ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2024 г.         

Перейти в раздел [Документы]

«80-летие Великой победы: Память и духовный опыт поколений»

Во время войны в крымском монастыре был размещен госпиталь

Доклад митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия, главы Тобольской митрополии, на Филофеевских чтениях 22 октября 2024 года.

Всечестные отцы, братия и сестры, уважаемые участники Филофеевских образовательных чтений! Проходящие в этом году Филофеевские образовательные чтения посвящены 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, сохранению памяти и духовного опыта поколений. Эта тематика очень важна и близка каждому из нас. Практически нет ни одной российской семьи, которой бы не коснулся ужас этой войны. Нет ни одной семьи, которая не пострадала от фашизма. Для нас важно сохранить память о воинах, положивших душу за свое Отечество, сохранить память о тружениках тыла. На заупокойных богослужениях Церковь поминает всех воинов, положивших свою душу за веру, народ и Отечество, всех безвинно убиенных и умученных в лагерях. Если мы с вами забудем подвиг наших родителей и прародителей – о нем забудут все.

Такие примеры мы видим сегодня в соседних странах, когда правда заменяется ложью, когда враги народа становятся героями, а подвиг героев приравнивается к предательству. Наша обязанность – сохранить и передать эту святую память в века. Наши дела не должны ограничиваться только рамками конференций – дела должны идти в жизнь. Дела – это помощь ветеранам Великой Отечественной войны, помощь и поддержка тех военных, которые достойно выполняли свой долг, поддерживая мир вокруг границ России. Нашими добрыми делами и нашим участием будет сохранена и передана потомкам память о Великой Победе.

Нужно сказать, что наша Святая Мать Православная Церковь всегда была и есть со своим русским народом, разделяя его радости и горе. Буквально в сам день 22 июня 1941 года Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) собственноручно напечатал на пишущей машинке текст обращения «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». В нем говорилось: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она его и сейчас, благословляя небесным благословением предстоящий всенародный подвиг. Именно нам нужно помнить заповедь Христову: “Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя”. Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины. В такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, нам, пастырям Церкви, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что делается кругом, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и воле Божией. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ. Господь нам дарует Победу».

Митрополит Николай (Ярушевич)

Таким образом, в первый же день войны Русская Православная Церковь благословила всех встать на защиту Родины. Верующие устремились в еще действующие храмы. Во время Божественной литургии произносились сугубые молитвы о даровании победы над иноземными захватчиками. К Престолу Божию возносилась практически та же молитва, которая была составлена в 1812 году при нашествии полчищ Наполеона на Россию: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего… востани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоем победити…»

В суровых условиях военного времени религиозные чувства народа резко обострились. Люди молились за победу над врагом, за своих близких, ушедших на фронт, поминали погибших. В отличие от довоенных времен, с началом Великой Отечественной войны на страницы советской печати стала просачиваться религиозная тема. 16 августа 1941 года в газете «Правда» были впервые опубликованы сведения о патриотической деятельности православных христиан. Всего с 1941 по 1945 годы в центральной прессе вышли более 100 статей и сообщений, где в той или иной степени затрагивались религиозные проблемы и тема патриотического участия верующих в Великой Отечественной войне. По призыву Церкви миллионы верующих приняли участие в сборе средств для создания танковой колонны «Димитрий Донской» и летной эскадрильи «Александр Невский».

В тылу и на временно оккупированных территориях с помощью государства распространялись патриотические послания и воззвания иерархов Русской Православной Церкви. Советское государство в тот период тоже постепенно стало менять свою политику в отношении церковных институтов. Уже в сентябре 1941 года стали сворачивать свою деятельность антирелигиозные периодические издания, была приостановлена деятельность Союза воинствующих безбожников, правда, формально он распущен не был. В стране, армии и на флоте фактически прекратилась атеистическая пропаганда. В политических донесениях в Главное политуправление Красной армии уже не присутствовало такое направление идеологической работы, как «антирелигиозное воспитание».

Митрополит Сергий (Страгородский)

Впервые за всю историю существования советского государства иерарх Русской Православной Церкви принимает участие в работе государственной комиссии. 2 ноября 1942 года управляющий Московской епархией митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич), согласно указу Президиума Верховного Совета СССР, становится одним из десяти членов Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В кинохронике начали показывать еще недавно немыслимые кадры.

В освобожденных городах жители с иконами встречают советских солдат, а некоторые из бойцов, осеняя себя крестным знамением, прикладываются к иконам. Освящается построенная на пожертвования верующих танковая колонна. Хроника, посвященная победе Красной армии под Москвой в декабре 1941 года, открывается звоном колоколов всех московских церквей и крестным ходом, возглавляемым православным духовенством в полном облачении с высоко поднятыми крестами.

В начале 1943 года Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий предпринял важный шаг на пути к фактической легализации Церкви. Он послал советскому правительству телеграмму, прося разрешение на открытие Церковью банковского счета, на который бы вносились все деньги, пожертвованные на оборону во всех церквах страны. Получив разрешение открыть банковский счет, Церковь стала де-факто юридическим лицом.

В 1943 году главный хирург военного госпиталя Красноярска святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был вызван представителями власти, которые сказали ему, что в связи с улучшением отношений между Церковью и государством он сможет вернуться к епископскому служению. Впервые с конца 30-х годов в одном из пригородов Красноярска была открыта церковь, и после шестнадцатилетнего перерыва, вызванного арестом и ссылками, епископ Лука мог вновь совершать Божественную литургию.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) с работниками красноярского госпиталя

Все это свидетельствовало о том, что во время Великой Отечественной войны советское государство не только изменило политику по отношению к Русской Православной Церкви, но и способствовало формированию у населения ее нового образа. Делалось это постепенно, поскольку в течение десятилетий в общественном сознании был сформирован образ Церкви как врага советской власти и народа. Но патриотическая деятельность Русской Православной Церкви с самого начала Великой Отечественной войны явно не соответствовала образу, насаждаемому официальной пропагандой в общественном сознании до начала войны.

В годы войны советское государство успешно использовало потенциал, накопленный Русской Православной Церковью в деле патриотического служения Отечеству. Изменения во взаимоотношениях между Церковью и советским государством в годы Великой Отечественной войны позволили укрепить материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, подготовить кадры священнослужителей, в какой-то мере защитить духовенство от преследований и репрессий, усилить авторитет и влияние Церкви в стране и на международной арене, установить более тесные связи с обществом.

В патриотическом служении принимало участие и духовенство Тюменской области. Так, в патриотическом движении по оказанию помощи фронту активное участие принимали священнослужители Тюменской области. Только в одном 1945 году они собрали и сдали в Госбанк для нужд фронта 279 тысяч советских дореформенных рублей.

Всего в области сразу после окончания Великой Отечественной войны действовало 6 храмов. Большая часть из них была открыта во время войны. Произошло очень важное событие в жизни верующих людей нашего края – передача мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского, 14 июня 1947 года. Мощи святителя Иоанна были переданы настоятелю Свято-Покровского собора Тобольска, митрофорному протоиерею Сергию Симановскому.

Единство фронта и тыла, морально-политическое единство советского общества стали одной из важнейших предпосылок победы в войне. Наиболее важную роль в этой победе сыграли людской героизм и патриотизм, самоотверженность и боевой дух. Русская Православная Церковь явилась духовной скрепой в тот сложный период истории нашего Отечества. Так же и в наше время только соработничество церковных и государственных органов, общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания нашего народа, особенно подрастающего поколения, способно взрастить гармоничную личность человека – патриота, гражданина, верного сына Матери-Церкви и своего земного Отечества.

+ ДИМИТРИЙ,
митрополит Тобольский и Тюменский,
глава Тобольской митрополии

Танковая колонна «Димитрий Донской»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.