По благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия 26-30 апреля
нынешнего года Тобольскую митрополию посетила группа сродников священномученика
Михаила Красноцветова, прославленного
29 декабря 2021 года в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Основное служение отца Михаила проходило на ишимской земле при храме в
честь Покрова Божией Матери в селе Аромашево. В аромашевской церкви дорогих
гостей сердечно приветствовали прихожане
Покровской церкви во главе с ее настоятелем – священником Николаем Галочкиным.
Незадолго до нашего приезда отец Николай
совершил освящение новонаписанной иконы
священномученика Михаила.
Современная Покровская церковь была
заложена в 2008 году. Строительство велось
при поддержке администрации Тюменской
области. 12 июня 2014 года митрополит
Тобольский и Тюменский Димитрий в сослужении епископа Ишимского и Аромашевского
Тихона совершил великое освящение новопостроенного храма.
Историческое здание Покровской церкви,
при которой в 1924–1931 гг. служил священник Михаил Красноцветов, находилось
на месте нынешнего Парка культуры неподалеку от фонтана. Строительство церкви
осуществлялось на средства прихожан
и завершилось в 1889 году. Покровский
храм простоял немногим более сорока лет.
В начале 1930-х годов договор с религиозной общиной был расторгнут. Постановление
областной культовой комиссии президиума
Уральского облисполкома от 25 сентября
1933 года гласило: «Ходатайство Аромашевского райисполкома о закрытии церкви
в с. Аромашево удовлетворить. Принимая
во внимание отсутствие в районном центре
помещения для клуба и требование населения о немедленной передаче здания
церкви под культурное учреждение, считать
необходимым и целесообразным переоборудование и использование аромашевской
церкви под клуб». Под клуб храм переоборудовать не стали и в 1935 году сровняли с
землей. Внешний облик Покровской церкви
не сохранился.
В Тюмени к весне 1930 года под культурно-просветительские нужды были закрыты
все православные храмы, кроме кладбищенской Всехсвятской церкви. В ночь с 13 на
14 июня 1932 года в Тюмени, в связи с
острой дефицитностью в кирпиче для строек
города, взорвали Благовещенскую церковь.
За несколько дней до этого была взорвана
Успенская церковь.
Бойким пером рабкора Улыбина описывается, «где какие были строения. По
Хохряковской ул. на месте убранной (при
помощи взрыва) церкви построены на углу
2 двухэтажных деревянных дома, а кирпич
с церкви использован на 3-м этаже горсовета. Убран и небольшой собор против
музея – в нем был антирелигиозный музей.
В Ильинской церкви по ул. 25-го октября –
водочно-разливной завод. По Ленинской в
церкви: внизу склад сельэлектро, а вверху –
проектно-чертежное учреждение. В Никольской церкви за Тюменкой радиоклуб.
Церкви за ненадобностью использованы для
культурных целей. В Заречной части города –
церковь Егория отдана под клуб. Оставлены
для православных горожан Успенский собор
[рабкор Улыбин ошибается, имеется в виду
Знаменский собор] и круглая церковь на
старом городском кладбище – и хватит».
10 января 1932 года в селе Аромашево
на свет появился младенец Павел – второй
ребенок Григория Михайловича Красноцветова, старшего сына отца Михаила. На долю
Павла выпало нелегкое голодное детство и
юность, но, несмотря на жизненные тяготы,
старшие сыновья отца Григория, рукоположенного в 1949 году во священника, мечтали
о служении Церкви. Из воспоминаний протоиерея Павла Красноцветова: «Образцом
для подражания для нас с братом всегда
оставался отец. Гораздо позднее я понял,
что давало ему силы в тех нечеловеческих
условиях быть опорой семьи. Это вера,
которую он впитал с молоком матери, и
живой пример служения Богу и людям горячо
любимого им отца – священника Михаила
Красноцветова. Мы уже знали, что принадлежим к старинному священническому роду,
и по дороге из школы любили рассуждать о
том, что и мы должны, как наши предки, служить своему народу. Зная, как сложна жизнь
священника в советском государстве, отец
никогда не говорил, чтобы мы продолжили
его дело. Но когда я прочитал в “Журнале
Московской патриархии” правила приема в
семинарию и заявил о своем желании туда
поступать, он меня поддержал, понимая, что
это призвание, передавшееся нам от дедов
и прадедов».
Павел Красноцветов успешно окончил
Московскую духовную семинарию и состоялся как опытный пастырь, многие годы служивший на приходах Русской Православной
Церкви в России и за рубежом.
В начале девяностых годов отец Павел
состоял настоятелем Санкт-Петербургского
Князь-Владимирского собора. Из воспоминаний протоиерея Павла Красноцветова:
«В мае 1996 года после заседания Епархиального совета, членом которого я состоял,
мы с владыкой Владимиром (Котляровым)
направились к его машине. Неожиданно он
спросил: “Отец Павел, а что вы скажете на
то, чтобы стать настоятелем Казанского собора? Собор надо восстанавливать и делать
кафедральным”. Я только сказал: “Владыка,
мне с семьей нужно посоветоваться”. Было
ясно, что из обжитого действующего храма
предстояло перейти в собор, абсолютно не
готовый для богослужения, в котором нужно
восстанавливать буквально все: от храма до
церковного уклада. Поговорив с матушкой,
мы решили, что если есть на то благословение архиерея, надо идти.
И вот пришел я в Казанский собор. Голые стены. Западный неф в распоряжении
Музея религии и атеизма – епархии передали
только главный алтарь и подкупольное пространство. С 1991 года в соборе разрешили
совершать Божественную литургию, но только
по воскресеньям до 11 часов. Кроме того,
в среду – выходной день музея – с 10 до
17 часов можно было совершать требы.
В алтаре южного придела расположилось
экскурсионное бюро и музейная канцелярия.
Зашел – сотрудники сидят, курят... Иконостас Рождества Пресвятой Богородицы не
тронут, но это часть музейной экспозиции.
Ни арки, ни Царских врат, ни диаконских
дверей. Первое время было очень трудно.
Все помещения занимал музей. Иконостас
в главном алтаре отсутствовал, все открыто.
21 июля 1996 года, на “летнюю Казанскую”,
впервые за пять лет прошла архиерейская
служба. С этого дня богослужения стали
ежедневными.
С 1999 года началось растянувшееся
почти на пять лет освобождение помещений собора. 29 марта 1998 года митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир
в сослужении соборного и городского духовенства совершил чин великого освящения
Казанского собора, а 22 декабря 1999 года
указом Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия Второго Казанский собор
был возведен в кафедральное достоинство.
Работа по реставрации и восстановлению
иконостасов началась в 1998 году. Основной задачей было воссоздание иконостаса
главного алтаря, куда предстояло возвратить
великую святыню – икону Казанской Божией
Матери. 19 июля 2002 года, накануне престольного праздника, чудотворный образ
перенесли из Князь-Владимирского в Казанский собор, и икона Казанской Божией
Матери заняла свое историческое место в
восстановленном иконостасе».
Митрофорный протоиерей Павел Красноцветов прослужил настоятелем Казанского
собора свыше двадцати лет, встретив здесь
свое 85-летие: «Жизнь жительствует, и восемьдесят пять лет сейчас не кажутся длинным путем, они пролетели быстро. Радует,
что Казанский собор – уже не музейный
храм, а живой приход, дом Божий. Конечно,
это не наша заслуга. Под Свой Покров нас
собрала Сама Пресвятая Богородица, под
небесным покровительством Которой пребывают и наш город, и вся земля Русская».
Возвращаясь к визиту потомков священномученика Михаила Красноцветова, нельзя
не упомянуть, что его правнуки молились за
Божественной литургией под сводами тобольского Софийско-Успенского кафедрального
собора, где в 1921 году был рукоположен
во священника их прадед. Духом с молящимися был священномученик Михаил. Это
было торжество веры, торжество победы над
смертью, торжество Христова Воскресения.
Сродники священномученика Михаила
Красноцветова покинули пределы тюменской
земли 30 апреля, а 11 июня Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
совершил великое освящение храма в честь
Благовещения Пресвятой Богородицы, взорванного в 1932 году и восстановленного на
новом месте.
Так в жизнь непреложно претворяются
слова Господа Нашего Иисуса Христа: СОЗИЖДУ ЦЕРКОВЬ МОЮ, И ВРАТА АДОВЫ НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЕ.
Г.В. КОРОТАЕВА,
к.ф.н., научный сотрудник
Тобольской духовной семинарии
|