24 августа 2014 года в итальянском городе Римини открылся крупнейший в Европе христианский форум, в котором принимали участие
сотни тысяч людей из разных уголков мира. 29 августа с докладом «Как научиться любви» в рамках форума выступил председатель
Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
– Дорогие друзья, я очень благодарен
вам за приглашение принять участие в этой
встрече в Римини. Мне хотелось бы поговорить с вами о самом главном. О любви.
Любовь с большой буквы – это Сам Бог
(1 Ин. 4:16), Святая Троица, Отец, Сын и
Святой Дух.
Мы будем говорить и о любви с маленькой буквы. О любви человеческой. Не только
о том, что Бог в Самом Себе есть Любовь
и не только о Любви Бога к нам. Мы будем
говорить и о любви человека к человеку.
Когда мои дочери были маленькими, они
очень любили делать «секретики». Выкапывалась ямка и в нее помещалось что-нибудь
красивое: цветочки, разноцветные камушки,
фантики от конфет. Потом ямка закрывалась
маленьким стеклышком и засыпалась землей,
и только мои милые дочки знали о том, какая красота там скрывается. По секрету, на
ушко, об этом сообщалось и мне, и я приглашался, чтобы разделить их тайную радость.
Они тихонько разгребали землю, и я восхищался всегда новой красотой «секретика».
У многих жизнь с годами становится
скучной и серой, они не знают о дивных секретах и великих тайнах, сокрытых под покровом повседневности.
Мы все любим тайны, любим разгадывать
загадки, делиться секретами. Кое о чем лучше бы и не знать, но есть тайны, не поняв
которых, не найдешь счастья. Узнать Тайну любви — главную, великую Тайну — вот
цель человеческой жизни!
К сожалению, некоторые в детстве не знали даже любви матери или отца. Как часто
подростками мы тосковали, не имея лучшего друга или подруги! Как мучились в юности
от несчастной, неразделенной любви! Сколько
людей вдруг узнавали, что в их браке, оказывается, нет любви! Сколько родителей страдает от того, что дети их не любят! Бедные,
бедные мы люди! Имея внутри себя вложенную при нашем создании способность любить
и быть любимыми, мы не знаем об этом и
не можем реализовать то, что является сущностью человеческой природы.
Я все время слышу о неумении любить.
Мне все время жалуются на одиночество. Все
время признаются в том, что обижают других, грубят, раздражаются, осуждают, терпеть
не могут самых близких людей: родителей,
детей, мужа, жену. Плачут иногда, стараются исправиться – но сделать ничего с собой
не могут – поскольку не знают тайны любви!
Об этой любви я и хочу поговорить сегодня. Я сам ее не знаю вполне, но я знаю, где
и от Кого можно узнать, как научиться любви.
Любовь в семье
Однажды в Италии, в венецианском музее Скуола Сан-Джорджо дельи Скьявони,
мне напомнили историю, которая случилась
со святым блаженным Августином. В память об этой истории даже подарили морскую раковину. Я взял ее с собой и хотел
бы показать вам.
Когда святой блаженный Августин шел
на диспут, где собирался объяснить тайну
Пресвятой Троицы, он увидел мальчика, сидящего на берегу моря. Раковиной он черпал
из моря воду и переносил ее в маленькую
ямку в песочке. Святой блаженный Августин спросил: «Что ты делаешь, мальчик?».
Мальчик ответил: «Я хочу вычерпать море и
перелить его в эту ямку». Блаженный Августин сказал мальчику, что это невозможно.
А мальчик ему ответил: «Скорее я вычерпаю
море и перелью в ямку, чем ты, Августин,
откроешь тайну Святой Троицы», – и исчез.
Это был ангел, посланный от Бога.
Конечно, тайна Святой Троицы не может
быть нам открыта в полноте. Бог несравненно больше того, что мы знаем о Нем. Для
того чтобы приблизить учение о Пресвятой
Троице к восприятию человека, богословы
пользуются различного рода аналогиями, заимствованными из тварного мира.
Например, некоторые указывали на то,
что Образ Пресвятой Троицы просматривается в солнце и исходящих от него свете и
тепле. Святой Августин усматривал некое
подобие Троицы в устроении души человека – память (ум), мышление (знание), воля
(любовь). Святитель Василий Великий в качестве такой аналогии предлагал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен
в самом себе и многоцветен».
Некоторые считают, что самым совершенным Образом Пресвятой Троицы является семья – муж, жена и ребенок. В семье отец, мать и ребенок должны жить в
подобии той любви, которая соединяет Лица Святой Троицы.
Но боюсь, что нашими современниками
этот образ может быть до конца воспринят лишь умом. Найти сейчас семью, в которой была бы совершенная любовь, очень
трудно. Во всем мире идет катастрофический процесс разрушения института семьи,
но из опыта общения с молодыми людьми я
знаю, что у них сохраняется желание создать счастливую семью, в которой есть любовь. В России по статистике создание семьи (и, конечно, счастливой, кто же хочет
создавать несчастную семью?) для девушек
является первоочередной задачей, для юношей создание семьи – на втором месте после карьеры. К сожалению, семейная жизнь
далеко не всегда складывается благополучно. Люди влюбляются, женятся, а потом начинается какой-то другой, разрушительный
процесс внутри семьи. В России около половины семей распадается. Например, в 2013
году в Москве было заключено 92843 брака
и зарегистрировано 42385 разводов.
Как справиться с этой бедой? Основа семейной жизни, без которой невозможно быть
счастливым, – любовь, но само понятие любви в наше время искажено. Мы думаем, что
любовь – это когда нас любят или когда нам
кто-то нравится, и такой любви ищут многие.
Им приятна красота людей противоположного пола, звук их голоса, очертания тела,
блеск глаз, коса, мужественный шрам на
щеке. Но ведь это не любовь. Это естественное стремление к лицам другого пола, которое
Бог вложил в нас для того, чтобы продолжался
человеческий род. В другой пол вложены
те качества, которых нам самим недостает:
у мужчин – женственности, у женщин – мужественности, – для того, чтобы мы друг друга
восполняли. Но это еще не любовь.
Любовь – это готовность жертвовать собой, желание сделать другого человека счастливым, готовность терпеть другого, терпеть
его недостатки, терпеть его слабости, терпеть его несовершенства. И не просто терпеть, молча, стиснув зубы, со злобой, с раздражением, а с надеждой, с надеждой на
изменение к лучшему. Помогать ему в его
нравственном росте, в его духовном совершенствовании. Когда ты готов всего себя
отдать другому: и душу, и тело, и чувства,
и время, и достаток, – все для другого. Вот
эта верность другому во всем и есть любовь – основа брака. Но если в семье нет
намерения жить, приумножая любовь, нет
этого желания, этой цели, тогда чувства могут измениться, и то, что люди называют любовью, может иссякнуть.
Раньше говорили, что брак – это школа целомудрия. Понятие «целомудрие» теперь забыто. Я спрашивал, что это такое,
у старшеклассников в Москве. Многие даже
не слышали этого слова. Никто не смог мне
объяснить, что оно означает. Целостное мудрование о мире, целостное восприятие человека сейчас очень редко встречается. Неразумная любовь к чувственности, к плоти
часто бывает основой отношений в семье.
Живущие в браке хотят получать удовольствие от супружеских отношений, но не хотят детей. Они не понимают, что если они
избегают рождения детей, брак становится
блудным сожительством, а не семьей.
Семья разрушается, потому что люди забыли о Боге. Вернее, слово «Бог» они знают, даже верят в Него – в какогоо неведомого Бога, который где-то далеко, живет своей жизнью, создал землю, а потом
о ней забыл. Но они не верят в Бога, Который стал человеком, в Бога, Который пришел на землю умереть за людей и воскреснуть; вознестись на небеса, но остаться на
земле, Который пребывает с теми, кто верит
в Него, кто исполняет Его слова, кто участвует в Таинствах, которые Он установил.
Без стремления к Богу нельзя научиться
жить и с другим человеком. Ведь если человек вынес Бога за скобки своего бытия или,
вернее, сам вышел за скобки Промысла, который установлен Богом, и живет вне Божественной любви, как тогда он сам может любить? Он похож на блудного сына, который
имел очень многое, получил наследство от
отца (в каждого из нас вложены дарования
Божии, в том числе и способность любить),
но вне отеческого дома растратил все, что
имел, и был готов жить, как живут свиньи.
Пребывание в Боге, стремление быть с
Богом, искание Бога, исполнение Его слов,
Его заветов, Его правил, которые хранит
Церковь, и помогает человеку научиться
любви. Вне этого семья может быть союзом
людей, которые друг другу подходят и нужны. Но семья, где бы люди жертвовали для
другого всем, что у них есть, умножали бы
любовь, где любовь была бы духовной, где в
этой любви воспитывались бы дети, – такой
семьи без Бога, вне Бога быть не может.
В храме, где я являюсь настоятелем, помолвки и свадьбы становятся приходскими
праздниками. Разделить радость молодоженов собираются родственники, друзья и прихожане, те, с кем они молятся вместе каждое воскресенье, причащаются Святых Таин.
Друзья готовят слайд-фильмы про молодых
супругов, про их детство, увлечения, про то,
как они познакомились. Кто-то готовит музыкальные номера и театральные сценки. Приходские свадьбы – это всегда большая радость и утешение для всех нас!
Последнее время раза два в месяц мы
стали собирать для совместной молитвы тех,
кто хотел бы создать счастливую семью.
Мы вместе поем замечательный акафист
Иисусу Сладчайшему. Во время его пения
в очень красивых стихах вспоминается вся
земная жизнь Иисуса Христа и мы многажды
обращаемся к Нему с молитвой: «Иисусе
Сыне Божий, помилуй нас!». Потом читается
особая молитва о тех, кто хотел бы создать
семью. А после этой службы с молодежью
встречаются супруги, которые много лет
прожили в браке, воспитали детей. Они рассказывают о том, как они познакомились,
какие были трудности совместной жизни,
как они их преодолевали, как воспитывали
детей, отвечают на вопросы. Помимо семейной пары в беседе участвует священник.
В Православной Церкви священники женатые, у них тоже есть опыт семейной жизни и,
как правило, много детей. Эти встречи являются школой семейной жизни для молодежи.
Любовь к ближним
В мире, в котором мы живем, есть два
течения. С одной стороны, мы видим оскудение любви. Родители отказываются от своих
детей, взрослые дети забывают престарелых
родителей. Я спрашивал у своих знакомых
медицинских сестер в Англии, которые
сейчас на пенсии, о том, что изменилось в
медицине. Они сказали, что новые медицинские технологии позволяют больше помогать
людям, но такого отношения к больному, как
раньше, нет. То же самое мы видим и у нас.
В больших городах так много людей, что
они стараются просто не замечать друг друга. Они едут в транспорте, идут по улицам,
но ведут себя так, как будто рядом никого
нет. Может быть, если что-то случится, они
будут друг другу помогать. Но бывает и
так, что люди, участвующие в вооруженных
конфликтах и принадлежащие к одной вере,
к одной конфессии, теряют человеческий
облик, безжалостно убивают друг друга,
мучают, издеваются над пленными.
С другой стороны, есть много людей, которые стремятся исполнить заповедь о любви
к ближнему. Это, например, община св. Эгидия в Католической Церкви или добровольцы из православной службы помощи «Милосердие» в Москве. И те, и другие, видя
оскудение любви в мире, хотят жить, умножая любовь молитвой и делами милосердия.
Каждое воскресенье к нам в храм приходят несколько новых людей, которые хотят
стать добровольцами. Они сами выбирают,
где они хотят помогать. Кто-то хочет ходить в дом престарелых; кто-то – к детяминвалидам; кто-то – бесплатно делать ремонт
в домах людей, у которых нет на это денег;
кто-то может на машине отвезти инвалида в
храм или в больницу; кто-то – позаниматься
с детьми в многодетной семье.
Помогать другим мы должны по завету
Христа. И даже если у нас нет чувства жалости, как у милосердного самарянина, мы
все равно должны помогать, потому что любовь – это делание. Есть любовь – чувство,
которое очень переменчиво. А есть любовь
как волеизъявление. Когда чувства любви нет,
но ты помогаешь другому из чувства долга,
из желания исполнить заповедь о любви. Если
человек переступает через свое самолюбие,
то через это меняется его внутреннее устроение. Сначала он совершает дела милосердия
через силу, с трудом, а потом для него становится естественным быть добрым, сочувствовать и сострадать чужому горю, он уже
не может пройти мимо чужой беды.
В каждого человека при его сотворении
Бог влагает потенциальную способность любить, жить для другого. Ведь если Господь
в Евангелии призывает нас даже к любви к
врагам, то, конечно же, потому, что в каждого из нас вложена эта способность. Каждому из нас может быть дарована Христом
эта удивительная радость, превосходящая все
другие радости земные, – радость самоотверженной любви. И, наверное, из-за того,
что люди не знают этой радости, не могут
к ней приобщиться, не могут найти подлинный смысл в жизни, они впадают в различные грехи, ищут утешения в удовлетворении
своих греховных страстей и живут не так,
как их призвал Бог, а даже хуже, чем животные, уподобляются дьяволу.
Настоящей любви можно учиться на примере святых.
Однажды святитель Григорий Двоеслов,
папа Римский, сидел в своей келии (еще до
того, как он стал папой) и по обычаю писал
книги. К нему пришел нищий (точнее, ангел
Господень в образе нищего) и сказал ему:
«Помоги мне, я – корабельщик и потерпел
крушение; в море погибло не только мое добро – все, что было у меня, но и чужое».
Святитель Григорий велел дать тому человеку шесть золотых монет. Получив их, нищий
ушел. Немного спустя, в тот же день пришел
опять тот же нищий к блаженному, говоря:
«Помоги мне, раб Божий: моя потеря велика, а ты дал мне мало!». Святой опять дал
ему шесть монет. Так продолжалось, пока у
святого совсем не осталось денег. Когда нищий пришел снова, слуга сказал святителю
Григорию: «У нас нет ничего, – отвечал служитель, – кроме серебряного сосуда, в котором великая госпожа, мать твоя, по обычаю прислала тебе квашеного сочива». Григорий сказал: «Подай, брат мой, нищему и
это блюдо, чтобы отошел он от нас без печали, ибо он ищет утешения в беде своей».
Ангел взял сосуд, отошел с радостью, никогда
уже больше не приходил явно в образе нищего просить милостыню, но невидимо пребывал при святом, храня его и помогая ему
во всем. Известно, что и став папой, святитель Григорий каждый день садился обедать вместе с 12 нищими. Стол, за которым
он обедал, до сих пор хранится в Риме –
в храме Сан-Грегорио Маньо ан Челио.
Вот еще один пример из жития святителя
Николая Чудотворца. Один человек, у которого было три дочери, из-за крайней бедности решился послать одну из них заниматься проституцией, чтобы не умереть с голоду.
Об этом узнал будущий святитель и ночью
бросил ему мешочек с деньгами в окошко,
чтобы он смог отдать эту дочь замуж. Я бы
сказал этому человеку: «Как тебе не стыдно! Давай мы тебе найдем работу». А святитель Николай ничего не сказал, просто тайно подбросил деньги. И когда этот отец решил сделать то же со второй дочерью, святитель Николай кинул ему второй мешок с
деньгами. Это повторилось и в третий раз.
Святой не стал обличать его в намерении
совершить гнусный грех, а просто помог ему
не совершать этого греха. Не у всех есть
возможность подбрасывать мешки с деньгами, но у каждого молодого, здорового человека есть силы и возможность помочь тем,
кто нуждается. Очень часто люди совершают злые дела из-за нужды и от отчаяния.
Помните ли вы, дорогие друзья, что
говорил Иоанн Креститель людям, приходившим креститься на Иордан? Он говорил, что
нужно принести достойный плод покаяния.
Они, не понимая, спрашивали, что же нужно
сделать. И он говорил, что нужно делать
мытарям, сборщикам налогов. Можно эти
слова отнести ко всем чиновникам, не только сотрудникам налогового ведомства. Он
говорил, что нужно делать воинам, которые
тогда исполняли, в том числе, и функции
полицейских. Наверное, среди вас не так
много полицейских и чиновников, поэтому
эти советы Иоанна Крестителя можно сейчас
и не упоминать. Были среди приходящих к
нему и простые люди, и он говорил им то,
что, наверное, можно отнести ко всем нам:
«У кого есть две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же»
(Лк. 3:11). Всегда есть в этом мире кто-то,
у кого меньше денег, одежды, еды, чем
у нас. Мы должны делиться с этими людьми
своими деньгами, вещами, временем, силами – и это, по словам Иоанна Крестителя,
есть покаяние. Мы же все грешники перед
Богом. И православные, и католики. Мы все
нуждаемся в покаянии и просим прощения
у Бога. И надеяться на прощение можно
только тогда, когда ты помогаешь другим.
(Окончание следует)
Епископ Орехово-Зуевский
Пантелеимон
|