19 октября состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры,
участники X Международного фестиваля
православных СМИ «Вера и слово»!
Мы живем во времена, когда информация
стала ежедневной потребностью человека,
но она также стала мощным оружием,
которое может оказывать разрушительное действие на миллионы людей. И мы
знаем, как это работает и, не убоюсь
этого слова, содействует деградации
человеческих отношений. Быть может,
для нас, православных христиан, трудящихся в сфере информации, главным
словом, за которое мы понесем ответ
на Страшном Суде (Мф. 12:36), и будет
то слово, которое мы не просто произносим, а которое мы мультиплицируем,
которое мы распространяем на очень
многих. Вместе с тем полагаю, что для
многих наших современников, которые
не придерживаются религиозных убеждений, и тех, кто живет не по совести,
кто живет по стихиям мира сего (Кол.
2:8), СМИ – это мощный боекомплект,
используемый для достижения своих
целей. Боекомплект, потому что словом
можно убить человека, словом можно
достичь того, что не достигается никаким оружием. И мы знаем, как на
протяжении XX века именно словами,
пропагандой, наносился огромный урон, в том
числе и нашему историческому Отечеству.
Не так уж сильны были революционеры с
точки зрения военной, организационной или
финансовой, но решающую роль в том, что
был разрушен государственный строй, веками созидавшийся лучшими представителями
страны, сыграло именно слово, пропаганда,
враждебная по отношению к России, Церкви
и историческому укладу нашей жизни.
В области регулирования других видов
оружия массового поражения, например,
ядерного, существуют международные договоры, а химическое и бактериологическое
вообще запрещены. Но в информационной
сфере нет сдерживающих рамок, в отношении
противника не запрещается распространять
любую ложь – главное, чтобы она была эффективной, другими словами, убийственной.
Это печальная реальность нашего времени,
высокотехнологической цивилизации, обеспечивающей производство информации в
практически ничем не ограниченных объемах. <...>
В свое время мне довелось быть свидетелем подобных событий. Мир был поставлен
на грань полного уничтожения, прежде чем
человечество пришло к пониманию, что ядерное оружие нужно ограничить. Собственно
говоря, большая часть моей жизни проходила под страхом того, что в любой момент
страна может быть вовлечена в ядерный
конфликт, и мы жили действительно на
грани горячей войны, я хорошо помню
эту атмосферу. Но возникла необходимость ограничить испытания ядерного
оружия, и в отношении этой темы
был достигнут международный консенсус. Руководители стран, обладавших
ядерным оружием, нашли в себе силы
остановить очень опасную деградацию
международных отношений, вплоть до
возможности применения ядерного
оружия для разрешения политических
конфликтов. Сейчас мы еще не видим
приведенных в состояние повышенной
боеготовности ядерных ракет, способных уничтожить население Земли, но
градус ненависти и недоверия, пожалуй, стал большим, чем даже в то время, о котором я говорю. И это очень
опасное состояние стало результатом
целенаправленной информационной
войны с использованием СМИ как
оружия. Еще раз хочу сказать: все эти
ядерные арсеналы никуда не исчезли,
они готовы к применению, иначе бы в
них не было никакого смысла, но ведь не
они станут сами по себе спусковым крючком,
который может обрушить человечество в
ядерную войну. Этим спусковым крючком в
первую очередь может быть именно информация. То самое информационное поле, в
котором принимают участие и православные
представители средств массовой информации, поэтому на них возлагается глобальная
ответственность за мир, за безопасность,
за установление добрых отношений между
странами и народами.
Мы с печалью наблюдаем за тем, как
во многих странах мира чада нашей Церкви
становятся объектом притеснения и даже
травли только за то, что они являются носителями многовековой русской культуры,
которая неотделима от наследия российской государственности. Так называемая
отмена русской культуры, беззастенчивая
клевета и безнаказанное уничтожение
Украинской Православной Церкви – это
способы противопоставить и поссорить тех,
кто имеет отношение к единому духовному и
культурному наследию, созданному народами
исторической Руси. И одна из самых очевидных форм такой «отмены» – уничтожение
памятников и даже воинских захоронений. А
ведь уважение к местам погребений – это
культурный базис, характерный даже для
протоцивилизаций. Но и этот нравственный
рубикон ныне, увы, пройден.
Если гонители Украинской Церкви обвиняют ее в том, что она не хочет отречься
от Русского Православия, которое связано
и с Россией, и с Украиной, и с Беларусью,
то нас, живущих в своей родной стране,
упрекают в том, что мы не выступаем против военных действий. Молитвы Церкви за
мир, ее сострадание ко всем жертвам войны
и регулярно оказываемая гуманитарная помощь не принимаются в расчет западными
СМИ, считающими себя выразителями общественного мнения. Церковь, тем не менее,
неустанно возвышает свой голос за мир,
но не за мир проамериканский или проевропейский. Она выступает за прочный и
справедливый мир, который, насколько это
возможно, сохранил бы те ценности, которые
являются для нее священными. И прежде
всего – это традиционные ценности веры,
семьи, которые в наши дни предаются забвению или даже поруганию частью западной
политической элиты. <...>
С сожалением приходится говорить о
том, что человечество, похоже, неспособно
жить без войны – такова падшая природа
человека, – но мы можем и должны минимизировать гуманитарный вред от военных
действий, если эти действия начались. Особенно когда речь идет о народах, вышедших
из единой крещальной купели, объединенных
общей историей и культурой, – я имею в
виду народы России и Украины.
Специальная военная операция и общественная реакция на нее актуализировали
многие насущные вопросы, в том числе
и вопрос о нравственном преобразовании
российского общества. Мы более не связаны
теми придуманными и внедряемыми извне
ограничениями, с помощью которых нам
пытались запретить строить жизнь на основе
традиционных ценностей. Наше публичное
пространство должно быть избавлено от
идолов потребления и человеческих страстей.
Такие моральные категории, как созидательный труд, правда, справедливость, честное
служение Отечеству должны получить новое
звучание, ибо «где сокровище ваше, там
будет и сердце ваше» (Мф. 6:20-21), говорит
Господь. И наши сердца и разум должны
быть свободны от тех рамок, в которые так
настойчиво их пытались заключить те, кто
пропагандировал ценности современного
общества потребления. А мужественное
свидетельство об этой свободе должно стать
основным содержанием просветительских
трудов Церкви в информационном пространстве, равно как и творческого участия в
этой важной работе клириков и мирян. <...>
Верим и надеемся, что усердием и тщанием свободных людей доброй воли, в том
числе и представителей средств массовой
информации, пламя вражды будет погашено
и Господь, приклонив Свою милость, ниспошлет всем нам столь желанные мир и
благоденствие.
Спасибо за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси
/p>
|