ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Чимеево никогда не бывает снова

Апрель 2020 г.

Май 2021 г.

Март 2022 г

У возрожденной святыни –
Казанской иконы Божией Матери

Жена часто с воодушевлением рассказывала мне про Усть-Миасский Богоявленский храм, в котором ей пришлось однажды побывать. Точнее, даже не столько про храм как таковой, сколько про его настоятеля отца Александра, который произвел на нее неизгладимое впечатление. Говорила, что он чем-то сродни кинематографическому монаху из фильма «Остров» в исполнении Петра Мамонова. Она заинтриговала меня так, что я тоже захотел посетить Усть-Миасс, чтобы увидеть тамошнего настоятеля. И вот, наконец, нам выпал случай отправиться туда в паломническую поездку.

Но прежде Усть-Миасса предстояло посетить еще одно не менее значимое место – Свято-Казанский мужской монастырь в селе Чимеево. Благодаря этому монастырю село славится на все Зауралье, да и за его пределами тоже, и сюда, несмотря на отдаленность от больших дорог, не иссякает поток паломников.

Чимеевская обитель, в отличие от самого села, не может похвастаться своей древностью и богатой историей – ей всего двадцать лет. Но главная святыня монастыря – чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая привлекает в него верующих со всей Сибири, была обретена еще в XVIII веке. Согласно преданию, образ неведомо откуда приплыл по реке Нияп, на которой стоит село. Местные жители извлекли икону из воды (сейчас на месте, где это предположительно произошло, возвышается часовня) и поместили в сельский храм. Уже тогда образ начал слыть чудотворным, и к нему потянулись первые паломники – жители окрестных сел и деревень, прослышавшие об удивительном случае в Чимеево.

В ноябре 1770 года чимеевская церковь сгорела вместе со всем, что в ней находилось. Кроме Казанской иконы Божией Матери, которая непостижимым образом не пострадала от огня, лишь изображение на ней потемнело. Такой, с потемневшими ликами Богоматери и Младенца Иисуса, она и осталась в истории.

Когда человек спасается от грозящей ему, казалось бы, неминуемой смертельной опасности, про него говорят – «второй раз родился». Вот и чимеевцы почли произошедшее за второе чудесное обретение иконы. Образ покрыли серебряной ризой и драгоценными украшениями, поток паломников и богомольцев хлынул в Чимеево с утроенной силой, а новый храм, построенный в селе век спустя взамен прежнего, обветшавшего, был освящен уже в честь местной святыни – явления Казанской иконы Божией Матери. В годы советской власти чимеевские священники были репрессированы и убиты – один в 1930 году, другой в печально знаменитом 1937-м. Однако само здание храма и его внутреннее убранство уцелели, что было большой редкостью для той эпохи и тоже вполне может быть сочтено за настоящее чудо. А в 1947 году, по многочисленным просьбам и ходатайствам местных жителей, храм был возвращен Церкви.

Так, в первозданном виде, чимеевская церковь явления Казанской иконы Божией Матери и простояла до недавнего времени, принимая многочисленных паломников, стремящихся к чудотворному образу.

Пока в июле 2019 года не случилась трагедия – церковь сгорела от технической неисправности. На сей раз чуда не случилось, и знаменитый образ погиб в огне вместе с храмом.

Гибель знаменитой иконы стала настоящим потрясением для чимеевцев. И не только для них, но и для всех верующих Урала и Сибири. А некоторых и повергла в настоящее уныние. «Бог отвернулся от Чимеево, а может, и вообще от всего сибирского края», – решили они.

Однако уныние, как известно, большой грех для настоящего христианина. И спустя всего лишь три года после потери, казавшейся неизбывной, Казанский храм Чимеевского монастыря возродился как феникс из пепла. А вместе с ним – и его легендарная икона. Ее точный список сделал курганский художник Андрей Ваньков. В знак преемственности в него были вложены сохранившиеся в пожаре частицы аутентичного образа. И ныне возрожденная икона занимает свое место в возрожденном храме, а паломники снова приезжают к священной реликвии со своими просьбами и мольбами.

Помимо восстановленной Казанской церкви в монастыре имеются еще два храма – во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и домовой храм преподобного Серафима Саровского, находящийся на втором этаже братского корпуса. А кроме того, к монастырю относится святой источник в полутора километрах от села, куда мы и отправились после литургии и знакомства с обителью и окрестностями. Источник уютно расположен в густом сосновом бору, рядом с берегом Нияпа. Предание повествует, что он появился здесь одновременно с обретением Чимеевской иконы Богоматери. В низину, где стоят часовня и купель, ведет деревянная лестница с коваными перилами, а сверху находится маленькое кафе, где можно подкрепиться освященной монастырской выпечкой и стаканом чая.

Но так было далеко не всегда. В тридцатых годах этот родник тоже подвергся гонениям и репрессиям, наравне с Казанским храмом и его священством. В 1937 году в целях борьбы с «религиозным дурманом» он был засыпан мусором и превращен в помойку, которую чимеевцам удалось ликвидировать лишь в конце сороковых после возрождения церкви. И так на протяжении нескольких десятилетий – источник то расчищали верующие, то снова засыпали отходами власти. Окончательно привели в порядок это место лишь в 1979 году. А в 2004-м оно было объявлено памятником природы регионального значения и особо охраняемой природной территорией. Экскурсовод сказала нам: «Чимеево никогда не бывает снова, оно всегда в первый раз». Я пока побывал в Чимеево лишь однажды, но мне почему-то кажется, что она права.

* * *

Название села Усть-Миасское отражает его месторасположение – практически у устья реки Миасс. В селе за три с половиной века его истории было несколько храмов, сменявших друг друга из-за пожаров или обветшания. Самый последний из них построен в середине XIX столетия. У него не очень типичная для православных храмов архитектура – с портиками и колоннами, как у античных строений. Такие церкви я видел лишь дважды: в Псково-Печерском монастыре и в подмосковной Яхроме. Впрочем, нет, забыл еще питерский Исаакий. Но паломники едут в Усть-Миасс не любоваться редкими архитектурными особенностями. Мои спутницы ждали появления отца Александра, который слывет необыкновенным молитвенником и советчиком в духовных вопросах, так что к нему едут за напутствием со всей Сибири. И как только настоятель появился в храме и обосновался в уголке рядом с иконостасом, к нему сразу же выстроилась длинная очередь.

Для каждой из паломниц у него находились слова утешения, ободрения и наставления. И только я, кажется, немного озадачил батюшку. – Что я хотел бы пожелать читателям вашей газеты? – переспросил он, разведя руками. – Ну, даже не знаю… Приезжайте к нам в храм, будем вам рады!

И попросил еще сообщить, что при миасском храме открывается православное сестричество в честь святых жен-мироносиц, предтеча будущего женского монастыря – может быть, для кого-либо из читательниц это будет актуально. Вот, сообщаю.

После этих полуаудиенций-полуисповедей мы по очереди примерили церковную реликвию – шапочку святого Амфилохия Почаевского, невесть какими путями попавшую в этот зауральский храм. Отец Александр помазал нам лбы святым елеем и повел в трапезную.

Но и по завершении трапезы паломницы долго не хотели отпускать батюшку, так что прошло еще немало времени, пока отец Александр благословил и напутствовал всех и каждого, и мы отправились домой, в Тюмень.

Роман БЕЛОУСОВ,
обозреватель газеты
«Тюменская правда»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.