Есть в Государственной Третьяковской галерее удивительная картина. На ней изображен смиренный монах с мудрым, сосредоточенным лицом, в руке которого застыло перо. Это автор русских летописей, написавший историю Руси как составную часть всемирной
истории, образованнейший инок-монах преподобный Нестор-летописец.
В тишине монастырских келий пишет он
свой главный труд – «Повесть временных
лет», – ставший высочайшим творением мировой письменности. А автор знаменитой
картины «Нестор-летописец» – русский художник Виктор Михайлович Васнецов.
Глядя на картину Васнецова, вспоминаю строчки из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», посвященные труду летописца:
Еще одно, последнее, сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…
Преподобный Нестор жил и творил на
рубеже XI-XII веков. В юности он пришел в
Киево-Печерский монастырь к преподобному
Феодосию и стал его послушником. Об этом
времени Нестор-летописец напишет позднее:
«Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий,
чернецы как светила сияли в Руси. Одни
были крепкими наставниками, другие тверды
были на бдении или на коленопреклонной
молитве; иные постились через день и через
два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные – вареное зелие, другие – только
сырое. Все пребывали в любви: младшие
покорялись старшим, не смея и говорить
пред ними и изъявляя полную покорность и
послушание; а старшие оказывали любовь к
младшим, наставляли и утешали их, как отцы
детей малых. Если какой-либо брат впадал
в какое-либо прегрешение, утешали его и
по великой любви делили епитимию одного
на двух и на трех. Такова была любовь
взаимная, при строгом воздержании! Если
брат выходил из монастыря, то все братия
скорбели о том, посылали за ним и звали
брата в монастырь, потом шли игумену,
кланялись и упрашивали принять брата, и
принимали с великой радостью».
Будучи послушником Киево-Печерского
монастыря, наделенный талантом от Бога
быть внимательным и вдумчивым слушателем, Нестор с годами развивает свой талант. «Одаренный умом любопытным, – писал историк Н.М. Карамзин о преподобном
Несторе-летописце, – слушал со вниманием изустные предания древности, народные
исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские хроники, записки церковные и
сделался первым летописцем Отечества».
Под его пером оживали картины героического прошлого нашего Отечества. Он открыл
перед нами завесу времени, чтобы мы могли окунуться в историческое прошлое своей
Родины, знать, «…откуду есть пошла Русская
земля». Об основании Киева-града, правлении князя Владимира, крестившего Русь, и
княгини Ольги, о первых страстотерпцах Борисе и Глебе, сыновьях князя Владимира,
невинно убиенных, о великих киевских князьях Игоре и Святославе, о сражениях и испытаниях, выпавших на долю Киевской Руси,
и о многом другом рассказывает летописец
в «Повести временных лет».
В «Энциклопедии людей и идей» о
Несторе-летописце говорится: «Инок-патриот
излагает историю Русской Церкви в главных
моментах ее исторического становления. Он
говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году,
при святом патриархе Константинопольском
Фотии; повествует о создании славянской
грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам
рассказ о первом православном храме в
Киеве (под 945 годом), об исповедническом
подвиге святых варягов-мучеников (под 983
годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год).
Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и
подвижниках. Время преподобного Нестора
было нелегким для Русской земли и Русской
Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными
набегами разоряли города и села, угоняли
в рабство русских людей, сжигали храмы и
обители. Преподобный Нестор был очевидцем
разгрома Печерской обители в 1096 году.
В летописи дано богословское осмысление
отечественной истории. Духовная глубина,
историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности».
Преподобный Нестор глубоко ценил «учение книжное», соединенное со смирением и
покаянием: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас
пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки,
напояющие вселенную, от которых исходит
мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими
утешаемся в печали, они узда воздержания.
Если прилежно поищешь в книгах мудрости,
то приобретешь великую пользу для своей
души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с
Богом или святыми мужами».
Для современных людей, забывающих
о великом значении книги, черпающих информацию методом скоростного чтения
в интернет-ресурсах, увлекающихся SMS-сообщениями, зачастую безграмотными, с
массой орфографических ошибок, слова преподобного Нестора-летописца звучат как напоминание: остановись, человек, возьми в
руки книгу, почерпни из нее мудрость веков, глубину мысли и получи «великую пользу для своей души».
Лариса ТЕЛЕГИНА,
г. Нижневартовск
|