Обложка книги
|
Сегодня мне хотелось бы сделать сообщение о том, как жила Тюмень в середине – второй половине XIX века. От себя
комментировать буду мало, а предложу вам
выдержки из книг Чукмалдина.
Николай Мартемьянович Чукмалдин
(1836–1901 гг.), выходец из села Кулаково,
что находится близ города
Тюмени, ставший впоследствии
состоятельным тюменским, а
потом московским купцом,
был человеком разносторонним. Помимо того что он был
интеллектуалом, ратовал за
сохранение истории, способствовал развитию образования, боролся с общественными
пороками, а также построил
храм в своем родном селе,
он много писал об экономике
и общественном устройстве
России конца XIX века.
В 2000-х годах в свет
выходила книга Н.М. Чукмалдина «Мои воспоминания»
(переиздание книги столетней
давности), а также сборник
его статей, напечатанных в
разные годы в «Ирбитском ярмарочном
листе» и газете «Русский труд». Итак, давайте почитаем.
Торговля в Тюмени в середине XIX в.
Техника торговли была так проста и
примитивна, что я скоро ее понял и начал
продвигаться вперед быстро и успешно.
Приходит покупательница, какая-нибудь деревенская баба, и спрашивает, например,
сарафанного ситца. Вот типичный диалог,
какой ведется, бывало, в этом случае.
– Ну-ка, покажи мне ситца сарафанного, –
спрашивает баба.
– Вам какого? – ласковым вопросом
отвечает продавец. – Есть ситцы светлые
и темные. Не угодно ли кубового, самой
прочной окраски?
– Ну покажи кубового.
Достается с полки целая стопа кусков
кубового ситца разных рисунков и доброты.
Развертываются куски и вытягиваются на
прилавке перед покупательницей так, чтобы
представить рисунок в наиболее выгодном
освещении. Баба выбирает ситец, какой ей
нравится, и спрашивает цену.
– Вот этот ситец чего стоит?
– 32 коп. серебром или 1 р. 12 к. ассигнациями, – не запинаясь, отвечает продавец.
– Что так дорого! Я вижу, ты запрашиваешь втридорога. Я не знаю, что тебе и
«подать» (предложить).
– Сколько вам угодно подавайте, но ситец прочный, кубовый, и в сарафане будет
прямо загляденье. А вымоете, еще будет
ярче и красивее.
Николай Мартемьянович
Чукмалдин
|
(Далее продолжается торг, который мы
опустим, но вот… – прим. ред.)
Баба намеревается из лавки уходить.
Ее надо во что бы то ни стало удержать.
– Вы посмотрите-ка, как ситец этот прочен, – заявляет продавец и при этом быстро
отрывает ленту от ситца.
Треск разрыва ткани интересует бабу.
Она подходит снова к прилавку и любуется
оторванной лентой, рассматривая ткань и
разорванные нитки основы… (Далее опять
идет торг, женщина опять поворачивается
уходить из лавки – прим. ред.)
– Делать нечего, извольте, отдам и по
вашей цене. Убыток ведь беру, только чтобы
знали вы, где хороший товар продается.
На самом деле ситец стоит продавцу
15 к., и его можно продавать с хорошей
пользой за 18 к. Но тенденция торговцев в
те времена была такая, чтобы продавать с
«запросом», как с кого придется. Запрашивать более чем двойные цены, продавать
товары с 30-40 процентами пользы считалось
столь нормальным, что продавец, умевший
успешно это делать, был «на счету» и пользовался славой хорошего человека.
«Цены без запроса»
Спустя два года после начала моей службы продавцом товаров в лавке я приобрел
настолько доверия от хозяев, что они разрешили мне сделать нововведение в способе
продажи. Меня постоянно возмущали запрос
цен и обман доверчивых покупателей: претило уверение в заведомой неправде, выдавая ложь за истину. Поэтому я задумал
объявить цены без запроса и с такой целью
поместить над лавкой вывеску, гласящую:
«Цены без запроса».
<…>
С лихорадочной поспешностью расценил
я товары с 20 процентом барыша, написал
крупно цены на кусках материи и повесил
над лавкой мою вывеску, где большими буквами было нарисовано: «Цены без запроса».
Все это произвело в местном захолустье
большую сенсацию и заставило говорить
обывателей как о некоем событии, из ряда
вон выходящем. Я начал торговать по новому методу. Никто сначала мне не верил,
и покупатель уходил из лавки без покупки,
не добившись сбавки цен. В первые дни
торговля продолжалась плохо, а в базарный день, субботу, выручка едва достигла
четверти того, что обыкновенно выручалось.
Но зато молва об этом разошлась по целому уезду. Я несколько приуныл, хотя вера
в конечный результат меня поддерживала,
и я настойчиво продолжал вести новую систему продажи. К концу месяца однако ж
торговля улучшилась, а потом постепенно
расширялась дальше, пока не определилась
лучше прежней. Я был героем дня и с гордостью смотрел, как новая система заслуживала между клиентами лавки все больше
и больше доверия. Хозяин мой теперь часто
осведомлялся о положении дела и, видимо,
доволен был самим моим нововведением.
Метеорологические наблюдения в Тюмени
Не помню хорошенько, у кого из нас
зародилась мысль – у меня или товарища
моего Рылова, но мы сообща написали
Петербургской обсерватории о нашем желании быть в Тюмени наблюдателями метеорологических явлений. Предложение наше
было принято, и обсерватория прислала нам
физические инструменты и таблицы, бланки
для занесения наших наблюдений цифрами
и принятыми терминами, предписав в то
же время местному почтамту принимать
бесплатно нашу корреспонденцию.
Мы устроили эти наблюдения на чердаке отдельной
(пропущено слово, вероятно, «комнаты» –
прим. ред.), где раскрыли некоторую часть
тесовой крыши. Каждый день в 8 ч. утра, в
полдень и в 9 часов вечера мы лазили туда
по лестнице записывать высоту барометра,
температуру воздуха по Реомюру, осадки
воды, силу ветра и видимое состояние неба.
Успешные пробы пера
Я понемногу мужал и развивался, мои
корреспонденции, печатавшиеся в «Губернских ведомостях», придавали мне в
глазах общества вес и значение. В качестве
купца я бывал уже в думских заседаниях
и помню случай, когда на представлении
общества губернатору, покойному ДеспотЗеновичу, он перед всеми заявил городскому голове:
– Кто у вас тут автор корреспонденции
из Тюмени г. Чукмалдин?
Меня представили, и я имел с ним маленький диспут о сломке старого гостиного двора.
Этот случай породил в глуши провинциального города большую сенсацию. Одни
меня хвалили, а другие находили, что я
какой-то деревенский выскочка, который
полез даже к губернатору.
Неудачные промышленные опыты
производства ткани
В Тюмени торговал мануфактурой елабужский уроженец Дмитрий Иванович Лагин,
с которым мы сошлись на короткую дружескую ногу. Надоела ли ему и мне торговля
ситцами, желали ли мы испытать что-нибудь
новое, – только мы придумали пуститься в
промышленное предприятие.
<…> Трудно и рассказать теперь, каких
трудов и хлопот стоило нам поставить и
пустить в работу 10 ткацких станков в Тюмени, где на месте не было для этого ничего
подготовленного окружающей промышленностью. Сломается челнок, испортится бердо,
покривится навой – надобно усиленно искать
мастера для исправления, а потом платить
ему за поправку дороже, чем стоит новое орудие. Не хватило какого-нибудь цвета пряжи,
нельзя оканчивать «сновать основу» – и вот
останавливается ткацкий стан на два месяца,
пока получится нужная пряжа из Москвы.
Но зато какие бывали славные минуты
иллюзии, когда, например, мы с Лагиным
наклеили на кусках твина и сарпинки наш
ярлык с громким титулом: «Сибирская фабрика», – и принесли их в свои лавки для
продажи потребителям. О! Такие хорошие
минуты порою стоят массы трудов, времени
и материальных убытков, потраченных на то,
чтобы пережить их.
Два года мы возились с этой фабрикой,
пока решили, что лучше ликвидировать ее,
чем продолжать предприятие, явно не имевшее будущности.
Спички и мыло
На этом опыте, приведшем нас к полной
неудаче и убыткам, мы, однако, не остановились. На родине моей, в д. Кулаковой,
мы с тем же Лагиным устроили спичечную
фабрику и мыловаренный завод. И то и
другое, казалось нам, будет давать хорошую
пользу, – первое потому, что главная работа
в спичечном производстве, «древесная соломка», сподручна ремесленности жителей
деревни, а второе потому, что мыло будем
выделывать по методу нашего мастераизобретателя и получим фабриката на 10
процентов больше. И в том, и в другом
случае, конечно, была полная ошибка, а
отсюда неизбежный убыток и гибель производства. Соломку нам готовили в деревне,
но требовали плату ровно втрое большую,
чем существует в Вятке; мыло, правда,
выходило на 10 процентов больше, чем у
других мыловаров, но когда просыхало, вес
его уменьшался на 15 процентов, и сам
фабрикат превращался в куски с высокими
краями и втянутой серединой.
Таким образом, и здесь, несмотря на
массу нашего труда и хлопот, нам не удалось ввести на родине моей ни нового производства спичек, ни нового способа варки
мыла. И то и другое разбивалось в прах о
суровую действительность и подтверждало
лишний раз, что надо помнить никогда не
пререкаемый закон житейский: «Берись за
такое только дело, которое знаешь не меньше твоего мастера или приказчика. Иначе
будет верная неудача».
Про эпидемии в Тюмени
(Кстати, автор пишет, что во времена
его деятельности в Тюмени было около 50
кожевенных заводов).
На кожевенных заводах кожи выделывают, а в маленьких домиках заречных жителей зачастую их отделывают или шьют из
них обувь и рукавицы, или, наконец, живут
рабочие и мастера, работающие посуточно
и помесячно на тех же кожевенных заводах. Поэтому-то, как только вы войдете на
улицу заречной части, так вас и обдаст
специфическим запахом дубильной кислоты,
березового дегтя и известкового раствора. Многие утверждают, будто кожевенные
заводы являются рассадником сибирской
язвы, но забывают, что известь, деготь и
дубильная кислота уничтожают всякую заразу… Между тем не бывало случая возникновения эпидемии у самих заводчиков.
…Не было замечено ни разу факта, чтобы
лошади обозов заболели сибирской язвой.
…Я сам много лет жил в доме кожевенного
заводчика и видел постоянно, что сибирская
язва никогда не возникала в заречной части города, а всегда появлялась и сильнее
свирепствовала в нагорной. Отчего же подобного факта не исследуют, не узнают, а
продолжают утверждать старые сказки, что
кожевенные заводы – рассадники заразы?
Про «самолет»
Весною до полного спада вод р. Туры на
ней устраивался «самолет», едва ли известный где-нибудь, кроме Сибири. На длинном
канате, укрепленном посреди реки на якоре,
привязывается за мачту и носовую часть
плоскодонное судно, имеющее килевой руль.
Такое судно течением воды и управлением
килевого пера, описывая дугу, движется от
одного берега к другому, люди управляют
только рулем и причаливают, и отчаливают
его к пристаням обоих берегов. На самолет
помещается и перевозится за один раз до
десяти телег и экипажей и до сотни человек
пешеходов.
Хотелось бы еще о многом рассказать:
как случались в Тюмени пожары, что делали
горожане в таких ситуациях, как собирали
имущество на серединах дорог, надеясь спасти от огня. В случаях массового городского
пожара спасшимся жителям приходилось
ночевать и жить какое-то время за городом,
в поле на выпасах для скота, куда горожане
из уцелевших домов несли пропитание: «Картина представлялась крайне грустная, но в
то же время и истинно христианская…» Как
наш автор боролся много лет с пьянством в
родной деревне, выкупал акцизы на торговлю
спиртным, но сам, естественно, не торговал.
Однако подпольные продажи заставили его
воскликнуть: «Кабак меня победил!»
Много интересного Николай Чукмалдин
публикует в своих заметках в «Ирбитском
ярмарочном листке»: о том, что реклама –
это нечестно, о бессовестных торговцах
акциями на бирже, о сахарных синдикатах,
участники которых при перепроизводстве
сахара торгуют им в убыток с заграницей,
лишь бы цена в России не опустилась, а
лучше поднялась, о том, что, подобно сахарным, возникают теперь и нефтяные, как бы
мы сейчас сказали, «картели». О том, что
новые парафиновые свечи коптят в наших
храмах сильнее, чем восковые, о том, что
внимательнее надо относиться к инженерным техническим инновациям, о большом
движении меценатов, которое становилось
массовым в России в конце XIX века. Но
это станет утомительным, поэтому будем
завершать.
Новость: найден склеп,
где был похоронен Чукмалдин
В июле текущего 2023 г. при работах
над восстановлением отмостки вокруг Свято-Никольского храма в месте, где, по воспоминаниям старожилов, находился склеп
под храмом, были произведены георадарные
исследования, обследовано все пространство
под полом церкви. Была обнаружена прямоугольная область с нарушением целостности грунта, то есть здесь кто-то когда-то
копал грунт.
Убедившись, что современный метод подтверждает воспоминания старожилов, была
разобрана отмостка, удален грунт и обнаружен проем в фундаменте. После 1930-х
годов часовня, пристроенная к храму с
севера, была разобрана до фундамента на
кирпичи (фундамент ее тоже был обнаружен), примерно к 1970-м годам вход в склеп
был завален землей полностью и забыт.
Теперь он был обнаружен, вычищен от
грунта. Остатки разбитой, по-видимому, лампады и кусочки оборванного, но не до конца
истлевшего зеленого сукна, которым были
обиты стены склепа, – собраны. Вскоре люди
будут иметь возможность зайти в него, подумать о вечном, помянуть раба Божия Николая.
С 1901 по, примерно, 1932 гг. здесь
лежало тело Николая Мартемьяновича
Чукмалдина. Гроб его был изготовлен с
хрустальным окошком, забальзамированное
в Германии тело, где он пытался лечиться,
оставалось в прежнем состоянии. Жители
села заходили сюда поклониться своему
земляку. В советский период это стало раздражать власти. Закрывая храм, они также
удалили из склепа тело известного кулаковца. По всей вероятности, он был похоронен
родственниками в тайном месте на старом
кулаковском кладбище, о чем сохранились
изустные воспоминания. Место это, скорее
всего, так и не станет уже известно.
Но память о Николае Мартемьяновиче
живет: в 2000-е годы в Кулаково восстановлен полуразрушенный храм, строителем
которого он был. Теперь обнаружен и склеп.
В Тюмени установлен памятник Чукмалдину.
Протоиерей Григорий МАНСУРОВ,
настоятель Свято-Никольского храма
с. Кулаково
|