ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Первый летописец Отечества

Есть в Государственной Третьяковской галерее удивительная картина. На ней изображен смиренный монах с мудрым, сосредоточенным лицом, в руке которого застыло перо. Это автор русских летописей, написавший историю Руси как составную часть всемирной истории, образованнейший инок-монах преподобный Нестор-летописец.

В тишине монастырских келий пишет он свой главный труд – «Повесть временных лет», – ставший высочайшим творением мировой письменности. А автор знаменитой картины «Нестор-летописец» – русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

Глядя на картину Васнецова, вспоминаю строчки из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», посвященные труду летописца:

Еще одно, последнее, сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…

Преподобный Нестор жил и творил на рубеже XI-XII веков. В юности он пришел в Киево-Печерский монастырь к преподобному Феодосию и стал его послушником. Об этом времени Нестор-летописец напишет позднее:

«Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные – вареное зелие, другие – только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли игумену, кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью».

Будучи послушником Киево-Печерского монастыря, наделенный талантом от Бога быть внимательным и вдумчивым слушателем, Нестор с годами развивает свой талант. «Одаренный умом любопытным, – писал историк Н.М. Карамзин о преподобном Несторе-летописце, – слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем Отечества». Под его пером оживали картины героического прошлого нашего Отечества. Он открыл перед нами завесу времени, чтобы мы могли окунуться в историческое прошлое своей Родины, знать, «…откуду есть пошла Русская земля». Об основании Киева-града, правлении князя Владимира, крестившего Русь, и княгини Ольги, о первых страстотерпцах Борисе и Глебе, сыновьях князя Владимира, невинно убиенных, о великих киевских князьях Игоре и Святославе, о сражениях и испытаниях, выпавших на долю Киевской Руси, и о многом другом рассказывает летописец в «Повести временных лет».

В «Энциклопедии людей и идей» о Несторе-летописце говорится: «Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности». Преподобный Нестор глубоко ценил «учение книжное», соединенное со смирением и покаянием: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Для современных людей, забывающих о великом значении книги, черпающих информацию методом скоростного чтения в интернет-ресурсах, увлекающихся SMS-сообщениями, зачастую безграмотными, с массой орфографических ошибок, слова преподобного Нестора-летописца звучат как напоминание: остановись, человек, возьми в руки книгу, почерпни из нее мудрость веков, глубину мысли и получи «великую пользу для своей души».

Лариса ТЕЛЕГИНА,
г. Нижневартовск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.