Беседа об ангельском мире с кандидатом богословия, доцентом Сретенской
духовной семинарии, доцентом СПбГУ диаконом Владимиром Василиком:
– Дорогой отец Владимир, хотелось
бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены
ангелы Божии?
– Большинство святых отцов считали,что ангельские силы сотворены до создания
вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов: «В начале сотворил Бог небо
и землю» (Быт. 1, 1).
Блаженный Августин, в частности, считал,
что под «небом» боговидец Моисей разумеет мир ангельский, а под «землей» – мир
вещественный. Подобная точка зрения была
естественной с точки зрения неоплатонической перспективы – представления о первичности идеального, невещественного и вторичности вещественного. Вот как святитель Григорий Богослов размышляет о Божественной
благости, стремящейся к тому, «чтобы благо
разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно
большее»: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала
делом, которое наполнено Словом и совершено Духом... Поскольку же первые твари
были Ему благоугодны, то измышляет другой
мир – вещественный и видимый...».
Конечно, в такой перспективе существовала опасность представления о том, что
ангельские силы едва ли не собезначальны
Богу, но святые отцы властно пресекали ее
возможность. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен
был сей мир». Святые отцы отрицали также какое-либо соучастие ангелов в творении. Именно поэтому некоторые из них допускали, что ангелы были сотворены в процессе создания мира. Такого мнения держался, в частности, блаженный Феодорит.
Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т.к.,
согласно его утверждению, они «ограничены
местом», т.е. пространством. Последнее же
возникло в то же время, что и вещественный мир. Однако блаженный Феодорит не
настаивает на своем мнении. «Говорю же
сие, – пишет он, – не утвердительно, ибо
смелым признаю утверждать решительно, о
чем не говорит в точных словах Божествен-ное Писание».
Весьма оригинальна точка зрения латинского богослова святителя Викторина Петавского. С одной стороны, он считает, что Бог
«сотворил ангелов, как и человека, после
завершения Своих дел, чтобы они не могли
претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения
мира». С другой, что они были сотворены
прежде всех земных тварей, т.е., вероятно, на четвертый день вместе со звездами.
Ангелы обладают первенством во времени
их творения по отношению к человеку, поскольку духовное должно быть прежде земного, «a свет – раньше неба и земли». И,
тем не менее, не ангелам Бог покорил вселенную, а человеку. С другой стороны, не
все ангелы, согласно святителю Викторину,
были сотворены в четвертый день. Некоторые из них были созданы в первый день и
соответствуют временным первопринципам
мира: «Хранителями 24 часов являются ангелы, которые старше и прочих ангелов, и
человеков», – и подразумевается, что они
созданы в первый день творения: «Как я
уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать
часов дня и двенадцать часов ночи. Ибо в
течение этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без
сомнения, установлено ради этого числа,
а именно часов, двенадцать ангелов дня и
двенадцать ангелов ночи. Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые сидят перед престолом Бога
с золотыми венцами на головах, которые в
Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами, по той причине,
что они непохожи (буквально «другие») на
ангелов и людей».
Несомненно лишь одно: весь ангельский
мир сотворен Богом, потому что «Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства
ли, начальства ли, власти ли, – все Им и
для Него создано» (Кол. 1, 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства,
власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов – серафимов, херувимов, престолов, господств,
сил, властей, начал, архангелов и ангелов.
Высшие чины, по словам автора трактата,
передают божественный свет низшим чинам,
а те – людям. Иерархия создана для того,
чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что
весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.
– Тут как раз возникает вопрос: а кто
такой сатана и откуда взялись бесы?
– Естественно, зло не имеет самостоятельного источника бытия. Собственно говоря, зла как самостоятельной сущности
нет, а есть лишь искажение добра. Замечательно сказал один старец: «И бесы по существу своему не злы, а злы лишь в той
мере, в какой они не суть». Соответственно, бесы это – «беглые» ангелы, точнее –
ангелы-предатели, изменившие своему Творцу и Благодетелю Богу, своеобразные коллективные иуды.
«Коноводом» в их предательстве явился сатана. Слово «сатана» означает противник, супостат, противник на суде. Достаточно странными являются попытки некоторых
ученых назвать его «противоречащим», так
сказать, оппонентом Бога.
Кем был сатана до своего грехопадения? – Лучше всего об этом сказал святой
пророк Иезекииль: «Ты находился в Едеме,
в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин,
топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все приготовлено было в день сотворения твоего.
Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на
святой горе Божией, ходил среди огнистых
камней. Ты совершен был в путях твоих со
дня сотворения твоего, доколе не нашлось
в тебе беззакония» (Иез. 28, 13-15).
В чем же состояло беззаконие этого «помазанного херувима», который носил имя
Люцифер (Светоносец), или Денница? – В
зависти к Богу и властолюбии, желании поставить себя выше Его. Вот как об этом говорит святой пророк Исаия: «Как упал ты с
неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце
своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих
вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»».
(Ис. 14, 12-13). Сатана смог увлечь за собой треть ангелов Божиих, именно так толкуются слова Откровения о том, что Дракон
своим хвостом смел с неба третью часть
звезд. И в этот решающий момент против
Люцифера выступил верный Архангел, который воскликнул: Кто как Бог (Кто подобен
Богу)? Поэтому он и получил имя «Михаил»
(по еврейски Ми ка Эль – кто как Бог?). Он
смог повести за собой верных ангелов на
духовную войну против сатаны и его споспешников. Об этой битве повествует Откровение: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и
дракон и ангелы его воевали против них, но
не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и
сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7-9). И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие
тебя всматриваются в тебя, размышляют о
тебе: «Тот ли это человек, который колебал
землю, потрясал царства, вселенную сделал
пустынею и разрушал города ее, пленников
своих не отпускал домой»» (Ис. 14, 15-16).
– В связи с низвержением демонов
встает вопрос, могут ли они покаяться?
– Не могут. И не с точки зрения Божественной благости, а с точки зрения собственной развращенности. По учению святых отцов, демоны настолько закоренели во
грехе, что назад им возврата нет. В связи
с этим можно напомнить один случай, происшедший до революции. Одного священника вызвали отчитывать бесноватого, и ему
удалось вызвать беса на прямой разговор.
Злой дух с похвалой рассказывал о битве между сатаной и архангелом Михаилом:
«Сам господин дрался». Священник ему заметил: «Что пользы? Вы связаны в аду и
будете мучимы на Суде». Бес ответил: «Это
еще нескоро будет». Священник ему посоветовал: «Ты обратись ко Господу, покайся».
Бес ответил: «Он меня не примет». Священник стал его убеждать, что Бог может простить всех. В ответ бес гордо ответил: «Ни
за что. Мы еще поборемся с Ним».
Догматический ответ дает преподобный
Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной веры»: «Ангел неспособен
к покаянию потому, что бестелесен. Человек
же получил покаяние ради немощи тела».
– А можно ли молиться за бесов?
– Лучше всего об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: «Исаак Сирин – единственный святой, который молился о бесах. Но как молиться? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки,
ослабил по неизреченной Своей милости.
Затем, что можно святому великому, того
нельзя нам. Все птицы высоко летают, но
выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться
за бесов опасно.
Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она
не послушалась и продолжала. Вскоре бесы
стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было
то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься
спиритизмом с этой же сестрой. Конечно,
обе они ушли из общины. Смотрите, как же
плохо она кончила».
Иными словами, нельзя поддаваться ложной жалости к бесам и молиться за них, не
имея для этого духовных сил. Добавим, что
и за людей не всех можно молиться. Можно
привести пример из сравнительно недавнего
прошлого. В 1920-х годах один монах Новоа-фонского монастыря вздумал было молиться
за В.И. Ленина. Он едва остался в живых
и в здравом уме: ночью к нему явился Ленин (или бес в его обличье) и стал душить,
приговаривая: «Я просил тебя за меня молиться? Ты зачем мучаешь меня?».
– А есть ли у бесов, как считают многие, власть над миром?
– Нет у них никакой власти над миром. В заклинательных молитвах при Святом Крещении говорится диаволу: «Убойся,
изыди и познай свою силу, ниже на свиниях власть имущую».
– А почему тогда диавол именуется
князем мира сего?
– А что такое «мир» в евангельском и
святоотеческом понимании? Преподобный
Исаак Сирин говорит: «Миром называю я
страсти, рождающиеся от развлечения ума».
Соответственно, диавол есть князь над страстями. И над теми, кто рабствует этим страстям. Но опять-таки – лишь до поры до времени – сколько ему отпущено Господом для
исправления и вразумления тех, кто еще
способен исправиться и вразумиться. От
противного.
– Вернемся к благим ангелам. Почему они не могут упасть?
– Как учат святые отцы, ангелы уже не
могут упасть, потому что, в отличие от человека, они самоопределяются единожды и
свой выбор сделали еще до появления человека. Неизменность их выбора засвидетельствована Священным Писанием, в котором
нет ни одного примера того, чтобы ангелы
изменили направление своей воли. Напротив,
все Священное Писание говорит о неизменности их произволения. Например, в 102-м
псалме: «Благословите Господа вси ангели
Его, слуги Его, творящие волю Его услышати глас словес Его». Вот что говорит преподобный Иоанн Дамаскин: ангелы «неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по
природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу». Иными словами, по благодати, данной им и по их привязанности к ней, ангелы не могут пасть.
– Откуда берется ангел-хранитель?
– Естественно, он не рождается с нами.
Искони ангелам вверено служение охранять
человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел – спутник Товии, о
котором рассказано в книге Товита.
Ангелы могут охранять целые народы, о
чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор. 32, 8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии).
Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин,
они «оберегают области земли и управляют
народами и странами, смотря по тому, как
повелено им Творцом». «Сии умы, – пишет
святитель Григорий Богослов, – прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или
приставлены к одному чему-нибудь в мире,
как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...». В Книге пророка Даниила
такие ангелы названы «князьями» (т.е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан. 10, 13-21). В Откровении
Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи
Малоазийских Церквей. На основании этого
некоторые отцы Церкви (святители Василий
Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая
христианская Церковь. «Вас печалит, – обращается святитель Василий к пресвитерам
Никопольской Церкви, – что извергнуты вы
из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел – блюститель Церкви».
Фактом ветхозаветного и новозаветного
откровения является то, что ангела-хранителя
может иметь каждый человек, если его
жизнь, как и жизнь ангелов, выражается
в служении Богу и людям. Такой ангел, по
свидетельству Псалмопевца, «ополчается
вокруг боящихся Господа и избавляет их»
(Пс. 33, 8). В новозаветные времена он, по
свидетельству церковного Предания, даруется
человеку во время его крещения и пребывает
с ним на протяжении всей его жизни, если
христианин стремится к богоуподоблению.
Иисус Христос, призывая нас быть «как дети»
(Мф. 18, 3), указывал, что благодаря чистоте
и непорочности детей их ангелы пребывают с
ними и «на небесах всегда видят лицо Отца
Небесного» (Мф. 18, 10).
И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.
В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться
ему и призывать его помощь и содействие
на нашем жизненном пути. И да поможет
нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.
С диаконом Владимиром ВАСИЛИКОМ
беседовал Антон ПОСПЕЛОВ,
Православие.ru
|