ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2024 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Тюменской иконе в честь Знамения Пресвятой Богородицы – 400 лет

Икона Знамения Пресвятой Богородицы
в Знаменском кафедральном соборе Тюмени

Икона в честь Знамения Божией Матери – духовная ценность Знаменского кафедрального собора города Тюмени. Написана она Спиридоном Иконниковым четыреста лет назад, в 1624 году. Считается первой достоверно датированной сибирской иконой [1. С. 15]. Написана она в один из сложных периодов истории города, когда, по словам Н. Абрамова, «…Тюменский край до покорения русской державе переходил несколько раз силою оружия из рук в руки. И печальная судьба тяготела над ним в продолжение нескольких столетий».

Описание иконы сделал протоиерей Александр Сулоцкий [2. С. 199]: «Она весьма значительного размера, в вышину 2 1/2 аршина, а в ширину 2 аршина и 6 вершков, особенной против других икон фигуры, а именно осьмиугольная и почти круглая».

У русских воинов особо почитались иконы с изображением Спасителя, Божией Матери, святых Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Михаила Архангела. Икона «Знамение» впервые на Руси прославилась в 1169/70 г. при битве новгородцев с суздальцами. Молитвенное обращение к ней привело к победе осажденных. Появление иконы в Тюмени не случайно. В XVII веке город выполнял важные стратегические функции на юге Западной Сибири.

Долгое время он являлся укрепленным пунктом, отражавшим нападения кочевых племен. «Повесть о Таре и Тюмени» Саввы Есипова, как и многие произведения древнерусской литературы, основана на конкретных фактах. В той части повести, которая относится к Тюмени, говорится, что город осадила ойратская рать в «януарии месяце» 1635 года. Продержав некоторое время в осаде, враги взяли «приступную стену», ограбили посад и «многих христиан мечу предаша… и в крови христианской руки своя обагриша», других же тюменцев «живых в плен ведоше… И многие веси и села разрушиша».

Пытаемся установить факты возникновения иконы. «На Тюмени город деревянный рубленный…», – так начинается повествование Дозорной книги 1624 года. В стене находилось 8 башен. Две из них были проезжими. Одна – Георгиевская (автор называет ее Егорьевской) – служила входом на мост через Тюменку. Другая – Спасская – находилась в противоположной стороне. На культовое назначение башен указывает не только их название, но и описание традиционных конструкций и отдельных форм («вершена бочкою, а на верху бочки маковица с крестом»). Часто иконы размещались непосредственно над проездными воротами или в нишах, устроенных по размеру или в навесных часовнях (свесях). Городские ворота венчались крестом, что служило свидетельством принадлежности жителей города православной земле, или маковицей, позже – двуглавым орлом, сообщавшим о принадлежности к Русскому государству.

Одна из тюменских башен называлась Знаменской. В «Списке тюменском городовом…» за 1645 год описываются башни острога. В этот период, т. е. спустя 21 год от написания иконы, Знаменская башня воспринимается (и называется) как известное и обыденное событие. Спустя долгое время, после 1694 года, она названа проезжей: башни сгнивали, оседали, их ремонтировали, переносили. «А с реки Туры по взвозам надолбы ставлены были в 149 г. [1645 г.]. А башен в том остроге было с полевую сторону: Знаменская, Спасская проезжая да Угловая подле Тюменку речку до ворот четвероугольная, а промеж тех башен 4 выпуска» [3. С. 63]; …башня Знаменская проезжая четырехугольная переведена из города, от гнилости осела, на том острожном месте подрублена… а в прошлом 199 г. [1694 г.] та Знаменская башня сгнила и осела же» [3. С. 64]. По царскому указу в башне поставили новые бревна и заменили верх. Сама форма сохранившейся в Тюмени иконы «Знамение» – восьмиугольник – это форма окна в храме или башне. Такие окна использованы в восстановленном по старым архитектурным образцам Благовещенском соборе города.

Молебен на Александровской площади (сейчас
это площадь Борцов революции)

В «Сказании об иконе…» сказано, что при постройке деревянной церкви на месте сгоревшей в 1697 г. икона «была поставлена над дверьми церковными при входе на паперть в нарочно устроенном по ея величине углубления» [1. С. 16]. В разные годы в случавшихся пожарах икона не страдала. Например, в пожаре в июне 1764 года, истребившем почти весь город, кроме Заречья и Затюменки, икона эта была вновь спасена. Далее об иконе «Знамение» до 1837 года каких-либо сведений не встретилось. В 1837 г. была построена каменная церковь, икону «Знамение» поставили снаружи, в нише второго яруса. Это также говорит о том, что икону ставили на привычное для нее место – над входными вратами. Последующие трагические тюменские события привели к прославлению Знаменской иконы.

В XIX веке в стране не раз случались эпидемии холеры. Не обошла она и Тюмень. В 1848 году заболевание зафиксировано 29 июня. От неведомой смертельной болезни люди не знали спасения. Люди боялись людей, повсюду лежали трупы. Мещанину Семену Зубачеву был сон, указывающий на то, чтобы взять Знаменскую икону Богоматери и обнести ее вокруг города для предотвращения эпидемии. 8 августа 1848 года икону сняли с балкона колокольни и до 17 августа совершали с ней крестные ходы вокруг города. День и ночь не прекращались молитвы. Произошло чудо: эпидемия пошла на убыль, а вскоре прекратилась. Жители города стали относиться к иконе «Знамение» с особым благоговением. С 8 августа 1849 года ежегодно стали совершаться празднования в ее честь. Распоряжением тобольского епархиального начальства икону не стали ставить на колокольню, а оставили в церкви. Во время второй сильной эпидемии холеры в 1892 году в Тюмени умерло 1216 человек. Снова усиленно молились Божией Матери перед ее иконой «Знамение». Образ стал признаваться как чудотворный.

Чудотворная икона «Знамение», находившаяся в
Знаменской церкви с XVII до середины XX вв

Интересна статья художника и общественного деятеля Тюмени Павла Россомахина, описывающего события 1919 года. С насмешкой он, ссылаясь на архивные документы, пишет, что священнослужители, собравшиеся в соборе на собрание, кладут земные поклоны перед иконой «Знамение». Обеспокоенные приближением Красной армии, они пытались найти совместное решение по спасению святынь храма. «“Заседание” духовенства проходило в правом приделе, более светлом, – пишет автор, – руководил, “как подобает”, отец благочинный. Всего присутствовало 19 попов, 2 дьякона, 16 псаломщиков. Грязный, полуоблезлый “чудотворный” лик и руки прикрыты большими листами слюды; остальная часть закрыта серебряной позолоченной “ризой” с драгоценными камнями. Под этой ризой раздолье паукам, которые спокойно чувствовали себя под покровительством богородицы… Вы сами видели, конечно, чудотворную икону божией матери, источающую чудесным образом святые слезы после того, как над ней надругались эти исчадия ада. На этом собрании поп Олерский поднял вопрос о том, чтобы при эвакуации попы взяли с собой местные “чудотворные” иконы (“знаменья”, “спаса” и др.), а также и церковные ценности.… Через два дня стало ясным, что у белых не осталось никаких надежд, Красная Армия была на подступах к Тюмени» [4]. Чудесное явление слезотечения иконы «Знамение» упомянуто в 1939 году.

Собрание священства проходило в 1919 году. С иконы еще не была снята серебряная с драгоценными камнями риза. В 1922 году, когда представители власти пришли по распоряжению ВЦИК в собор, то снять ризу с иконы руки не поднялись. Оправдались такими словами: «Если мы снимем ризу, Богоматерь же голая останется». Прислали других уполномоченных, которые ризу сняли и вынесли другие ценности.

Краски на иконе действительно и поблекли, и треснули, и частично отвалились. Наша икона более 200 лет стояла на ветру, под зноем, снегом и дождем, защищая город. Четыреста лет для иконы, написанной на кедровых досках, небольшой срок. Новгородская икона, которой около 900 лет, после лечения в Реставрационном центре им. Грабаря снова находится в Софийском соборе Новгорода. Она всегда хранилась в помещении.

В Тюмени в середине 1950-х годов образ Богородицы был переписан, скорее всего, на тех же самых кедровых досках, на которых написал икону «Знамение» Спиридон Иконников. При определенном освещении в соборе можно увидеть неровности старых красок, поверх которых сделано новое изображение. Конечно, только тщательный анализ мог бы сделать окончательное заключение.

Список литературы

1. История Тюменской Знаменской церкви и сказание об иконе «Знамения Пресвятыя Богородицы». – Тобольск: Тип. Епархиал. братства, 1898. – 28 с.

2. Сулоцкий А. И. Сочинения : в 3 т. Т. 1: О церковных древностях Сибири. – Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2000. – 480.

3. Тюмень в XVII столетии с «Введение» и заключительной статьей П. М. Головачева. «Состав населения и экономический быт Тюмени в XVII в.», с приложением плана старинной Тюмени и 2 видов Благовещенского собора начала XVIII в. – М., 1903. – 166 с.

4. Россомахин П. В Знаменском соборе // Красное знамя. – 1939. – 17 дек. – (По материалам Тюменского архива).

Н. Л. АНТУФЬЕВА

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.