Апрель 2020 г.
|
Май 2021 г.
|
Март 2022 г
|
У возрожденной святыни –
Казанской иконы Божией Матери
|
Жена часто с воодушевлением рассказывала мне про Усть-Миасский Богоявленский
храм, в котором ей пришлось однажды побывать. Точнее, даже не столько про храм
как таковой, сколько про его настоятеля
отца Александра, который произвел на нее
неизгладимое впечатление. Говорила, что он
чем-то сродни кинематографическому монаху из фильма «Остров» в исполнении Петра
Мамонова. Она заинтриговала меня так, что
я тоже захотел посетить Усть-Миасс, чтобы
увидеть тамошнего настоятеля. И вот, наконец, нам выпал случай отправиться туда
в паломническую поездку.
Но прежде Усть-Миасса предстояло посетить еще одно не менее значимое место
– Свято-Казанский мужской монастырь в
селе Чимеево. Благодаря этому монастырю
село славится на все Зауралье, да и за
его пределами тоже, и сюда, несмотря на
отдаленность от больших дорог, не иссякает
поток паломников.
Чимеевская обитель, в отличие от
самого села, не может похвастаться своей древностью и богатой историей – ей
всего двадцать лет. Но главная святыня
монастыря – чудотворная Казанская икона
Божией Матери, которая привлекает в него
верующих со всей Сибири, была обретена
еще в XVIII веке. Согласно преданию, образ
неведомо откуда приплыл по реке Нияп, на
которой стоит село. Местные жители извлекли икону из воды (сейчас на месте, где это
предположительно произошло, возвышается
часовня) и поместили в сельский храм. Уже
тогда образ начал слыть чудотворным, и к
нему потянулись первые паломники – жители окрестных сел и деревень, прослышавшие
об удивительном случае в Чимеево.
В ноябре 1770 года чимеевская церковь
сгорела вместе со всем, что в ней находилось. Кроме Казанской иконы Божией
Матери, которая непостижимым образом
не пострадала от огня, лишь изображение
на ней потемнело. Такой, с потемневшими
ликами Богоматери и Младенца Иисуса, она
и осталась в истории.
Когда человек спасается от грозящей
ему, казалось бы, неминуемой смертельной
опасности, про него говорят – «второй раз
родился». Вот и чимеевцы почли произошедшее за второе чудесное обретение иконы.
Образ покрыли серебряной ризой и драгоценными украшениями, поток паломников и
богомольцев хлынул в Чимеево с утроенной
силой, а новый храм, построенный в селе
век спустя взамен прежнего, обветшавшего,
был освящен уже в честь местной святыни
– явления Казанской иконы Божией Матери.
В годы советской власти чимеевские
священники были репрессированы и убиты –
один в 1930 году, другой в печально знаменитом 1937-м. Однако само здание храма и
его внутреннее убранство уцелели, что было
большой редкостью для той эпохи и тоже
вполне может быть сочтено за настоящее
чудо. А в 1947 году, по многочисленным
просьбам и ходатайствам местных жителей,
храм был возвращен Церкви.
Так, в первозданном виде, чимеевская
церковь явления Казанской иконы Божией
Матери и простояла до недавнего времени, принимая многочисленных паломников,
стремящихся к чудотворному образу.
Пока в июле 2019 года не случилась трагедия – церковь сгорела от
технической неисправности. На сей
раз чуда не случилось, и знаменитый
образ погиб в огне вместе с храмом.
Гибель знаменитой иконы стала
настоящим потрясением для чимеевцев. И не только для них, но и для
всех верующих Урала и Сибири. А
некоторых и повергла в настоящее
уныние. «Бог отвернулся от Чимеево, а может, и вообще от всего
сибирского края», – решили они.
Однако уныние, как известно,
большой грех для настоящего христианина. И спустя всего лишь три года
после потери, казавшейся неизбывной, Казанский храм Чимеевского
монастыря возродился как феникс из
пепла. А вместе с ним – и его легендарная икона. Ее точный список
сделал курганский художник Андрей
Ваньков. В знак преемственности в
него были вложены сохранившиеся
в пожаре частицы аутентичного образа. И ныне возрожденная икона
занимает свое место в возрожденном храме, а паломники снова
приезжают к священной реликвии
со своими просьбами и мольбами.
Помимо восстановленной Казанской церкви в монастыре имеются
еще два храма – во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
и домовой храм преподобного Серафима Саровского, находящийся на
втором этаже братского корпуса. А
кроме того, к монастырю относится
святой источник в полутора километрах от села, куда мы и отправились
после литургии и знакомства с обителью и окрестностями.
Источник уютно расположен в
густом сосновом бору, рядом с берегом Нияпа. Предание повествует,
что он появился здесь одновременно
с обретением Чимеевской иконы
Богоматери. В низину, где стоят
часовня и купель, ведет деревянная
лестница с коваными перилами, а
сверху находится маленькое кафе,
где можно подкрепиться освященной
монастырской выпечкой и стаканом
чая.
Но так было далеко не всегда.
В тридцатых годах этот родник тоже
подвергся гонениям и репрессиям,
наравне с Казанским храмом и его
священством. В 1937 году в целях
борьбы с «религиозным дурманом»
он был засыпан мусором и превращен в помойку, которую чимеевцам удалось
ликвидировать лишь в конце сороковых
после возрождения церкви. И так на протяжении нескольких десятилетий – источник
то расчищали верующие, то снова засыпали
отходами власти. Окончательно привели в
порядок это место лишь в 1979 году. А в
2004-м оно было объявлено памятником
природы регионального значения и особо
охраняемой природной территорией.
Экскурсовод сказала нам: «Чимеево
никогда не бывает снова, оно всегда в
первый раз». Я пока побывал в Чимеево
лишь однажды, но мне почему-то кажется,
что она права.
* * *
Название села Усть-Миасское
отражает его месторасположение
– практически у устья реки Миасс.
В селе за три с половиной века
его истории было несколько храмов, сменявших друг друга из-за
пожаров или обветшания. Самый
последний из них построен в середине XIX столетия. У него не очень
типичная для православных храмов
архитектура – с портиками и колоннами, как у античных строений.
Такие церкви я видел лишь дважды:
в Псково-Печерском монастыре и
в подмосковной Яхроме. Впрочем,
нет, забыл еще питерский Исаакий.
Но паломники едут в Усть-Миасс
не любоваться редкими архитектурными особенностями. Мои спутницы
ждали появления отца Александра,
который слывет необыкновенным
молитвенником и советчиком в
духовных вопросах, так что к нему
едут за напутствием со всей Сибири. И как только настоятель появился в храме и обосновался в уголке
рядом с иконостасом, к нему сразу
же выстроилась длинная очередь.
Для каждой из паломниц у него находились слова утешения, ободрения
и наставления. И только я, кажется,
немного озадачил батюшку.
– Что я хотел бы пожелать читателям вашей газеты? – переспросил
он, разведя руками. – Ну, даже не
знаю… Приезжайте к нам в храм,
будем вам рады!
И попросил еще сообщить, что
при миасском храме открывается
православное сестричество в честь
святых жен-мироносиц, предтеча
будущего женского монастыря
– может быть, для кого-либо из
читательниц это будет актуально.
Вот, сообщаю.
После этих полуаудиенций-полуисповедей мы по очереди примерили церковную реликвию – шапочку
святого Амфилохия Почаевского,
невесть какими путями попавшую
в этот зауральский храм. Отец
Александр помазал нам лбы святым
елеем и повел в трапезную.
Но и по завершении трапезы паломницы долго не хотели отпускать
батюшку, так что прошло еще немало времени, пока отец Александр
благословил и напутствовал всех и
каждого, и мы отправились домой,
в Тюмень.
Роман БЕЛОУСОВ,
обозреватель газеты
«Тюменская правда»
|