ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2023 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

19 октября состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры, участники X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»!

Мы живем во времена, когда информация стала ежедневной потребностью человека, но она также стала мощным оружием, которое может оказывать разрушительное действие на миллионы людей. И мы знаем, как это работает и, не убоюсь этого слова, содействует деградации человеческих отношений. Быть может, для нас, православных христиан, трудящихся в сфере информации, главным словом, за которое мы понесем ответ на Страшном Суде (Мф. 12:36), и будет то слово, которое мы не просто произносим, а которое мы мультиплицируем, которое мы распространяем на очень многих. Вместе с тем полагаю, что для многих наших современников, которые не придерживаются религиозных убеждений, и тех, кто живет не по совести, кто живет по стихиям мира сего (Кол. 2:8), СМИ – это мощный боекомплект, используемый для достижения своих целей. Боекомплект, потому что словом можно убить человека, словом можно достичь того, что не достигается никаким оружием. И мы знаем, как на протяжении XX века именно словами, пропагандой, наносился огромный урон, в том числе и нашему историческому Отечеству.

Не так уж сильны были революционеры с точки зрения военной, организационной или финансовой, но решающую роль в том, что был разрушен государственный строй, веками созидавшийся лучшими представителями страны, сыграло именно слово, пропаганда, враждебная по отношению к России, Церкви и историческому укладу нашей жизни.

В области регулирования других видов оружия массового поражения, например, ядерного, существуют международные договоры, а химическое и бактериологическое вообще запрещены. Но в информационной сфере нет сдерживающих рамок, в отношении противника не запрещается распространять любую ложь – главное, чтобы она была эффективной, другими словами, убийственной. Это печальная реальность нашего времени, высокотехнологической цивилизации, обеспечивающей производство информации в практически ничем не ограниченных объемах. <...>

В свое время мне довелось быть свидетелем подобных событий. Мир был поставлен на грань полного уничтожения, прежде чем человечество пришло к пониманию, что ядерное оружие нужно ограничить. Собственно говоря, большая часть моей жизни проходила под страхом того, что в любой момент страна может быть вовлечена в ядерный конфликт, и мы жили действительно на грани горячей войны, я хорошо помню эту атмосферу. Но возникла необходимость ограничить испытания ядерного оружия, и в отношении этой темы был достигнут международный консенсус. Руководители стран, обладавших ядерным оружием, нашли в себе силы остановить очень опасную деградацию международных отношений, вплоть до возможности применения ядерного оружия для разрешения политических конфликтов. Сейчас мы еще не видим приведенных в состояние повышенной боеготовности ядерных ракет, способных уничтожить население Земли, но градус ненависти и недоверия, пожалуй, стал большим, чем даже в то время, о котором я говорю. И это очень опасное состояние стало результатом целенаправленной информационной войны с использованием СМИ как оружия. Еще раз хочу сказать: все эти ядерные арсеналы никуда не исчезли, они готовы к применению, иначе бы в них не было никакого смысла, но ведь не они станут сами по себе спусковым крючком, который может обрушить человечество в ядерную войну. Этим спусковым крючком в первую очередь может быть именно информация. То самое информационное поле, в котором принимают участие и православные представители средств массовой информации, поэтому на них возлагается глобальная ответственность за мир, за безопасность, за установление добрых отношений между странами и народами.

Мы с печалью наблюдаем за тем, как во многих странах мира чада нашей Церкви становятся объектом притеснения и даже травли только за то, что они являются носителями многовековой русской культуры, которая неотделима от наследия российской государственности. Так называемая отмена русской культуры, беззастенчивая клевета и безнаказанное уничтожение Украинской Православной Церкви – это способы противопоставить и поссорить тех, кто имеет отношение к единому духовному и культурному наследию, созданному народами исторической Руси. И одна из самых очевидных форм такой «отмены» – уничтожение памятников и даже воинских захоронений. А ведь уважение к местам погребений – это культурный базис, характерный даже для протоцивилизаций. Но и этот нравственный рубикон ныне, увы, пройден.

Если гонители Украинской Церкви обвиняют ее в том, что она не хочет отречься от Русского Православия, которое связано и с Россией, и с Украиной, и с Беларусью, то нас, живущих в своей родной стране, упрекают в том, что мы не выступаем против военных действий. Молитвы Церкви за мир, ее сострадание ко всем жертвам войны и регулярно оказываемая гуманитарная помощь не принимаются в расчет западными СМИ, считающими себя выразителями общественного мнения. Церковь, тем не менее, неустанно возвышает свой голос за мир, но не за мир проамериканский или проевропейский. Она выступает за прочный и справедливый мир, который, насколько это возможно, сохранил бы те ценности, которые являются для нее священными. И прежде всего – это традиционные ценности веры, семьи, которые в наши дни предаются забвению или даже поруганию частью западной политической элиты. <...>

С сожалением приходится говорить о том, что человечество, похоже, неспособно жить без войны – такова падшая природа человека, – но мы можем и должны минимизировать гуманитарный вред от военных действий, если эти действия начались. Особенно когда речь идет о народах, вышедших из единой крещальной купели, объединенных общей историей и культурой, – я имею в виду народы России и Украины.

Специальная военная операция и общественная реакция на нее актуализировали многие насущные вопросы, в том числе и вопрос о нравственном преобразовании российского общества. Мы более не связаны теми придуманными и внедряемыми извне ограничениями, с помощью которых нам пытались запретить строить жизнь на основе традиционных ценностей. Наше публичное пространство должно быть избавлено от идолов потребления и человеческих страстей.

Такие моральные категории, как созидательный труд, правда, справедливость, честное служение Отечеству должны получить новое звучание, ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:20-21), говорит Господь. И наши сердца и разум должны быть свободны от тех рамок, в которые так настойчиво их пытались заключить те, кто пропагандировал ценности современного общества потребления. А мужественное свидетельство об этой свободе должно стать основным содержанием просветительских трудов Церкви в информационном пространстве, равно как и творческого участия в этой важной работе клириков и мирян. <...> Верим и надеемся, что усердием и тщанием свободных людей доброй воли, в том числе и представителей средств массовой информации, пламя вражды будет погашено и Господь, приклонив Свою милость, ниспошлет всем нам столь желанные мир и благоденствие.

Спасибо за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси /p>

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.