ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Лучший путь познания Бога – путь добра

Мы подошли к последней Заповеди Закона Божиего. Что она означает? Как только человек пожелал, так уже впал во грех. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Один праведный человек, по имени Ловро, оставил свое село и поселился в горах, где жил уединенно. Он старался искоренить из своей души все лишние желания. Несколько лет Ловро думал лишь о Боге, молился Богу и постился. Когда он снова вернулся в село, все односельчане дивились сиянию святости Ловры. И все его почитали за праведного человека Божия.

И был в том селе некто по имени Тадия, и позавидовал Тадия Ловру. И сказал он своим односельчанам, что и он может стать таким же, как Ловро. И удалился Тадия в горы, и начал свой самочинный подвиг в одиночестве. Через месяц вернулся Тадия в свое село. И когда односельчане спросили его: «Что ты делал в течение месяца?». Он сказал: «Убивал, крал, лгал, нападал на людей, хвалился, прелюбодействовал, чинил всевозможные беззакония». «Как же так, ведь ты был там один?» – «Да, телом я был один, но душой и сердцем был я среди людей непрестанно, и что не мог делать руками и ногами, и языком, и телом своим, все это творил в душе и сердце своем». Таким образом, человек может грешить и вдали от людей, в одиночестве. Потому как если человек оставит человеческое общество, его самого не оставят его грешные желания, душевная мерзость и нечистые мысли. Помочь может покаяние. Однако тяжелее всего истинное покаяние для тех, кто занимался прежде магией и оккультизмом. Какие страшные и неожиданные искушения воздвигает против них сатана! Но Господь говорит нам: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Потеря надежды – это духовная смерть. Чтобы исполнить десятую заповедь, надо стараться стяжать непрестанную Иисусову молитву: благодаря ей постепенно просветляются глубины сердца человека. Постепенно имя Иисуса Христа сойдет в глубину сердца, и тогда человек испытает радость духовной чистоты – единственную истинную радость. Поэтому помолимся Богу, пусть Он поможет нам исполнить и эту последнюю заповедь Его. Помоги нам, Господи, да научимся всем словам Твоего Закона.

Чтобы заповеди Божии принесли нам пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но чтобы они стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание, или, по образному выражению пророка, были написаны Богом на скрижалях нашего сердца. Тогда на личном опыте мы убедимся в их возрождающей силе, о чем писал праведный царь Давид: «Блажен человек, у которого воля в Законе Господа, и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, и все, что он ни делает, будет успешно» (Псал. 1:1). На вопрос юноши, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь Иисус Христос ответил: «Соблюдай заповеди» (Мф. 19:16 – 22).

Суммируя их, мы видим, что первая заповедь призывает нас поставить Бога в фокусе наших мыслей и стремлений; вторая – запрещает преклоняться перед чем-либо или служить чему-либо вместо Бога и учит не порабощаться страстями; третья – учит благоговеть перед Богом и Его именем; четвертая – посвящать Ему седьмой день недели и вообще часть своей жизни; пятая – учит почитать родителей и вообще старших. Следующие четыре заповеди внушают уважение к ближнему и запрещают причинять ему какое-либо зло: лишать его жизни или вредить его здоровью, посягать на его семейную жизнь, его имущество и ронять его честь. Наконец, последняя заповедь запрещает завидовать и призывает к сердечной чистоте.

Таким образом, десять заповедей дают людям то основное нравственное руководство, которое необходимо для созидания как частной, так и семейной, и общественной жизни. Жизнь показывает, что, пока государство в своем законодательстве руководствуется этими моральными принципами и заботится о соблюдении их, жизнь в стране течет нормально. Когда же оно отступает от этих принципов и начинает попирать их – будь это тоталитарное или демократическое государство – жизнь в стране приходит в расстройство и катастрофа надвигается.

Господь Иисус Христос раскрыл глубокий смысл всех заповедей, объяснив, что, по сути, они сводятся к учению о любви к Богу и ближним: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим, а ближнего своего возлюби, как самого себя… На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37 – 40).

В свете такого глубокого их понимания значение десяти заповедей заключается в том, что они ясно и точно определяют, в чем должна выражаться наша любовь и что любви противоречит.

Помощи Божией нам всем!
Подготовила Елена Зарова,
г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.