ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Как научиться любви

24 августа 2014 года в итальянском городе Римини открылся крупнейший в Европе христианский форум, в котором принимали участие сотни тысяч людей из разных уголков мира. 29 августа с докладом «Как научиться любви» в рамках форума выступил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

– Дорогие друзья, я очень благодарен вам за приглашение принять участие в этой встрече в Римини. Мне хотелось бы поговорить с вами о самом главном. О любви. Любовь с большой буквы – это Сам Бог (1 Ин. 4:16), Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух.

Мы будем говорить и о любви с маленькой буквы. О любви человеческой. Не только о том, что Бог в Самом Себе есть Любовь и не только о Любви Бога к нам. Мы будем говорить и о любви человека к человеку. Когда мои дочери были маленькими, они очень любили делать «секретики». Выкапывалась ямка и в нее помещалось что-нибудь красивое: цветочки, разноцветные камушки, фантики от конфет. Потом ямка закрывалась маленьким стеклышком и засыпалась землей, и только мои милые дочки знали о том, какая красота там скрывается. По секрету, на ушко, об этом сообщалось и мне, и я приглашался, чтобы разделить их тайную радость. Они тихонько разгребали землю, и я восхищался всегда новой красотой «секретика». У многих жизнь с годами становится скучной и серой, они не знают о дивных секретах и великих тайнах, сокрытых под покровом повседневности.

Мы все любим тайны, любим разгадывать загадки, делиться секретами. Кое о чем лучше бы и не знать, но есть тайны, не поняв которых, не найдешь счастья. Узнать Тайну любви — главную, великую Тайну — вот цель человеческой жизни!

К сожалению, некоторые в детстве не знали даже любви матери или отца. Как часто подростками мы тосковали, не имея лучшего друга или подруги! Как мучились в юности от несчастной, неразделенной любви! Сколько людей вдруг узнавали, что в их браке, оказывается, нет любви! Сколько родителей страдает от того, что дети их не любят! Бедные, бедные мы люди! Имея внутри себя вложенную при нашем создании способность любить и быть любимыми, мы не знаем об этом и не можем реализовать то, что является сущностью человеческой природы.

Я все время слышу о неумении любить. Мне все время жалуются на одиночество. Все время признаются в том, что обижают других, грубят, раздражаются, осуждают, терпеть не могут самых близких людей: родителей, детей, мужа, жену. Плачут иногда, стараются исправиться – но сделать ничего с собой не могут – поскольку не знают тайны любви! Об этой любви я и хочу поговорить сегодня. Я сам ее не знаю вполне, но я знаю, где и от Кого можно узнать, как научиться любви.

Любовь в семье

Однажды в Италии, в венецианском музее Скуола Сан-Джорджо дельи Скьявони, мне напомнили историю, которая случилась со святым блаженным Августином. В память об этой истории даже подарили морскую раковину. Я взял ее с собой и хотел бы показать вам.

Когда святой блаженный Августин шел на диспут, где собирался объяснить тайну Пресвятой Троицы, он увидел мальчика, сидящего на берегу моря. Раковиной он черпал из моря воду и переносил ее в маленькую ямку в песочке. Святой блаженный Августин спросил: «Что ты делаешь, мальчик?». Мальчик ответил: «Я хочу вычерпать море и перелить его в эту ямку». Блаженный Августин сказал мальчику, что это невозможно. А мальчик ему ответил: «Скорее я вычерпаю море и перелью в ямку, чем ты, Августин, откроешь тайну Святой Троицы», – и исчез. Это был ангел, посланный от Бога.

Конечно, тайна Святой Троицы не может быть нам открыта в полноте. Бог несравненно больше того, что мы знаем о Нем. Для того чтобы приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, богословы пользуются различного рода аналогиями, заимствованными из тварного мира. Например, некоторые указывали на то, что Образ Пресвятой Троицы просматривается в солнце и исходящих от него свете и тепле. Святой Августин усматривал некое подобие Троицы в устроении души человека – память (ум), мышление (знание), воля (любовь). Святитель Василий Великий в качестве такой аналогии предлагал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен».

Некоторые считают, что самым совершенным Образом Пресвятой Троицы является семья – муж, жена и ребенок. В семье отец, мать и ребенок должны жить в подобии той любви, которая соединяет Лица Святой Троицы.

Но боюсь, что нашими современниками этот образ может быть до конца воспринят лишь умом. Найти сейчас семью, в которой была бы совершенная любовь, очень трудно. Во всем мире идет катастрофический процесс разрушения института семьи, но из опыта общения с молодыми людьми я знаю, что у них сохраняется желание создать счастливую семью, в которой есть любовь. В России по статистике создание семьи (и, конечно, счастливой, кто же хочет создавать несчастную семью?) для девушек является первоочередной задачей, для юношей создание семьи – на втором месте после карьеры. К сожалению, семейная жизнь далеко не всегда складывается благополучно. Люди влюбляются, женятся, а потом начинается какой-то другой, разрушительный процесс внутри семьи. В России около половины семей распадается. Например, в 2013 году в Москве было заключено 92843 брака и зарегистрировано 42385 разводов.

Как справиться с этой бедой? Основа семейной жизни, без которой невозможно быть счастливым, – любовь, но само понятие любви в наше время искажено. Мы думаем, что любовь – это когда нас любят или когда нам кто-то нравится, и такой любви ищут многие. Им приятна красота людей противоположного пола, звук их голоса, очертания тела, блеск глаз, коса, мужественный шрам на щеке. Но ведь это не любовь. Это естественное стремление к лицам другого пола, которое Бог вложил в нас для того, чтобы продолжался человеческий род. В другой пол вложены те качества, которых нам самим недостает: у мужчин – женственности, у женщин – мужественности, – для того, чтобы мы друг друга восполняли. Но это еще не любовь.

Любовь – это готовность жертвовать собой, желание сделать другого человека счастливым, готовность терпеть другого, терпеть его недостатки, терпеть его слабости, терпеть его несовершенства. И не просто терпеть, молча, стиснув зубы, со злобой, с раздражением, а с надеждой, с надеждой на изменение к лучшему. Помогать ему в его нравственном росте, в его духовном совершенствовании. Когда ты готов всего себя отдать другому: и душу, и тело, и чувства, и время, и достаток, – все для другого. Вот эта верность другому во всем и есть любовь – основа брака. Но если в семье нет намерения жить, приумножая любовь, нет этого желания, этой цели, тогда чувства могут измениться, и то, что люди называют любовью, может иссякнуть.

Раньше говорили, что брак – это школа целомудрия. Понятие «целомудрие» теперь забыто. Я спрашивал, что это такое, у старшеклассников в Москве. Многие даже не слышали этого слова. Никто не смог мне объяснить, что оно означает. Целостное мудрование о мире, целостное восприятие человека сейчас очень редко встречается. Неразумная любовь к чувственности, к плоти часто бывает основой отношений в семье. Живущие в браке хотят получать удовольствие от супружеских отношений, но не хотят детей. Они не понимают, что если они избегают рождения детей, брак становится блудным сожительством, а не семьей.

Семья разрушается, потому что люди забыли о Боге. Вернее, слово «Бог» они знают, даже верят в Него – в какогоо неведомого Бога, который где-то далеко, живет своей жизнью, создал землю, а потом о ней забыл. Но они не верят в Бога, Который стал человеком, в Бога, Который пришел на землю умереть за людей и воскреснуть; вознестись на небеса, но остаться на земле, Который пребывает с теми, кто верит в Него, кто исполняет Его слова, кто участвует в Таинствах, которые Он установил. Без стремления к Богу нельзя научиться жить и с другим человеком. Ведь если человек вынес Бога за скобки своего бытия или, вернее, сам вышел за скобки Промысла, который установлен Богом, и живет вне Божественной любви, как тогда он сам может любить? Он похож на блудного сына, который имел очень многое, получил наследство от отца (в каждого из нас вложены дарования Божии, в том числе и способность любить), но вне отеческого дома растратил все, что имел, и был готов жить, как живут свиньи. Пребывание в Боге, стремление быть с Богом, искание Бога, исполнение Его слов, Его заветов, Его правил, которые хранит Церковь, и помогает человеку научиться любви. Вне этого семья может быть союзом людей, которые друг другу подходят и нужны. Но семья, где бы люди жертвовали для другого всем, что у них есть, умножали бы любовь, где любовь была бы духовной, где в этой любви воспитывались бы дети, – такой семьи без Бога, вне Бога быть не может. В храме, где я являюсь настоятелем, помолвки и свадьбы становятся приходскими праздниками. Разделить радость молодоженов собираются родственники, друзья и прихожане, те, с кем они молятся вместе каждое воскресенье, причащаются Святых Таин. Друзья готовят слайд-фильмы про молодых супругов, про их детство, увлечения, про то, как они познакомились. Кто-то готовит музыкальные номера и театральные сценки. Приходские свадьбы – это всегда большая радость и утешение для всех нас!

Последнее время раза два в месяц мы стали собирать для совместной молитвы тех, кто хотел бы создать счастливую семью. Мы вместе поем замечательный акафист Иисусу Сладчайшему. Во время его пения в очень красивых стихах вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и мы многажды обращаемся к Нему с молитвой: «Иисусе Сыне Божий, помилуй нас!». Потом читается особая молитва о тех, кто хотел бы создать семью. А после этой службы с молодежью встречаются супруги, которые много лет прожили в браке, воспитали детей. Они рассказывают о том, как они познакомились, какие были трудности совместной жизни, как они их преодолевали, как воспитывали детей, отвечают на вопросы. Помимо семейной пары в беседе участвует священник. В Православной Церкви священники женатые, у них тоже есть опыт семейной жизни и, как правило, много детей. Эти встречи являются школой семейной жизни для молодежи.

Любовь к ближним

В мире, в котором мы живем, есть два течения. С одной стороны, мы видим оскудение любви. Родители отказываются от своих детей, взрослые дети забывают престарелых родителей. Я спрашивал у своих знакомых медицинских сестер в Англии, которые сейчас на пенсии, о том, что изменилось в медицине. Они сказали, что новые медицинские технологии позволяют больше помогать людям, но такого отношения к больному, как раньше, нет. То же самое мы видим и у нас. В больших городах так много людей, что они стараются просто не замечать друг друга. Они едут в транспорте, идут по улицам, но ведут себя так, как будто рядом никого нет. Может быть, если что-то случится, они будут друг другу помогать. Но бывает и так, что люди, участвующие в вооруженных конфликтах и принадлежащие к одной вере, к одной конфессии, теряют человеческий облик, безжалостно убивают друг друга, мучают, издеваются над пленными.

С другой стороны, есть много людей, которые стремятся исполнить заповедь о любви к ближнему. Это, например, община св. Эгидия в Католической Церкви или добровольцы из православной службы помощи «Милосердие» в Москве. И те, и другие, видя оскудение любви в мире, хотят жить, умножая любовь молитвой и делами милосердия. Каждое воскресенье к нам в храм приходят несколько новых людей, которые хотят стать добровольцами. Они сами выбирают, где они хотят помогать. Кто-то хочет ходить в дом престарелых; кто-то – к детяминвалидам; кто-то – бесплатно делать ремонт в домах людей, у которых нет на это денег; кто-то может на машине отвезти инвалида в храм или в больницу; кто-то – позаниматься с детьми в многодетной семье.

Помогать другим мы должны по завету Христа. И даже если у нас нет чувства жалости, как у милосердного самарянина, мы все равно должны помогать, потому что любовь – это делание. Есть любовь – чувство, которое очень переменчиво. А есть любовь как волеизъявление. Когда чувства любви нет, но ты помогаешь другому из чувства долга, из желания исполнить заповедь о любви. Если человек переступает через свое самолюбие, то через это меняется его внутреннее устроение. Сначала он совершает дела милосердия через силу, с трудом, а потом для него становится естественным быть добрым, сочувствовать и сострадать чужому горю, он уже не может пройти мимо чужой беды.

В каждого человека при его сотворении Бог влагает потенциальную способность любить, жить для другого. Ведь если Господь в Евангелии призывает нас даже к любви к врагам, то, конечно же, потому, что в каждого из нас вложена эта способность. Каждому из нас может быть дарована Христом эта удивительная радость, превосходящая все другие радости земные, – радость самоотверженной любви. И, наверное, из-за того, что люди не знают этой радости, не могут к ней приобщиться, не могут найти подлинный смысл в жизни, они впадают в различные грехи, ищут утешения в удовлетворении своих греховных страстей и живут не так, как их призвал Бог, а даже хуже, чем животные, уподобляются дьяволу.

Настоящей любви можно учиться на примере святых.

Однажды святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, сидел в своей келии (еще до того, как он стал папой) и по обычаю писал книги. К нему пришел нищий (точнее, ангел Господень в образе нищего) и сказал ему: «Помоги мне, я – корабельщик и потерпел крушение; в море погибло не только мое добро – все, что было у меня, но и чужое». Святитель Григорий велел дать тому человеку шесть золотых монет. Получив их, нищий ушел. Немного спустя, в тот же день пришел опять тот же нищий к блаженному, говоря: «Помоги мне, раб Божий: моя потеря велика, а ты дал мне мало!». Святой опять дал ему шесть монет. Так продолжалось, пока у святого совсем не осталось денег. Когда нищий пришел снова, слуга сказал святителю Григорию: «У нас нет ничего, – отвечал служитель, – кроме серебряного сосуда, в котором великая госпожа, мать твоя, по обычаю прислала тебе квашеного сочива». Григорий сказал: «Подай, брат мой, нищему и это блюдо, чтобы отошел он от нас без печали, ибо он ищет утешения в беде своей». Ангел взял сосуд, отошел с радостью, никогда уже больше не приходил явно в образе нищего просить милостыню, но невидимо пребывал при святом, храня его и помогая ему во всем. Известно, что и став папой, святитель Григорий каждый день садился обедать вместе с 12 нищими. Стол, за которым он обедал, до сих пор хранится в Риме – в храме Сан-Грегорио Маньо ан Челио.

Вот еще один пример из жития святителя Николая Чудотворца. Один человек, у которого было три дочери, из-за крайней бедности решился послать одну из них заниматься проституцией, чтобы не умереть с голоду. Об этом узнал будущий святитель и ночью бросил ему мешочек с деньгами в окошко, чтобы он смог отдать эту дочь замуж. Я бы сказал этому человеку: «Как тебе не стыдно! Давай мы тебе найдем работу». А святитель Николай ничего не сказал, просто тайно подбросил деньги. И когда этот отец решил сделать то же со второй дочерью, святитель Николай кинул ему второй мешок с деньгами. Это повторилось и в третий раз. Святой не стал обличать его в намерении совершить гнусный грех, а просто помог ему не совершать этого греха. Не у всех есть возможность подбрасывать мешки с деньгами, но у каждого молодого, здорового человека есть силы и возможность помочь тем, кто нуждается. Очень часто люди совершают злые дела из-за нужды и от отчаяния.

Помните ли вы, дорогие друзья, что говорил Иоанн Креститель людям, приходившим креститься на Иордан? Он говорил, что нужно принести достойный плод покаяния. Они, не понимая, спрашивали, что же нужно сделать. И он говорил, что нужно делать мытарям, сборщикам налогов. Можно эти слова отнести ко всем чиновникам, не только сотрудникам налогового ведомства. Он говорил, что нужно делать воинам, которые тогда исполняли, в том числе, и функции полицейских. Наверное, среди вас не так много полицейских и чиновников, поэтому эти советы Иоанна Крестителя можно сейчас и не упоминать. Были среди приходящих к нему и простые люди, и он говорил им то, что, наверное, можно отнести ко всем нам: «У кого есть две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11). Всегда есть в этом мире кто-то, у кого меньше денег, одежды, еды, чем у нас. Мы должны делиться с этими людьми своими деньгами, вещами, временем, силами – и это, по словам Иоанна Крестителя, есть покаяние. Мы же все грешники перед Богом. И православные, и католики. Мы все нуждаемся в покаянии и просим прощения у Бога. И надеяться на прощение можно только тогда, когда ты помогаешь другим.

(Окончание следует)

Епископ Орехово-Зуевский
Пантелеимон

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.