ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2023 г.         

Перейти в раздел [Документы]

БЕСЕДЫ НА РАДИО «ВЕРА»

21 октября 2022 года в эфире «Радио Вера Тюмень» в программе «Светлый час» состоялась беседа с ключарем Знаменского кафедрального собора протоиереем Николаем Цирке. Ведущий программы – протоиерей Григорий Мансуров.

Протоиерей Григорий: Отец Николай, давайте сегодня поговорим с вами о людях, которые делают первые шаги в храме. Представьте, что вы разговариваете с человеком, который ничего не знает о Боге. Таких сложно найти в России, но допустим. Вдруг он задумался, что Бог есть, есть совесть, какой-то внутренний голос его зовет, но человек не знает, с чего начать духовную жизнь. Пришел, допустим, к вам такой человек, что вы ему скажете? На самом деле таких людей множество. Особенно сейчас. Время непростое, люди начинают задумываться о Боге. Что делать, как делать, чтобы Бог услышал?

Протоиерей Николай: Когда человек приходит в храм Божий и тем более подходит к священнику, я думаю, что это уже начало. Когда пришел говорить с Богом, то Он обязательно услышит. Потом пользуешься примерами, которые нам дала Церковь, чтобы иметь опыт обращения к Нему. С чего начать? Если человек крещеный, то, конечно, он надевает на себя крест. То орудие Божие, которым Господь искупил нас и дал нам Божественную силу. Нужно научиться, прежде всего, правильно креститься, читать краткие молитвы перед началом всякого дела: «Господи, благослови!», в процессе – «Господи, помоги!», закончил дело – «Слава Тебе, Господи!». Слава Богу, меня мамочка в детстве водила в Церковь. Мы далеко ездили из деревни в город. Помню только ноги у людей, потому что всегда сидел на ножках у моей мамы. Мы ездили на большие праздники – на Пасху, Успение Божией Матери, в каникулы.

П.Г.:: Вы в Омск ездили? В церковь на ул. Тарскую или на Труда?

П.Н.: На улицу Труда, в Николо-Казанский храм. А потом в 15 лет Господь как-то Сам привел, даровал мне тогда эту милость. По милости Своей только Бог нас приводит. Даже не знаю, как это объяснить, это нужно услышать. В любви жизни в Церкви меня уловил иеромонах Борис (Храмцов). Он уже отошел ко Господу. Однажды он подарил мне богослужебную просфору. Это был удивительный момент. Я спросил, для чего просфора? Он мне сказал ее разрезать и потихоньку каждое утро натощак после молитвы кушать. С этого и началось мое воцерковление. Потом стал ходить на клирос, в алтаре прибираться. Первый год я часто обращал внимание на слова молитвы «и весь живот наш Христу Богу предадим». Думаю, что же это значит? Наверное, нужно низко кланяться. Я на этом месте всегда очень глубоко задумывался.

П.Г.:: Чтобы живот сминался пополам (смеется).

П.Н.: Да-да. А это, оказывается, жизнь во Христе Господе нашем. И вот так помаленьку приобретаешь церковный опыт. Нам Бог даровал дом – Церковь Божию, таинства. Священник во время богослужения учит, как и когда надо креститься, когда кланяться. Люди же смотрят. Даже маловоцерковленные приходят и смотрят, как делает батюшка или дьякон. Так и происходит научение. А через год все это запомнится и можно уже сказать: Господи, слава Тебе!

П.Г.:: То есть нужно быть наблюдательным, смотреть по сторонам.

П.Н.: Я знаю, что батюшки советуют самую главную молитву, которая есть у христиан, произнесенную устами Христа, – «Отче наш». В этой молитве семь прошений. На основе нее составлены все другие молитвы. Многие священники говорят начать с этой молитвы. Спросил как-то у грузинского Патриарха Илии, который приехал в Мекку (не для богослужения, а с официальным визитом), самый главный ее представитель: «Сколько ваши православные христиане молятся? У нас пять раз». А мы, говорит Патриарх, семь. В 18-й кафизме 118-го псалма есть слова – «семь раз в день прославляю Тебя».

П.Г.:: Да, есть такое правило – семь раз. В богослужение включены 9 часов, которые совершаются в разное время, и мы в идеале должны их все прочитывать. Когда-то так и было – Изобразительны, Вечерня, Утреня, Полунощница, Повечерие. Получается даже больше семи. Отец Николай, не знаю, как у вас в Знаменском соборе, а я опубликовал свой номер телефона в открытых источниках, где расположена информация о храме.

П.Н.: И у нас есть телефоны всех священников. В церковной лавке всегда можно спросить номер любого. Если вдруг человек придет и не застанет священника, то сможет ему позвонить. Это сейчас уже отработанный вопрос.

П.Г.:: Мне на неделе поступает около десяти звонков, и практически сто процентов стандартные – как покреститься. В мир приходят новые люди, и возникает вопрос, как их покрестить. Давайте об этом поговорим. Что вы предлагаете людям?

П.Н.: Сейчас, слава Богу, можно побеседовать. Люди сами интересуются. Они хотят не только крестить, но и иметь уже какой-то опыт. Поэтому обязательно стараемся встретиться. Если ребенок рождается в воцерковленной семье, то крестим без вопросов. Кто первый раз пришел, предлагаем ознакомиться с информацией о крещении. Отец Зосима, наместник Свято-Троицкого монастыря, нам в этом помог. Мы обязательно поговорим, проведем собеседование. Если ребенок чуть-чуть постарше, то с ним знакомимся, чтобы он не боялся бородатого человека, смог бы к нему привыкнуть. Мы вместе подойдем к иконам, пообщаемся. Тогда ребенок на крещении будет относиться к священнику как к родному человеку. Это очень хорошо и полезно. Обязанность крестного – молиться за своего крестника. Крестный должен ответственно подойти к этому таинству, иметь уже какой-то опыт, чтобы воспринять чистое дитя в свои руки. Люди стараются соблюдать правила Церкви, насколько это возможно по здоровью, по состоянию, по работе. Стараются исповедаться, причаститься. После чего мы заранее обговариваем день. В нашем соборе общего крещения нет, в основном индивидуальное. Священников много, и каждый из них берет на себя ответственность за крещаемого младенца. Он уделяет время семье, общается, потом назначает день для крещения. В этом отношении у нас все хорошо организовано.

П.Г.:: Количество людей сократилось по сравнению с тем, когда были общие крещения?

П.Н.: По сравнению с 90-ми годами, конечно.

П.Г.:: Да даже по сравнению с прошедшими десятью годами. Было время, когда батюшка в определенное время освещал крестики в соборе, потом сразу совершал крещение. По сравнению с той практикой сейчас меньше крещений?

П.Н.: Сейчас, наоборот, больше крестятся. Люди идут в Церковь, потому что им нужны помощь и милость Божия. Они видят, что прошло время моды на крещение. Понимают, что если человек родился для вечности, то должен совершать и другие таинства Церкви – исповедоваться, причащаться. «И блажен и триблажен», как говорит святитель Иоанн Златоуст, человек, который вкусил веру с молоком матери. Конечно, страх Божий невозможно передать, его можно почерпнуть только у того, у кого он есть. Конечно, это мама и папа. Родительское благословение перед сном, когда ребенок понимает, что нужно перекреститься и помолиться. Я имел радость служить с грузинским Патриархом Илией. Мне однажды перевели с грузинского его проповедь на русский язык. Он говорил, что дети должны брать благословение у родителей и даже у мамы целовать руку, насколько это дорого. Родительское благословение – это фундамент для будущей жизни. Даже если ребенок не крещен, его можно научить креститься. Это очень важно.

П.Г.:: А взрослым, приходящим на крещение, что предлагаете узнать или сделать?

П.Н.: Если есть возможность – дарим им Евангелие. Из четырех книг он должен прочитать хотя бы одну, чтобы перед ним раскрылась книга любви Христовой. Для чего мы крестимся, кто такой Господь, кто такая Пречистая Божия Матерь, почему апостолы шли за Христом, почему Господь воскрес и крестился в водах Иордана. Люди стараются читать и понимать. В период мобилизации было немножко по-другому, приходилось торопиться.

П.Г.:: Меня часто взрослые спрашивают о крещении. Я им задаю вопрос: «У вас отношения зарегистрированы? Я смогу вас покрестить, если вы распишетесь или подадите заявление в ЗАГС».

П.Н.: Батюшка, только так и нужно делать.

П.Г.:: У вас так же?

П.Н.: Так же.

П.Г.:: Мы живущих в сожительстве не крестим.

П.Н.: Представьте, что человек крестится. Да, он верует в Господа, получает обновление, прощение всех грехов до единого. И только вышел, сразу душу свою драгоценную замарал. Это очень больно. Для человека, знающего чистоту души, это больно. Поэтому нужно идти только этим путем.

П.Г.:: Ко мне как-то обратился человек с просьбой покрестить ребенка. Куда только они не звонили – не разрешают. Мы с женой, говорит, хотим крестить ребенка, но мы не расписаны. Обычно я в таких случаях ребенкато все же крещу. Но меня поразило, что в большинстве храмов Тюмени им отказали. Хотел с ними поговорить: как же так, вы что, вообще никогда не соберетесь жениться на матери собственного ребенка…

П.Н.: Я тоже об этом слышал.

П.Г.:: Какие требования к крестным? Что они должны знать? Могут ли они быть мужем и женой? По традиции Церкви это, вроде как, не принято.

П.Н.: По традиции да. Хотя определенных канонов нет.

П.Г.:: Достаточно одного крестного?

П.Н.: Да, можно и одного. Это когда любовь позволяет, то можно и двух. Обязанность крестного – это, прежде всего, молитва за своего крестника, передавать свой опыт этому чаду.

П.Г.:: По правилу крестный должен быть одного пола с ребенком. Часто с мужчинами сложности. Обычно женщину найти проще. Кстати, у вас в соборе взрослых крестят полным погружением?

П.Н.: Да, слава Богу, есть такая возможность.

П.Г.:: Хорошо, вот человек покрестил своего ребенка. Он сам обратился к Богу, вы ему все рассказали. Он тоже крещеный, живет в браке, все хорошо. А что дальше? Семья, дети, работа… Как находить время для Бога и продолжать христианскую жизнь? Многим кажется, что вот я покрестилась, в храм ходила, была на исповеди, прочитала Евангелие. Я все сделала. Ставлю жирную галочку у себя в жизненном блокнотике, что с Богом у меня все хорошо. И как достучаться до человека, как ему объяснить, что этого мало. Как привить ему вкус к Церкви?

П.Н.: Господи Боже, да познают Тебя Духом Святым все народы земли! Даже не знаю, что сказать по этому поводу. Нужно хотя бы беречь те минуты, когда Господь стучится в твое сердце. Не отталкивать Его, когда есть желание помолиться, прийти на исповедь, причаститься. Приступить к таинствам, которые даны нам Богом. Господь стучится в каждое сердце, и нужно беречь эти моменты. «Сыне, даждь Мне твое сердце, Я войду в него и свечеряю с тобою». Когда мы это слышим, Господь все чаще и чаще дает эти моменты.

П.Г.:: Человек, который раньше никогда не причащался, не исповедовался, спрашивает, как подготовиться? Какие правила вы ему предложите? Не знает, у кого спросить, и спрашивает у вас. Нет у него того, кто возьмет его за руку и скажет, что и где почитать, куда прийти. Объясните человеку, который ничего не знает.

П.Н.: Вечернее богослужение, которое мы должны посещать, и литургия – это дар Бога человеку. Это наш труд, молитвенная подготовка к самому большому таинству Церкви – Причастию. Для начала нужно посмотреть степень воцерковления, степень здоровья, обстоятельства работы. Нужно стараться ходить на вечернее богослужение накануне дня причастия. Обязательно со всеми примириться, ни на кого не держать зла, всех простить. Потому что, когда мы имеем на кого-то какую-то обиду или зло, мы не имеем права причащаться святых Христовых Таин. Из молитвенного правила, которое мы стараемся исполнить, можно заранее начать читать правило ко Причащению. Сегодня много книг, молитвословов, где собраны все последования, подготовительные молитвы. Это канон Покаянный Господу Иисусу Христу, в котором душа изливается в слезном, покаянном состоянии перед Богом. Это молебный канон ко Пресвятой Богородице, Божией Матери. Это канон Ангелу-хранителю, самому близкому нашему другу, который находится с нами вместе в течение всей жизни, радуется нашему обновлению и плачет о наших грехах. И, конечно, когда отец Григорий Мансуров служил в Знаменском соборе Тюмени, говорил, чтобы мы прочитали не спеша Последование ко Святому причащению: к Кому вы сейчас идете. Я до сих пор помню эти слова. Когда мы просим у Бога, мы находим ответ, для чего мы соединяемся с Господом, вкушая Его Тело и Кровь. Вечером после двенадцати часов ночи перед причащением человек воздерживается от пищи и питья. Предварительно перед таинством мы соблюдаем дни говения. Раньше люди постились целую неделю. Потом стали поститься 2-3 дня. Удобно причащаться после постного дня. На Афоне монахи так и делают. Они для мирских людей – эталон. А для монахов эталон – ангелы. В среду – постный день, в четверг причащаются. В пятницу постный день – в субботу причащаются. Мы в основном причащаемся в воскресенье, потому что в этот день во всех храмах совершается богослужение. Если здоровье позволяет, люди стараются поститься построже.

П.Г.:: А если человек пьет таблетки?

П.Н.: Батюшка отец Дмитрий Смирнов, упокой Господь его душу, говорил, что таблетка не является пищей. А если давление или сахарный диабет? Я знаю одного батюшку, который настолько покрывает немощи людей, что благословляет человека даже утром покушать. Например, сахарный диабет бывает разной степени.

П.Г.:: Это нужно лично знать человека, чтобы разрешать такие послабления.

П.Н.: Каждый человек причащается как ему удобно, в том храме, куда он ходит. Везде есть расписание богослужений. Кто приходит в храм первым, того встречает Божия Матерь, так что на службу не опаздываем. Исповедь в основном перед большими праздниками. Исповедаться стараемся вечером, чтобы литургия была всецело посвящена Богу.

П.Г.:: Утренняя исповедь может затянуться, когда один человек исповедуется, а его все ждут. Поэтому утром исповедуем только маленьких детей и больных. Исповедь, Причастие – это важнейшие христианские таинства. Если человек считает, что он живет с Богом, крещеный, то истинность этого решается одним вопросом – когда ты последний раз был на исповеди и причастии.

П.Н.: Когда я пришел много лет назад в Знаменский собор, там служили отец Николай и отец Иаков. Люди приходили к ним с внутренними переживаниями, внешними неполадками. Это батюшки, которые прошли суровую школу, времена гонений, переводы с одного прихода на другой. Было время, когда священники вообще могли лишиться храма за какую-то проповедь. И вот первый вопрос, который они задавали, – когда ты последний раз был на исповеди? Когда человек заглянет внутрь своей души, обновит ее, выскажет свою сердечную боль, сердечно покается, то и получит прощение от Бога. Как старец Паисий говорит: сфотографируйся до причастия и после и сразу увидишь разницу. Тогда и внешние обстоятельства меняются. Наша вера в Бога – это вера в то, что Бог для всех хочет спасения.

П.Г.:: Как обычному человеку, у которого работа, семья, обязанности, может быть, кто-то на большой должности или на двух работах, или просто постоянно находится в мирской суете, как ему молиться? Сколько? В молитвословах много всего написано. Есть утренние, вечерние молитвы, в продолжение дня, перед едой. Как читать, что читать? По книге, по памяти? Если кто-то не успевает, может включить аудиозапись? Давайте об этом поговорим. Какой минимум можно предложить? Человеку, который совсем не молится, я говорю, чтобы начал читать молитву хотя бы перед едой. У вас одно только поглощение пищи займет минут десять, еще нужно приготовить, убраться. А тут полминуты прочитать «Отче наш». Куда еще меньше? Начните крестик носить. Господь установил правило – шесть дней трудись, один день посвяти Мне. Иоанн Златоуст говорит, что служба длится совсем недолго, если посмотреть относительно целой недели.

П.Н.: Святитель Димитрий Ростовский говорит, что у человека должно быть пусть малое, но ежедневное правило. По мере своего воцерковления нужно выбрать то, что легло на сердце. Есть время – помолись побольше. Как говорил Иоанн Кронштадтский: «Поработал побольше, больше поел, меньше поработал – меньше поел». Про молитву так говорил: «Умоляю вас, братия, старайтесь учиться молиться медленно». Пускай мало. Нужно, чтобы вы согревались молитвой. Отец Николай с острова Залит говорил: «Начиная дело – “Господи, благослови”, в процессе – “Господи, помоги”, закончил – “Слава Тебе, Господи!”» В молитве «Отче наш» ты призываешь Самого Отца Небесного, Который является твоим Отцом.

П.Г.:: А Иисусова молитва только для монахов?

П.Н.: «Кто призовет имя Божие – спасется», – говорил апостол Павел. Он говорил о непрестанной молитве. Праведный Алексей Мечев просил своих духовных чад запомнить, что это не механическая молитва. Это вопль из глубины сердца.

П.Г.:: Любая молитва может превращаться в механическую. Слова повторяешь, а при этом мысли могут быть в другом месте.

П.Н.: Помню, сухумский старец иеромонах Гавриил ответил на мои слова о том, что я устал: «А ты подумай, что ты сегодня службу совершаешь последний раз в жизни». Еще всегда проси ангела-хранителя, когда нужно тебе что-то совершить. Он тебе поможет. Отцы знали, что мы ничего не можем без Бога.

П.Г.:: Хоть как, но молись. Хоть по молитвослову, хоть по памяти, за рулем, в автобусе. Не стесняйся достать молитвослов. Это вообще исповедничество. Стесняешься – читай по памяти, что знаешь.

П.Н.: Мне один монах говорит: зашел в торговый центр купить хлеба – перекрестись крестным знамением, это проповедь будет! В автобусе едешь мимо храма – перекрестись. Пусть стесняются те, кто этого не делает. Понятно, что это состояние человеческой души.

П.Г.:: Это некая борьба с собой, сломать свое стеснение, перебороть – это много значит. Я, помню, как-то надел подрясник, пошел по Омску. Мне же его благословили, я должен его носить. Обычно его в пакетике носят, как до храма дошли – надевают (это был 1995 год). Я подумал, что я, стесняюсь что ли? И у меня такая внутренняя борьба была! Я надел его и пошел. Зашел в лифт, спустился, пока дошел до автобуса, в автобусе ехал, пережил какой-то невероятный человеческий суд… После этого уже больше ничего не стеснялся. Мне было тогда шестнадцать лет. Меня в детстве, лет десять мне было, мама одного моего друга поставила в неожиданную ситуацию, где я повел себя как апостол Петр. Друг посмеивался, что я верю в Бога, а она, желая, чтобы он от меня отстал, сказала, что верит только моя бабушка, а я, мол, не верю. А после этого спросила: «Правда?» И я, чтобы от меня отстали, ответил «да». И тут же почувствовал, что как будто отрекся. Хотя еще не ходил тогда в церковь, крестик не носил. Советское время было. Но знал, что Бог есть, и понял, что в этот момент от Него отказался. Я тогда это прочувствовал. Когда мне благословили подрясник спустя годы, понял, что надо его носить.

П.Н.: Господи, слава Тебе!

П.Г.:: Конечно, сейчас по каким-то хозяйственным делам без него езжу, снимаю его, чтобы не испачкать. Но не потому, что стесняюсь. Он просто в этих делах неуместен. Отец Николай, сейчас мало венчается людей. Почему? Неужели это какая-то второстепенная вещь? Неужели без этого можно жить и быть христианином? Или мы стали больше требований предъявлять к брачующимся?

П.Н.: Мой батюшка говорил, что ни одной минутки нельзя жить без венчания. По милости Божией мои папа и мама, братья и сестры – все стараются исповедоваться, причащаться и жить духовно. Я им в подметки не гожусь. Когда мама с папой поженились, папа не был крещеным. После рождения моих братьев и сестры папа покрестился. В этот же день было венчание. Потом родился я с сестрой. В Церкве служим только мы. То есть это отпечаток для своего рода, Божие благословение. Это очень важно. Хотя знаю, что мои братья лучше, чем я. Люди думают, что они расписаны государством и этого достаточно. Как сказал Священный Синод – это не является блудом, но такой брак не свят. Люди думают: ну и ладно, а вдруг мы расстанемся. Потом еще в церковном разводе участвовать. Во всем этом есть какая-то очень большая боль. Надо созревать, в чистоте содержать супружество. Это очень важно, потому что люди даны друг для друга как ангелы-хранители. Венчаются, конечно.

Особенно в связи с последними событиями. Ребята, которые уходят на мобилизацию, стали венчаться. Буквально за прошлую неделю двоих повенчали. Конечно, сейчас меньше, чем в 90-е, когда была мода. Боль священнического сердца в том, что брак не все сохранили. Приходят, чтобы развестись. Желаю, чтобы Господь нам дал ответственность.

П.Г.:: Как в древности: креститься старались под конец жизни. Из благочестивых соображений. Из соображений, что я же не могу жить и не грешить. А уж если крещусь, то должен быть святым. Император Константин только под конец жизни крестился. Кстати говоря, святой. Русские князья перед смертью принимали монашество. И уже в монашеском чине предстояли перед Богом. Так же в древности относились к факту крещения. Святые, кстати, по этому поводу ругались: что же вы делаете, так нельзя, нужно креститься. А они вроде бы из благочестивых соображений: мы знаем, что будем нарушать заповеди Божии, поэтому лучше и креститься не будем. В Бога будем веровать, но не креститься. Собственно, и причащаться не будем тогда. А вдруг тебя смерть настигнет? Так же и здесь: мы не будем венчаться, а вдруг мы разойдемся. Зачем тогда рождаться на свет, ведь мы умрем? А мы точно умрем. Что же теперь – не рождаться?

П.Н.: Нужно обязательно: как преподобный Серафим Саровский говорил – то, что облобызала Церковь православная, все для христианина должно быть любезно.

П.Г.:: Нужно собороваться всем подряд или только больным?

П.Н.: Обязательно должен быть индивидуальный подход. У каждого есть духовные и душевные переживания. Сейчас, кстати, таких людей стало гораздо больше. Они приходят и просят соборования. Есть у человека начальная стадия какой-то болезни, ждать, что ли, когда он совсем сляжет? Мы же у Бога просим исцеления. Если человеку надо, то можем соборовать.

П.Г.:: Отец Николай, как часто бывают такие случаи, что пришли молиться за болящего, и он излечивается. Чудеса, одним словом. Это не обязательно в плане соборования. Пришел человек с тяжелой, неизлечимой, прогрессирующей болезнью – и в церкви исцеляется или просто с болезнью живет дальше, но живет. Годы идут, болезнь есть, но в то же время жизнь идет своим чередом. Много ли таких случаев?

П.Н.: Я как-то на этом не особо заострял внимание в своей священнической жизни. Просто не обращал внимания. Но знаю одного священника, который служит в нашей епархии, который сильно болел, исцелился и служит, слава Богу, до сих пор. Исцеления точно есть. Господь знает, как это делать.

Знал одного военного человека, у которого была очень страшная болезнь. Он поехал на остров к батюшке отцу Николаю Гурьянову. Тот дал ему кушать то, что ему нельзя. После этого мужчина прожил еще четыре года, не чувствуя болезни. Милость Божия есть через покаяние и причастие.

П.Г.:: Часто вас зовут причащать больных? Я знаю, что вы ходили в хоспис.

П.Н.: Хоспис сейчас другие батюшки посещают. Я езжу на дом, к тем, кто не может дойти до храма. Слава Богу, люди причащаются, чтобы не остаться без Христа. Признаюсь, есть такие представления, что если батюшку приглашать, то человек умрет. Он, естественно, может умереть. Но это не потому, что приехал священник.

Мне на днях один молодой батюшка рассказывал. Только его рукоположили, он пришел в храм, а ему говорят, что надо причастить больного и именно сегодня. Он приехал к нему домой. Человеку было так плохо, что кричал от боли. Его причастили, и через пять минут он отошел в вечность. Представляете, быть причастным Телу и Крови Христа для исцеления души и тела, для жизни вечной. Поэтому жаль, что люди иногда боятся призвать священника, чтобы напутствовать человека.

Говорят, что это вы меня хороните, хотите, чтобы я умер? Наоборот, для жизни, дай Бог тебе здоровья, живи еще столько, сколько тебя Бог благословит. Но ты будешь со Христом! Люди Божии, если нет возможности прийти в храм, зовите священника.

П.Г.:: А если есть возможность приехать в храм – приезжайте или просите помочь привезти своих родственников. Человек может прийти в храм, но службу ему выстоять не по силам. Мы же не говорим, что на всю службу ходить нужно. Пусть приедет, как младенцы приезжают, ближе к причастию. Не знаю, как в других храмах, я выхожу перед причастием еще раз посмотреть, кто пришел на исповедь.

Ситуации бывают разные – тяжело больной или дети. Тут же исповедую. Человека подвели под ручки, помогли ему. Если тяжело, можно уйти после причастия, не дожидаясь конца службы. Нужно ценить труд священника. Если вы хоть немного перемещаетесь, можно и приехать самим, ощутить атмосферу храма. Давайте поговорим о том, что жизнь наша земная кончается, уходят близкие. Что людям нужно знать об этом? Человек еще живой, и первое, что нужно делать, – звать священника.

Пусть он лучше хоть «в последний вагон», но все же запрыгнет. Его собственная душа покается, не молитвами родственников, которые еще, может, и не будут молиться, а из состояния собственного покаяния пусть спасется. Как правильно похоронить близкого человека, что нужно сделать, куда бежать, или бежать никуда не надо? Как здесь все сделать по-христиански?

П.Н.: Когда человек болен и не может подняться с постели, отцы Церкви советуют просвещаться чтением Евангелия. Я всегда стараюсь своим близким подсказать – почитай Евангелие. Серафим Саровский говорит, что от чтения Евангелия просвещается ум, просвещается сердце и даже очищается воздух. У митрополита Антония Блума описан один случай, когда человек совсем лежал без памяти и пришел к нему пастор другой конфессии. Что я могу с ним сделать – говорит он митрополиту Антонию. Он сказал почитать больному Евангелие. Тот проявил усердие и стал читать. Больной лежал без памяти, а священник читал. Потом на третьи сутки открывает глаза и четким голосом отвечает: «То, что ты мне читал, я все слышал. Теперь я знаю, что Христос пришел спасти грешников», – закрыл глаза и умер.

Очень важно, когда человек страдает, напутствовать его Божественным освящением, Божиим словом. Я знаю одного христианина Жвавова Николая, ректора медицинской академии. Он врач и знал, что уходит. За месяц до смерти попросил меня к нему приехать. Я приехал. Мы с ним попрощались. Он сказал, что ему осталось жить не больше месяца. Созвал всех друзей, чтобы попрощаться, попросить прощения. Я был поражен. У него получилось со всеми помириться, умереть по-христиански, конечно, напутствованным святым причащением, исповедью. Очень хорошо, что отпевали его в храме. Человек первый раз был посвящен Богу в храме при крещении, и проводили его в последний путь в вечность тоже в храме. Конечно, это определенные переживания, дополнительные мероприятия. Но если такая возможность есть, нужно идти этим путем. В храме все настраивает на богообщение.

П.Г.:: Это тоже древняя традиция. Вечером привезти тело человека в храм. Ночью там никого нет, все разошлись после вечерней службы. Наутро люди в храме собираются. Если служба идет, во время службы тело стоит в храме рядом с пришедшими. Если службы нет, то просто совершается отпевание. Если родственники покойного церковные люди, то можно на ночь в храме остаться, я ключи оставлю от калитки. Храм открыт всю ночь. Каждый желающий родственник может ночью приехать, побыть рядом с умершим, почитать псалтирь. Раньше человек так три дня стоял дома, не было никаких моргов.

Я вообще не понимаю, зачем человека вскрывают, какое-то жертвоприношение. Зачем это нужно? Как будто все потенциальные убийцы, вдруг его отравили или еще что. Неправильно это. Мы обычно сторонимся этой темы, стараемся ее не поднимать. Но мне не понятно, зачем это нужно и кому? Если для тренировки студентов-медиков, так для этого манекены специальные есть.

Раньше тело человека три дня находилось дома, и люди за это время осознавали, что произошло. А сейчас человека забрали еще живым, увезли в реанимацию и звонят уже после того, как он умер. Давайте приезжайте, все оформляйте. И потом они его видят буквально один час на прощании. Это если им еще зал дадут. А если нет, то только на кладбище. Здесь уже стоят с лопатами, давайте скорее – нам еще дальше работать.

Хорошо, если священник придет, отпоет, люди побудут полчаса рядом с гробом, и все. Они даже не успевают осмыслить, что произошло. А так, если в храм привезли, можно на ночь остаться, сменяя друг друга. И утром побыли, почитали псалтирь. Душа человека тоже рядом находится. Это очень хорошо. Людям, которые так прощаются, мне кажется, им легче.

П.Н.: Есть такое удивительное повествование. Два друга решили, что если Господь заберет из них кого-то первым в вечность и если будет у него возможность, – прийти, рассказать, как там. Когда один ушел первым, его отпели, похоронили. Второй сидит в раздумьях, переживает за ушедшего. И вдруг тот заходит в комнату. «Ты просил, чтобы я пришел, и вот я здесь». Он спрашивает, как ты? «Когда умер, то видел себя со стороны, свою жену, детей. Старался их как-то утешить. Они плакали. Мне было больно от того, что они не чувствовали, что я рядом. Особым утешением было, когда пришел мой духовник и стал возносить молитву, совершая каждение вокруг моего тела. Я почувствовал такую радость и утешение, что душа моя ограждена молитвой. Когда молитва прекратилась, на душе опять была скорбь, потому что мне нужно было уходить. Я видел плачущую жену и детей. Ну ладно, мне некогда, я пошел».

П.Г.:: Как поминать родственникам умершего, как молиться, как часто ходить на кладбище?

П.Н.: Любое поминовение мы совершаем прежде всего в храме. Это заупокойная молитва на литургии. Можно подать записочку. Попросите священника совершить панихиду. Если есть возможность на девятый, сороковой день, на годовщину – пригласить священника на могилу помолиться. Блаженная Паша Саровская говорила, что, если бы священник знал, что только он махнет кадилом – как много это значит для человека. В домашних условиях – это псалтирь. В дни особых поминовений хорошо, если родственники все вместе соберутся, исповедуются, причастятся.

Преподобный Паисий Святогорец говорит, что домашняя молитва, молитва Церкви, милостыня для усопшего приносят много-много утешения. Но особую радость для него составляет благочестивая жизнь его близких на земле.

Материал подготовила
Наталья ЛИПАЕВА

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.