Начинается Рождественский пост. Он
предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также
Филипповым постом, потому что начинается
после 27 ноября – дня памяти апостола
Филиппа. Рождественский пост установлен
для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою
и постом, чтобы с чистым сердцем, душой
и телом могли благоговейно встретить
явившегося в мир Сына Божия и чтобы
кроме обычных даров и жертв принести Ему
наше чистое сердце и желание следовать
Его учению
Правила воздержания, предписанные
Церковью в Рождественский пост,
столь же строги, как и в Петров пост.
Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко,
яйца, сыр. Кроме того, в понедельник,
среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино
и елей и дозволяется принимать пищу
без масла (сухоядение). В остальные
же дни – вторник, четверг, субботу и
воскресенье – разрешено принимать
пищу с растительным маслом. Рыба
во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные
дни и великие праздники, например, в
праздник Введения во храм Пресвятой
Богородицы, в храмовые праздники и
во дни великих святых, если эти дни
приходятся на вторник или четверг.
Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста
положено только на вино и елей. Со
2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и
воскресенье рыба не благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы
должны посвящать постные дни, дни
поста приближаются к дням праздничным.
Слово Божие свидетельствует, что пост...
соделается для дома Иудина радостью и
веселым торжеством (Зах. 8:19). Но посты
все же отличаются от праздничных и будних
дней. В праздники Церковь призывает нас к
благодарению Бога и святых за благодеяния,
в посты – к примирению с Богом и участию
в жизни, страданиях и смерти Спасителя
и святых. Праздники располагают нас к
духовной радости, надежде, посты – к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно
духовному веселью, Церковь благословляет
трапезу обильнейшую, в посты – предписывает умеренное употребление пищи и пития,
и притом пищи не скоромной, а постной. В
Церковном Уставе ясно изображено и время употребления, и качество постной пищи.
Все строго рассчитано с той целью, чтобы
ослабить в нас страстные движения плоти,
возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив – сделать ее легкою, крепкою и способною
подчиняться движениям духа и бодренно
выполнять его требования.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать
уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то
есть еды, пищи) не как от скверных (да не
будет сего), а как от неприличных посту и
запрещенных Церковью. Брашна, от которых
должно воздерживаться в посты, суть: мясо,
сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда
и рыба, смотря по различию святых постов».
Существует пять степеней строгости
поста:
1 ) полное воздержание от пищи;
2) сухоядение;
3) горячая пища без масла;
4) горячая пища с маслом (растительным);
5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается
и горячая пища с растительным маслом.
В православных календарях растительное
масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой
степени поста, чем определено, нужно взять
благословение у священника.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже
наоборот, может быть и духовно вредным,
если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой,
покаянием, с воздержанием от страстей и
пороков, искоренением злых дел, прощением
обид, с воздержанием от супружеской жизни,
с исключением увеселительных и зрелищных
мероприятий, просмотра телевизора. Пост не
цель, а средство – средство смирить свою
плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и
покаяния пост становится всего лишь диетой.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся,
братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует
Святая Церковь. Сущность поста выражена
в следующей церковной песне: «Постясь от
брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением:
ибо – если пост не принесет тебе
исправления, то возненавидена будет
от Бога, как фальшивая, и уподобится
злым демонам, никогда не ядущим».
Как приучить себя к посту
Основа поста – борьба с грехом
через воздержание от пищи. Именно
воздержание, а не изнурение тела,
поэтому правила соблюдения постов
каждый должен соизмерить со своими
силами, со степенью своей подготовки
к посту. Пост – аскетический подвиг,
требующий подготовки и постепенности.
Необходимо входить в поствование
постепенно, поэтапно, начав хотя бы
с воздержания от скоромной пищи в
среду и пятницу в течение всего года.
Некоторые необдуманно и поспешно
берутся за подвиги поста и начинают
поститься безмерно, строго. Вскоре
они или расстраивают свое здоровье,
или от голода делаются нетерпеливы
и раздражительны – злятся на всех и
на все, пост скоро делается для них
невыносимым, и они бросают его.
Чтобы наше расположение к посту
сделать прочным, нужно приучать себя
к посту не спеша, внимательно, не разом,
а постепенно – мало-помалу. Каждый сам
должен определить, сколько ему требуется в
сутки пищи и пития; потом понемногу надо
уменьшать количество употребляемой пищи и
довести его до того, что больше уже нельзя
сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению – неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца
ваша объядением и пианством. Желающие
соблюдать пост должны посоветоваться с
опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
Православие.ру
|