ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Отношение к винопитию в трудах святых отцов

В исследовании по данному вопросу не может подлежать сомнению тот факт, что святые отцы к употреблению вина относились крайне осторожно и воздержанно. В Церкви пьянство всегда считалось смертным грехом, и не об этом хочется сейчас говорить, а о том, что сегодня слова «Церковь» и «церковное вино» глубоко вошли в народное сознание, и в связи с этим новоявлением большинство духовенства и мирян считают вполне нормальным употребление вина, чаще всего кагора, на всякий церковный праздник. К тому же изобилие в продаже вин с различными церковными названиями, а также продажа вина в церковных лавках, хорошо способствуют этой, не так давно вошедшей в нашу церковную жизнь, традиции. Поэтому на фоне всенародного пьянства в нашей стране нам необходимо вспомнить, как раньше святые отцы, церковный устав и русский православный народ относились к употреблению вина.

В свое время священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, на Первом Всероссийском съезде православных трезвенников в 1912 году сказал, что «если бы сейчас среди нас жил святой апостол Павел, то он был бы абсолютным трезвенником. Ибо он готов был ради соблазнявшихся братьев отказаться от употребления вина во век». Можно сказать, что этот призыв и лег в основу святоотеческого отношения к винопитию. Вначале приведу высказывание святителя Тихона Задонского, жившего в первой половине XVIII века, когда на душу населения выпивалось не более четырех литров спиртного в год (для сравнения: сегодня – восемнадцать). Это высказывание святого отца может войти и в наше современное церковное сознание:

«Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им.

Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог». В «Житиях святых» Димитрия Ростовского поименно описана жизнь более 2000 святых (сюда не входят большие группы, не перечисленные поименно, например, 40 святых в озере Севастийском пострадавших и др.). Из двух тысяч – в 150 жизнеописаниях говорится об отношении к опьяняющим напиткам и пище. Из этих 150 святых – менее 10 умеренно употребляли вино или благословлявляли на умеренность «немощи ради», а остальные – абсолютные трезвенники.

В частности, первый московский Патриарх Иов был абсолютным трезвенником. Его биограф выражается так: «…Был нелицемерный постник, на удивление никогда не принимал вина». А святитель Игнатий Брянчанинов, объединяя святоотеческий глас, говорит, что «и ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина. Такое действие пищи основано на разнообразном действии ее на плоть и кровь и на том, что пары ее и газы от желудка подымаются в мозг и имеют влияние на ум. По этой причине все охмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости и тем победы в мысленной брани. Побежденный ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати; приобретенное многими и долговременными трудами теряется в несколько часов, в несколько минут. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие. Святые отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностию» (О посте, стр. 125, 6 абзац).

В Типиконе говорится о том, что если вино по уставу и положено, то не более одной чаши. И то, здесь речь идет о чистом виноградном вине, которое по крепости своей обычно не более чем 1-3%. А если говорится о двух и более чашах: «Две бо, или три чаши – то не по уставу рекохом, но по нужде бывати» (гл. 35), – то под нуждой понимается не столько утешение от подвижнических трудов, сколько лекарство от недугов.

Далее в этой же главе говорится, что «и великий Симеон Чудотворец глаголет: яко похвала монаху еже не питии вина. Аще ли и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и Великий Пимен отец наш глаголет: яко вина отнюд не подобает питии монахом». В главе же «О причащении Христовых Таин» говорится: «Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Тайны».

Устав, как известно, составлялся на Востоке, а там отношение к вину было весьма определенное. Например, древние греки употребляли вино следующим образом: мужчины до 35 лет были абсолютные трезвенники, после 35 лет мужчины употребляли разбавленное водой вино (1/2 ,1/4, 1/8) при условии рождения сына, женщинам вообще запрещалось употреблять алкоголь под страхом изгнания и смерти, давали пить неразбавленное вино только рабам в назидание детям хозяев, для того чтобы они, видя, каким пьяным и непристойным может стать человек, употребляющий неразбавленное вино, сами были трезвыми людьми. Поэтому можно предполагать, что Типикон не благословляет, а допускает употребление вина немощи ради телесной. Интересен также факт, что еще в XVII веке москвичи жили в строгой трезвости. В книге польского дворянина Самуила Маскевича, жившего в XVII веке, есть запись: «Московитяне соблюдают великую трезвость, которую требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено. Карчем и кабаков нет во всей Россее. Негде купить ни вина, ни пива, и даже дома, исключая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного».

Есть и предписания Святейшего Синода, которых никто не отменял, от 1885 года: «Епархиальным архиереям не допускать продажи спиртного на церковных и монастырских землях». Указ Святейшего Синода 1858 г. для духовенства: «...Живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».

Определение Святейшего Синода 1889 г.: «Содействовать правительству в борьбе с пьянством, учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни». По Указу Святейшего Синода с 1909 года учение о трезвости преподавалось в духовных семинариях, а с 1910 года – в церковно-приходских школах.

К марту 1914 года относится определение Святейшего Синода об установлении на будущее время повсеместно в России ежегодного, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, церковного праздника трезвости. Закончить свое сообщение хочется словами уже упомянутого нами священно-мученика Владимира (Богоявленского), как будто сказанными для наших дней: «Как неприступная, несокрушимая крепость стоит среди нашего народа эта страсть к винопитию с тысячами тысяч поводов и соблазнов к своему удовлетворению, с завладевшими всею народною жизнию нравами и обычаями, воззрениями и предубеждениями. Все взято в плен этим тираном: и труд и удовольствия, и палаты богачей, и убогия хижины бедняков, и ремесленныя и учебныя заведения, и воскресный и будничный день, и золотой утренний час, и драгоценный вечерний покой, и зрелый мужской возраст и цветущая юность до нежного детства включительно; все сокрушает и губит он, и никакое зло не может сравниться с ним по его опустошительным последствиям». В 1914 году народ наш принял сухой закон.


Отзыв на проект документа по трезвости

Проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» наше Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» ждет уже почти два года. 25 октября 2011 года в Москве в Издательском отделе РПЦ под председательством Митрополита Климента состоялся круглый стол: «Утверждение трезвости и профилактика алкоголизма – Церковный подход», – участниками которого были практические деятели на ниве трезвения. Среди докладчиков и выступавших я тоже читал свой доклад «Отношение к винопитию в трудах святых отцов». По результатам этого заседания был принят проект документа, мы тогда его называли концепцией, который должны были рассмотреть на Межсоборном заседании и вынести на общецерковное суждение.

Почти два года мы этого ждали и вот, слава Богу, дождались. Наше братство считает, что данный документ на сегодняшний день отражает все необходимые и приемлемые церковные формы работы по трезвенному просвещению среди прихожан и реаби- литации страждущих. А также может быть хорошим подспорьем для миссионерской работы по профилактике и трезвенному про- свещению в школах, среди населения, объединению с органами власти и общественными организациями по примеру нашего об- ластного Церковно-общественного движения «Общее дело». Только общими усилиями государства, Церкви и общества мы сможем преодолеть алкоголизацию наших сограждан и, в первую очередь, наших детей и молодежи.



Протоиерей Владимир АШМАРИН,
настоятель Свято-Никольского
храма г. Ишима, руководитель
епархиального общества трезвости

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.