Архимандрит Никита (Федоров),
фото 1932 года
|
В конце XIX века в Тобольской губернии произошло событие, важное не только для истории Тюменской области, но и для истории России.
14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит Тобольский и
Тюменский Димитрий возглавил Божественную литургию в Благовещенском соборе
Тюмени.
«Тобольские епархиальные ведомости» в ноябре 1911 года так писали об этом
событии: «В небольшом расстоянии от села Большаковского Ялуторовского уезда, близ
деревни Суклем, находится церковь во имя Святой Троицы. Так как богослужение здесь
отправляется монашествующей братией Абалакского монастыря, то в просторечии эта
церковь называется общиною Суклемской.
Началом своим община обязана старцу
Никону, о первоначальной жизни которого,
к сожалению, мы не имеем точных сведений.
В летнее время он иногда пас скот. В одни
из таких дней старец пошел в лес, чтобы
приискать себе место более удобное для
пастбища. Любуясь первобытною красотою
местности, старец пришел в неизъяснимый
восторг. С тех пор какая-то сила влекла его
сюда, и он все чаще и чаще стал посещать
найденное им место. Однажды старец, утомившись от дневных работ, прилег и заснул.
И видит он во сне: множество икон, сопровождаемых невыразимо дивным пением,
спускаются на это место; и до слуха его
доносится тихий стройный звон колоколов».
В 1899 году старец Никон, житель деревни Суклем Ялуторовского уезда, испрашивает
разрешение от местных властей и поселяется
в том месте, где ему было видение. Летом
1900 года к нему присоединяется православный странник Михаил Косьмич Ершов,
уроженец Иркутской губернии Удинского уезда, села Нижне-Острожного. Так начиналась
история Суклемской православной общины,
в народе именуемой «Коврижка».
Под холмом, где старцу было видение, по
форме напоминающим коврижку хлеба, отшельники вырыли пещеры, связав их переходами,
где проживали, занимаясь молитвой и разными
работами как в обустройстве своей жизни, так
и работой для пропитания. Через короткое
время малая община «Коврижки» выросла до
пяти человек. В 1903 году на вершине холма
отшельниками была построена часовня.
Водосвятный молебен на месте, где стояла
Троицкая церковь Суклемского монастыря
|
В 1911 году в своем письме товарищу
обер-прокурора Святейшего Синода тайному советнику П. С. Даманскому правящий
архиерей Тобольской и Сибирской епархии
Преосвященный Евсевий (Гроздов) писал:
«Странник Никон и Михаил своим образом
жизни привлекли к себе расположение жителей ближайших деревень, которые еще до
постройки на “Коврижке” часовни собирались
сюда для слушания акафистов и жития святых, а когда в 1903 г., на собранные Никоном и Ершовым средства, была построена
часовня, то на освящение ея, по донесению
местнаго священика, собралось свыше трех
тысяч человек».
По настойчивому ходатайству местных
крестьян в 1907 году с разрешения епархиальных властей к часовне был пристроен
святой алтарь. 26 августа 1907 года на
вершине холма был освящен храм в честь
Святой Троицы. В этом же году Знаменский
Абалакский монастырь командирует своего
представителя – иеромонаха Никиту для
окормления общинников.
Ежегодный семикилометровый крестный ход от
села Пятково Упоровского района до «Коврижки»
|
К 1910 году Суклемская община приобретает новый статус – «Суклемская мужская
община Знаменского Абалакского мужского
монастыря Тобольской епархии». Во главе
общины встает командированный прежде
Абалакским монастырем иеромонах Никита.
Иеромонах Никита, в миру Николай
Федоров, – уроженец города Ямбурга Петербургской губернии (ныне город Кингисепп).
С молодых лет он хотел стать монахом
Валаамского монастыря. Однако судьба распорядилась иначе. В 1893 году он стал послушником Валаамского монастыря, где проходил различные монастырские послушания.
начале XX века его переводят в Тобольскую
епархию. В Знаменском Абалакском мужском монастыре послушник Николай Федоров
в декабре 1901 года принимает монашеский
постриг с именем Никита. Возведенный в
1904 году в сан иеромонаха, Никита исполняет келарское послушание в должности
казначея Знаменского Абалакского монастыря. По предложению Преосвященнейшего
Антония (Каржавина), епископа Тобольского
и Сибирского, иеромонах Никита в 1910 году
становится настоятелем Суклемской мужской
общины Абалакского Знаменского монастыря
с формулировкой в указе духовной консистории о его назначении: «для устройства
при ней (Суклемской общине) правильного
образа иноческой жизни».
Назначение в Суклемскую общину нового руководителя, получившего свой первый
опыт монашеской жизни в древнем Валаамском монастыре, существенно изменило ход
жизни общины. Иеромонах Никита выполнил
поставленную перед ним задачу по устройству правильного образа иноческой жизни
общины. Вот что писал в своем рапорте
в Тобольскую духовную консисторию
иеромонах Никита по этому поводу:
«В сей церкви ежедневно совершается
богослужение с должным благоговением
по чиноположению Валаамского СпасаПреображенского мужского монастыря.
При таком ведении богослужения приток богомольцев постепенно начал
ежегодно увеличиваться».
Настоятелем монастыря иеромонах
Никита останется до конца существования Суклемского Троицкого мужского
монастыря.
К 1912 году в Суклемской общине
Абалакского монастыря насчитывалось
пять человек монашествующей братии, два
рясофорных послушника и двадцать восемь
человек временных послушников.
В 1914 году произошло знаменательное
событие не только для Суклемской мужской
общины Абалакского монастыря, но и для
Тобольской епархии. Решением Священного
Синода Русской Православной Церкви от
14 сентября 1914 года Суклемской общине
присваивают статус монастыря с названием
«Суклемский Троицкий мужской монастырь».
Суклемский Троицкий мужской монастырь
просуществовал недолго – всего девять лет.
Эти годы вместили в себя Первую мировую
войну, революцию 1917 года, Гражданскую
войну, прокатившуюся по Сибири большой
бедой – не менее кровавым крестьянским
восстанием в Сибири 1920–1922 годов.
22 августа 1922 года отрядом Ялуторовской ЧОН (части особого назначения)
было совершено вооруженное нападение
на монастырь. Это событие стало последним днем Суклемского Троицкого мужского
монастыря. Монашествующие и послушники
монастыря разбрелись по разным дорогам.
Настоятель монастыря иеромонах Никита
позже будет возведен в сан архимандрита
Русской Православной Церкви; как многие
священнослужители тех времен, осужден
новой властью и сослан в один из ГУЛАГов
Средней Азии, где его следы окончательно
затеряются. Имущество монастыря будет
конфисковано. На его базе будет создана
первая коммуна «свободных» крестьян в
Ялуторовском уезде. Храм на вершине холма
будет разрушен. Вся церковная утварь вывезена в неизвестном направлении. Так закончит свою историю последний монастырь,
созданный в Российской империи.
Ежегодно в день Святого Духа в память
о Суклемском Троицком мужском монастыре
проходит крестный ход. В нем участвуют
жители близлежащих деревень и паломники
из Тюменской области.
Интернет-портал
«Упоровские древности»
|