Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени
от нас молниеносным мечом твоим духа
лукавого, искушающего нас.
О великий Архистратиже Божий Михаиле –
победитель демонов! Победи и сокруши
всех врагов наших, видимых и невидимых,
и умоли Господа Вседержителя, да спасет и
сохранит нас Господь от всех скорбей и от
всякия болезни, от смертоносныя язвы и от
напрасныя смерти, ныне и присно
и во веки веков. Аминь.
По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших
ангелов. Следовательно, мы должны войти в
Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша
жизнь. Как еще здесь, на земле, мы должны
заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое
и святое собрание. В тот их Собор, который
мы с вами ныне так торжественно празднуем!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные други мои, праздник и прославление Архистратига Михаила и
неисчислимого сонма Ангелов. Это великий
праздник для всей Православной Церкви,
а для нас он сугубый: храм, в котором мы
с вами сейчас находимся, освящен в честь
Архистратига Михаила – вождя и предводителя всего Небесного Ангельского Воинства,
верных и ревностных служителей Вседержителя и Творца Бога. День этот (8 ноября по
церковному календарю) – главный из всех
праздников в честь святых Ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и
очень чтим верующими людьми. А Церковь
именует его Собором Архистратига Михаила
и прочих Небесных Сил бесплотных. Собор,
то есть соединение, совокупность всех святых
Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом,
ибо они все совокупно и единогласно славят
Святую Троицу, единодушно служат Богу.
Этот день, дорогие мои, Церковь посвятила
Архистратигу Михаилу – вождю Небесных
Сил, и на иконах изображают его в грозном
и воинственном виде. На голове его шлем, в
руке меч или копие. Под ногами пораженный
им дракон. С кем и против кого воюет этот
отважный предводитель?! Мы знаем с вами,
други мои, что весь ангельский мир, который
был создан еще до создания человека и всего
видимого мира, был наделен при творении
великими совершенствами и благодатными
дарами. И велико, и славно было его предназначение. Среди этого ангельского мира один
из верховных ангелов – Денница – открыл в
самом себе источник зла и гордости и восстал
против своего Творца. Ангелы, подобно людям,
сотворены со свободной волей. И вначале они
могли злоупотребить этой свободой и впасть в
грех. Что и произошло с Денницей. Он пожелал
быть самостоятельным, не зависящим от Бога.
Мир духовный поколебался, и часть Ангелов
последовала за ним. И вот в этот момент из
той же ангельской среды выступает поборник
славы Божией и защитник чести ангельского
мира – Архистратиг Михаил. Он властно произносит: «Никто как Бог!» – обращаясь этим
призывом ко всем Ангелам. Этими дерзновенными словами он показал, что он знает Бога,
признает только Его одного – Единого Бога,
Творца и Властителя всей Вселенной. «Никто
как Бог!» – смело и решительно заявляет он,
свидетельствуя о величии Божием. В этом
его поступке проявились его личные качества:
твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность
не только верить, но и свидетельствовать о Боге; излучая, распространять
воспринятый им Божественный свет на весь
мир. Борьба была трудной, ибо Денница был
наделен великими совершенствами. Но силы
добра превозмогли над силами зла… Денница
свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как
вождь всего ангельского мира, верного Богу.
С тех пор в руках Архистратига Михаила меч,
ибо сатана, свергнутый с неба, не перестает
воевать против небожителей. Падшим ангелам
пресечена возможность проникать в высшие
области мироздания. И потому они всю злобу
свою устремили на людей, и в первую очередь
на всех верующих в Бога.
Может ли меч Архангела Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии?
Конечно, нет! Архистратиг не перестает воевать
с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад
Божиих от их коварных происков. И борьба сия
в высшей степени ожесточится перед концом
мира. Теперь всем нам должно быть понятно,
почему Архистратиг Михаил изображается в
таком воинственном виде. Он защитник Церкви
Божией. И вид его должен приводить в страх
врагов Божиих. Мы же должны радоваться,
что имеем такого отважного защитника – победоносного вождя Небесных Сил. Мы должны
помнить, что охранительный меч его будет
всегда за нас, если только мы не вступим в
союз с тем врагом, против которого борется
Архистратиг Михаил. Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство
Архистратига Михаила, с течением времени
настолько утвердились в добре, что грех для
них сделался невозможным. Не потому, что
они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они
не захотят этого делать, не захотят грешить.
Обратите внимание, други мои, на эти слова.
Не захотят грешить! Как это для нас с вами
назидательно. Не захотеть грешить – значит
получить возможность приблизиться к Богу и
видеть Его, как видят Его Ангелы. Служить
Ему и только Ему, исполняя Его повеления.
Слово «ангел» означает «вестник». Такое
наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию.
Ангел – это тот, кого Господь может послать
с поручением и который в точности исполнит
то поручение. Ангелы обитают везде. Но
преимущественно на небе, вокруг Престола
Божия. Там, где Бог наиболее открывает им
Свою славу, а через них и Свою волю в
отношении людей. Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском
Божественного света. Они — светы вторые!
Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы
было доступно нашему уму? Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его
святостью, мудростью и величайшей любовью
Творца Вселенной к Своей твари. Некий
Божественный свет широкой рекой свободно
льется через них. Но не просто протекает
через них, как по свободному желобу, и, не
задерживаясь, истекает и пропадает. А льется
так, как льется, искрясь и сияя, свет, когда он
попадает на драгоценный камень. Дойдет свет
до его середины и оттуда отразится ответным
сиянием, и распространяется, и, множась,
бьет во все стороны, преломляясь на гранях,
окрашивается в изумительные цвета, озаряя,
а порой и ослепляя своей красотой. В этом
образ подлинной святости. Небесные Силы
восприняли в себя свет Божий. Преломили его
в себе и, отразив и раздробив на множество
прекрасных лучей, распространили вокруг себя,
отдав людям, способным к его восприятию. И
вот в этом отраженном сиянии Божественного
света, сиянии неуменьшенном, непотемненном,
но сиянии, приумноженном и радостнотворном,
приносящем жизнь, мы познаем Бога! Если бы
не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и
воспринимать Божественный свет. Сами мы не
способны видеть и ощущать славу Божию – нам
нужны посредники, которые так преобразуют
ее, что она становится доступной и нам. И вот
Ангелы являются для нас этими посредниками.
Други мои! А отражают ли люди этот воспринятый ими Божественный свет? Способны
ли люди на это?! Да! Люди безупречной
жизни и пламенной любви к Богу зримо для
окружающих в определенные моменты жизни
светятся этим Божественным светом. Читая
жития святых, мы найдем много примеров
тому. Про таких людей богослужебные тексты
говорят нам: «Ангельски пожив на земли»… –
или – «житие твое равноангельно бысть».
Назову вам как пример два имени наших соотечественников, живших в очень близкие к
нам времена. Это всем нам хорошо известный
преподобный Серафим Саровский и менее известный харьковский святитель Мелетий. Оба
они носили в своих сердцах горящий пламень
любви к Богу. Вспомните также повествование
из Деяний апостольских. Когда судили первомученика архидиакона Стефана, он сказал,
что видит небо отверстым и славу Божию – и
все, сидящие в синедрионе, видели лицо его
как лицо Ангела. Это свидетельствует о возможности и доступности для нас еще в этой
земной жизни уподобляться Ангелам. Было бы
только стремление к этому с нашей стороны.
Святые Ангелы не только восхвалением служат
Богу. Они еще стремятся подражать Ему и в
действиях. Ангельскому миру усваивается истинный дух разума, действительное участие в
человеческой истории. Как говорится в Святом
Евангелии, Сын Божий пришел на землю, чтобы
послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения
людям. Первые христиане по откровению и
опыту знали предстательство о себе честных
бесплотных Сил. Чтобы и мы с вами реально ощущали бытие Ангелов и их постоянное
присутствие, очистим свое сердце и душу от
греховных помыслов, желаний и тем более дел.
Стой постоянно на страже твоей души, пекись
о ее чистоте – и увидишь и Ангелов, и с их
помощью приблизишься и к Богу, и увидишь
Его, ибо сказано: чистые сердцем Бога узрят
(Мф. 5:8). Очисти свое сердце и удостоишься
тогда высокой радости, как некогда праотец
Авраам, принять под сенью своей Ангелов.
Старайся избегать общения с грешниками и
сам не твори греховных дел – и тогда, как
праведного Лота, изведет и тебя за руку твой
Ангел из погибельного окружения мирской
суеты. Будь кротким, смиренным, побеждай
зло добром. И тогда, как некогда Иакова,
встретит и тебя на пути твоего шествия к Богу
сонм Ангелов (Быт. 32:1). Уясните себе, други
мои, как важно нам зорко следить за своим
поведением, чтобы не удалять от себя наших
верных помощников – Ангелов. По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы
восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А
для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста
и свята должна быть наша жизнь. Как еще
здесь, на земле, мы должны заблаговременно
подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к
вхождению в их светлое и святое собрание.
В тот их Собор, который мы с вами ныне так
торжественно празднуем! Но для этого мы
должны приобрести и мысли, и чувства ангельские. От нас требуется очистить место для
любви, приготовить свое сердце для принятия
в себя любви сверхъестественной, той любви,
которой от нас ждет Бог. И это несложно! Живи
по евангельским заповедям – и достигнешь
необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам
Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого
Евангелия. Сознавая важность нашего тесного
союза с Ангелами, поставим себе, други мои,
цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с
нашим Ангелом Хранителем. Для этого очень
полезно читать ежедневно не только молитвы
к Ангелу Хранителю, вошедшие в состав наших
утренних и вечерних молитв, но и специально
составленные в помощь нам «Размышления на
каждый день об ангелах». Их всего 31, по числу
дней в месяце. Они кратки по содержанию.
И они помогут нам любить Бога, как должны
любить верные чада Божии. Особенно, если
почаще будем произносить слова из размышления на 19-й день. «Вдохни в мое сердце,
Ангел мой, хоть несколько искр той любви,
которою ты пламенеешь!»
В заключение к нашему очень краткому
пояснению значения нынешнего празднества
в честь Архистратига Михаила и всего Собора
Ангелов Божиих добавим еще следующее. Мы
знаем из Священного Писания, что в день
Страшного суда Господня, в день восьмой,
когда придет Сын Человеческий в славе Своей
и все святые Ангелы с Ним, пошлет Господь
Ангелов собрать по всему миру и сжечь плевелы, а пшеницу – то есть избранных верных
чад Своих – убрать в житницу Его. О, если
бы они тогда взяли в числе этих избранных
и нас, ныне с честью празднующих их Собор!
Аминь.
Архимандрит Иоанн КРЕСТЬЯНКИН,
Православие.ру
|