русской
истории, «Российским Геродотом», как наименовал его российский историк и писатель
Н.М. Карамзин (1766 – 1826).
При составлении «Повести» была проделана огромная работа. В качестве исследований при подборке фактического материала использовались предшествующие русские
летописные своды и сказания, монастырские
записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина
Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников. Свод получался поистине государственного значения.
Святой труженик начинает с самого начала, так сказать, от истоков. Нестор постепенно и основательно излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 г., при св. Константинопольском Патриархе Фотии; повествует
о создании славянской грамоты свв. братьями Кириллом и Мефодием, о крещении св.
равноапостольной Ольги в Константинополе.
«Повесть» прп. Нестора упоминает
о первом христианском храме в Киеве (945),
о подвиге свв. варягов-мучеников (983),
о «испытании вер» св. князем Владимиром
(986) и Крещении Руси (988). Св. Нестору
мы обязаны сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении
Киево-Печерской обители, о ее основателях
и подвижниках.
В своем труде Нестор изложил историю
государственного устроения земли русской,
историю ее духовного устроения, «преображения темной языческой стихии в любимую
Богом Святую Русь». Задавая свой знаменитый фундаментальный вопрос: – откуда
есть пошла Русская земля? – и сам же отвечая на него, прп. Нестор утверждает нашу
мысль, мысль своих читателей на незыблемых основаниях, на верной аксиоме, от которой отстраивается дальнейшее наше мышление и последующее развитие исторической
науки. Его история начинается с Всемирного потопа, и затем пишется история Руси и
Русской Православной Церкви как часть всемирной истории домостроительства спасения.
«Вся «Повесть» проникнута патриотической
идеей единства Русской Земли, служения Родине в единомыслии и братской любви, готовности «положить душу за брата своего», – говорится в Приложении октябрьской Минеи.
Нестор Летописец скончался около 1114 г.,
завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего грандиозного труда. Он
погребен в Ближних пещерах прп. Антония
Печерского. Память его Святая Церковь чтит
также вместе с Собором отцов, в Ближних
пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю
Неделю Великого поста, когда празднуется
Собор всех Киево-Печерских отцов.
Стоит ли говорить о подлинном уважении
и почитании прп. Нестора среди ученых всего мира и среди простых православно верующих людей? В 1988 г., в год празднования
1000-летия Крещения Руси, в Киеве прп. Нестору Летописцу был установлен памятник.
Гроб с мощами святого подвижника всегда
украшен цветами – добровольным приношением благодарных христиан. Это – за многие чудеса, молитвенную помощь и покровительство ученикам и наставникам. В 2011 г.
торжественно отмечалось 955-летие со дня
его рождения. В нынешнем году исполняется
важнейшая юбилейная дата – 900-летие со
дня кончины гениального летописца.
Нестор в переводе с греческого языка
означает «возвращающийся домой». Применительно к жизни православного христианина, а значит, и к жизни самого святого, это
может означать возврат в себя, в самопознание и через покаяние и смирение возвращение, предуготовление себя к стяжанию
Благодати Духа Святого, по словам батюшки Серафима Саровского, посещение Благодатью, мир в душе и постепенный возврат к
Богу. А в конечном счете, – в Царство Небесное, в ожидающий всех нас дом. Примером жизни, помимо воспитания и образования, преподобный и нас призывает не забывать истинное призвание и предназначение
всякого живущего на земле.
Истинное знание о жизни, человеке,
человеческой истории всегда было и будет
востребованным. Преподобный ценил его и
учил соединять приобретенное знание со смирением и покаянием: «Книги учат нас пути
к покаянию, ибо от книжных слов обретаем
мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость.
В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся
в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо
тот, кто читает книги, беседует с Богом или
святыми мужами».
Значение жизни прп. Нестора и его исторических изысканий трудно переоценить. Бесценно наследие, включающее в себя, помимо
его собственного духовного опыта, служение
человека, сохранившего для потомков словесные лики и образы печерских подвижников.
В его летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая достоверность и явленный
патриотизм в «Повести временных лет» ставят ее в ряд выдающихся творений мировой
письменности.
Слава Богу и вечное благодарение земли Русской Ему, Пославшему нам великого
летописца, жизнеописателя и святого мужа
преподобного Нестора, дабы современники
и грядущие поколения, бережно перелистывая и перечитывая его творения, вбирали в
себя знание настоящей, подлинной истории
нашей страны, ее святынь, русского народа
и извлекали насущное духовное назидание.
Диакон Валерий Казанцев,
клирик Знаменского кафедрального
собора г. Тюмени
|