ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2024 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Последний монастырь Российской империи

Архимандрит Никита (Федоров),
фото 1932 года

В конце XIX века в Тобольской губернии произошло событие, важное не только для истории Тюменской области, но и для истории России.

14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий возглавил Божественную литургию в Благовещенском соборе Тюмени.

«Тобольские епархиальные ведомости» в ноябре 1911 года так писали об этом событии: «В небольшом расстоянии от села Большаковского Ялуторовского уезда, близ деревни Суклем, находится церковь во имя Святой Троицы. Так как богослужение здесь отправляется монашествующей братией Абалакского монастыря, то в просторечии эта церковь называется общиною Суклемской.

Началом своим община обязана старцу Никону, о первоначальной жизни которого, к сожалению, мы не имеем точных сведений. В летнее время он иногда пас скот. В одни из таких дней старец пошел в лес, чтобы приискать себе место более удобное для пастбища. Любуясь первобытною красотою местности, старец пришел в неизъяснимый восторг. С тех пор какая-то сила влекла его сюда, и он все чаще и чаще стал посещать найденное им место. Однажды старец, утомившись от дневных работ, прилег и заснул. И видит он во сне: множество икон, сопровождаемых невыразимо дивным пением, спускаются на это место; и до слуха его доносится тихий стройный звон колоколов».

В 1899 году старец Никон, житель деревни Суклем Ялуторовского уезда, испрашивает разрешение от местных властей и поселяется в том месте, где ему было видение. Летом 1900 года к нему присоединяется православный странник Михаил Косьмич Ершов, уроженец Иркутской губернии Удинского уезда, села Нижне-Острожного. Так начиналась история Суклемской православной общины, в народе именуемой «Коврижка».

Под холмом, где старцу было видение, по форме напоминающим коврижку хлеба, отшельники вырыли пещеры, связав их переходами, где проживали, занимаясь молитвой и разными работами как в обустройстве своей жизни, так и работой для пропитания. Через короткое время малая община «Коврижки» выросла до пяти человек. В 1903 году на вершине холма отшельниками была построена часовня.

Водосвятный молебен на месте, где стояла
Троицкая церковь Суклемского монастыря

В 1911 году в своем письме товарищу обер-прокурора Святейшего Синода тайному советнику П. С. Даманскому правящий архиерей Тобольской и Сибирской епархии Преосвященный Евсевий (Гроздов) писал: «Странник Никон и Михаил своим образом жизни привлекли к себе расположение жителей ближайших деревень, которые еще до постройки на “Коврижке” часовни собирались сюда для слушания акафистов и жития святых, а когда в 1903 г., на собранные Никоном и Ершовым средства, была построена часовня, то на освящение ея, по донесению местнаго священика, собралось свыше трех тысяч человек».

По настойчивому ходатайству местных крестьян в 1907 году с разрешения епархиальных властей к часовне был пристроен святой алтарь. 26 августа 1907 года на вершине холма был освящен храм в честь Святой Троицы. В этом же году Знаменский Абалакский монастырь командирует своего представителя – иеромонаха Никиту для окормления общинников.

Ежегодный семикилометровый крестный ход от
села Пятково Упоровского района до «Коврижки»

К 1910 году Суклемская община приобретает новый статус – «Суклемская мужская община Знаменского Абалакского мужского монастыря Тобольской епархии». Во главе общины встает командированный прежде Абалакским монастырем иеромонах Никита. Иеромонах Никита, в миру Николай Федоров, – уроженец города Ямбурга Петербургской губернии (ныне город Кингисепп). С молодых лет он хотел стать монахом Валаамского монастыря. Однако судьба распорядилась иначе. В 1893 году он стал послушником Валаамского монастыря, где проходил различные монастырские послушания.

начале XX века его переводят в Тобольскую епархию. В Знаменском Абалакском мужском монастыре послушник Николай Федоров в декабре 1901 года принимает монашеский постриг с именем Никита. Возведенный в 1904 году в сан иеромонаха, Никита исполняет келарское послушание в должности казначея Знаменского Абалакского монастыря. По предложению Преосвященнейшего Антония (Каржавина), епископа Тобольского и Сибирского, иеромонах Никита в 1910 году становится настоятелем Суклемской мужской общины Абалакского Знаменского монастыря с формулировкой в указе духовной консистории о его назначении: «для устройства при ней (Суклемской общине) правильного образа иноческой жизни».

Назначение в Суклемскую общину нового руководителя, получившего свой первый опыт монашеской жизни в древнем Валаамском монастыре, существенно изменило ход жизни общины. Иеромонах Никита выполнил поставленную перед ним задачу по устройству правильного образа иноческой жизни общины. Вот что писал в своем рапорте в Тобольскую духовную консисторию иеромонах Никита по этому поводу: «В сей церкви ежедневно совершается богослужение с должным благоговением по чиноположению Валаамского СпасаПреображенского мужского монастыря. При таком ведении богослужения приток богомольцев постепенно начал ежегодно увеличиваться».

Настоятелем монастыря иеромонах Никита останется до конца существования Суклемского Троицкого мужского монастыря.

К 1912 году в Суклемской общине Абалакского монастыря насчитывалось пять человек монашествующей братии, два рясофорных послушника и двадцать восемь человек временных послушников.

В 1914 году произошло знаменательное событие не только для Суклемской мужской общины Абалакского монастыря, но и для Тобольской епархии. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 сентября 1914 года Суклемской общине присваивают статус монастыря с названием «Суклемский Троицкий мужской монастырь».

Суклемский Троицкий мужской монастырь просуществовал недолго – всего девять лет. Эти годы вместили в себя Первую мировую войну, революцию 1917 года, Гражданскую войну, прокатившуюся по Сибири большой бедой – не менее кровавым крестьянским восстанием в Сибири 1920–1922 годов.

22 августа 1922 года отрядом Ялуторовской ЧОН (части особого назначения) было совершено вооруженное нападение на монастырь. Это событие стало последним днем Суклемского Троицкого мужского монастыря. Монашествующие и послушники монастыря разбрелись по разным дорогам.

Настоятель монастыря иеромонах Никита позже будет возведен в сан архимандрита Русской Православной Церкви; как многие священнослужители тех времен, осужден новой властью и сослан в один из ГУЛАГов Средней Азии, где его следы окончательно затеряются. Имущество монастыря будет конфисковано. На его базе будет создана первая коммуна «свободных» крестьян в Ялуторовском уезде. Храм на вершине холма будет разрушен. Вся церковная утварь вывезена в неизвестном направлении. Так закончит свою историю последний монастырь, созданный в Российской империи.

Ежегодно в день Святого Духа в память о Суклемском Троицком мужском монастыре проходит крестный ход. В нем участвуют жители близлежащих деревень и паломники из Тюменской области.

Интернет-портал
«Упоровские древности»

Единственное сохранившееся фото Суклемского
Троицкого мужского монастыря 1910 года

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.