ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Значение жизни и трудов преподобного Сергия в укреплении государственности России

3 мая 2014 года исполняется 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского – знаменитого подвижника, игумена земли русской, духовного отца великого князя Димитрия Донского, основателя целого созвездия монастырей по всей России и за ее пределами – через своих учеников. На месте подвига преподобного Сергия, в 70 километрах от Москвы, возникла Троице-Сергиева обитель – и ныне действующий монастырь. Для этой обители преподобный Андрей Рублев написал всемирно известную икону Святой Троицы. В 1993 году архитектурный ансамбль Лавры вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Указе прежнего Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» еще в 2011 году сказано: «В целях сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления духовного единства российского народа и в связи с исполняющимся в 2014 году 700-летием со дня рождения преподобного Сергия Радонежского постановляю:

1. Провести в 2014 году праздничные мероприятия, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского…».

Нынешний Президент РФ Владимир Владимирович Путин в декабре 2012 года особым распоряжением о совершенствовании деятельности рабочей группы при Администрации Президента РФ по празднованию 700-летия преподобного Сергия утвердил состав этой группы, в который вошли высшие чиновники государства и представители Русской Православной Церкви.

И теперь по всей стране проходят памятные мероприятия, научные конференции, выставки, посвященные раскрытию большого значения жизни и трудов преподобного Сергия в деле укрепления государственности Руси, в том числе и настоящее мероприятие – Филофеевские чтения. Наша встреча – представителей Русской Православной Церкви – мирян и духовенства, государственных служащих, ученых и студентов – в рамках общих мероприятий имеет именно государственное значение. Мы чувствуем себя единым народом, имеющим общие культурно-религиозные ценности, общее славное, а временами и трагичное прошлое. В наше время, когда не укоренившиеся в знании истории своего отечества молодые люди, наши соотечественники, говорят: «У меня нет будущего в этой стране», – важно открывать и познавать страницы истории нашей Великой России. Проведение подобных мероприятий весьма важно для воспитания в молодежи любви к своему Отечеству через правдивое осмысление исторических событий. Спор западников и славянофилов продолжается и по сей день. От решения этого спора во многом зависит и наше общее будущее. Вспомним русского философа и одновременно самого значительного мыслителя в философском течении, именуемом «западничество», – Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). В первом же своем «Философическом письме» историю нашей страны он называет недоразумением в связи с тем, что Русь приняла православие, а не католическую веру. Историю Отечества он начинал только от Петра I. Как же это напоминает наше недавнее прошлое, когда подлинную историю России принято было начинать с 1917 года! Полезно вспомнить ответ А.С. Пушкина своему старшему товарищу, с которым он познакомился еще в Царскосельском лицее. Наш великий поэт пишет как глубокий историк: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с Вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы – разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие – печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, – как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человека с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Знакомство молодых людей с нашим драгоценным историческим и культурным наследием избавило бы их от многих мифов о нашем прошлом или от полного незнания великих русских людей, известных всему цивилизованному миру, но не нашим современным юным нигилистам. Среди тех, которыми бы мы могли справедливо гордиться вместе с А.С. Пушкиным, был выдающийся миссионер и подлинный апостол Сибири святой митрополит Филофей Тобольский (1650-1727), в память о котором мы уже в пятый раз проводим Филофеевские чтения. Нынешние чтения мы посвятили 700-летнему юбилею со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Напомним себе в самых основных чертах жизнь преподобного Сергия, вдохновившего многих русских писателей, летописцев, историков, гимнографов, иконописцев на создание значительных памятников культуры. При этом будем опираться, в основном, на канонический текст преподобного Епифания Премудрого, первого составителя жития своего духовного отца святого Сергия. Преподобный Сергий родился в селе Варница близ Ростова в семье знатных бояр Кирилла и его жены Марии. В крещении он нарекается Варфоломеем. Епифаний Премудрый описывает чудеса при рождении и младенчестве Варфоломея, по которым мы удостоверяемся в особом Божественном избранничестве и предназначении мальчика. Кроме него в семье были братья. В возрасте семи лет Варфоломей начал обучаться грамоте в церковной школе вместе с ними – со старшим братом Стефаном, впоследствии ставшим иноком, и младшим Петром. Всем нам известна картина кисти Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890 год). Эта картина иллюстрирует один из эпизодов жизни преподобного Сергия периода его отрочества. Мальчику никак не давалась грамота, учитель бранил его, родители огорчались. Сам отрок слезно молился, чтобы Бог даровал ему способность к обучению. И Господь внял молитве отрока. Однажды, отец послал Варфоломея искать лошадей в поле. И вот под одним дубом мальчик увидел святого и чудного старца-схимника, как пишет Епифаний, в сане пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял под дубом и усердно со слезами молился. Отрок поведал свое горе старцу, попросил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец дал ему кусочек просфоры – кусочек церковного хлеба – и сказал, что отныне Господь дарует ему хорошее знание грамоты, большее, чем у его братьев и сверстников. Благодарный отрок упросил схимника посетить дом его родителей. Старец пришел к ним и предсказал, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь, а впоследствии станет основателем обители Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». Предсказание старца исполнилось, и Варфоломей стал не только лучшим учеником среди сверстников, но и впоследствии великим учителем земли русской. Мы обращаемся в молитве к преподобному Сергию как верному помощнику и назидателю всех учащих и учащихся. В дни студенческих сессий у подсвечника преподобному Сергию особенно много свечей.

Когда Варфоломею было 14 лет, боярин Кирилл, его отец, с семьей был вынужден из-за бедности перебраться ближе к Москве в местечко Радонеж. Именно там у юного Варфоломея возникла твердая решимость постричься в монахи. В возрасте 20 лет он обратился за благословением к родителям отпустить его в святую обитель. Но родители сказали, чтобы он дождался их смерти и только тогда бы удалялся в монастырь.

Братья Стефан и Петр уже жили отдельно со своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой родителей. Сын с любовью исполнил Божественную заповедь о почитании родителей и заботился о них до самой смерти. Они же, как и было принято на Руси, перед смертью приняли иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, в трех верстах от Радонежа. После этого ничто не удерживало юношу от вступления на иноческий путь. И он начал свои подвиги в Радонежских лесах, совершенно глухих и непроходимых в то время.

К нему присоединился овдовевший старший брат Стефан. Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские напасти. Мимо келии преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келье медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба. Но слава о подвигах подвижника привлекала к нему боголюбцев, и они стали селиться вокруг него. Редко кто выдерживал суровый образ жизни преподобного, и многие уходили. Но приходили и новые искатели пустынножительства. И удивительно: постоянное количество сподвижников преподобного оставалось апостольским – двенадцать человек. Обитель преподобного Сергия располагалась на холме Маковец, в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келью и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но видя в их неотступной просьбе призвание свыше, дал согласие. Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общежительным уставом. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю нужду, но подвижники горели усердием в молитве. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. Однажды, в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келье одного брата. Но в час крайней нужды по молитвам братии неожиданно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение сирот, больных и странников. Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки монашеского общежития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Московский Алексий любил преподобного Сергия как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания. Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия как духовного отца и получил от него благословение на борьбу с полчищем хана Мамая. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», – сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 г.) открылись его святые мощи.

Жизненный подвиг прп. Сергия – это жертвенное служение на благо Святой Руси, это ему мы обязаны сплочением и сохранением нашего народа и укреплением нашей государственности. Велик вклад обители прп. Сергия и в развитие нашей духовности и культуры. Основывая обитель в честь Святой Троицы, он призывал стяжать дар Божественной любви, раскрывающийся в образе Святой Троицы, и преодолевать ненавистную вражду и разделенность мира сего земного. Ибо враг рода человеческого – лукавый – предметами этого материального мира земного сеет вражду и алчность, насаждает греховный эгоизм, лишая человека Божественного дара жертвенной любви.

Невозможно переоценить значение жизни преподобного для истории нашего Отечества. Обозревая жизнь преподобного Сергия, Василий Осипович Ключевский восхищается высотой и значением для России нравственного подвига «игумена земли Русской»: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия; не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. … Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».

Отец Павел Флоренский еще решительнее высказывается о значении преподобного для истории, культуры и будущего России: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому перво-узлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ осознал себя; и только тогда, сознав себя, – получил историческое право на самостоятельность. Куликово поле, вдохновленное и подготовленное у Троицы, еще за год до самой развязки, было пробуждением Руси как народа исторического».

Пусть же наша конференция послужит делу пробуждения нашего народа, юношества, научной и творческой интеллигенции в деле сохранения культурных и нравственных ценностей и укрепления духовного единства российского народа молитвами и благословением преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, и подражателя подвига преподобного на Сибирской земле Филофея, митрополита Тобольского и Сибирского!

+ ДИМИТРИЙ,
Митрополит Тобольский и Тюменский,
ректор Тобольской православной
духовной семинарии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.