Поездки тюменских паломников в Тобольск традиционно начинаются с посещения
Свято-Знаменского монастыря в селе Абалак,
что в тридцати километрах от старой столицы
Сибири. Согласно многочисленным преданиям, этот уголок сибирской земли пользуется
особым вниманием самого Николая Угодника.
Кунгурская летопись повествует, что в 1585
году здесь произошло его явление атаману
Ермаку Тимофеевичу. Это случилось после
одного из ключевых событий сибирского похода – разгрома под Абалаком казачьими
отрядами многократно превосходящего по
численности войска татарского военачальника
Маметкула.
«Нощию же той явися Ермаку молящуся
и пяти человекам в нощи святый Николае,
повелевая в чистоте жити, и прилежный пост
имети, и всякие с братолюбием добродетели проходити, и прорече: "Будет на
Красной горе дом в жилище Богу и
мне впредь…" – и сие видение Ермак
всем возвести», – сообщает летописец.
Следующее явление народного
святого в абалакской земле состоялось полвека спустя, в 1636 году. И
здесь уже одним разом не обошлось.
Трижды являлся чудотворец жительнице села, вдове по имени Мария, с
повелением строить всем миром на
абалакском погосте новую церковь.
И трижды она этим чудом пренебрегала, принимая свои видения за сны
или же искушения, – пока, наконец,
на четвертый раз небесный посланец
не пригрозил Божьим гневом. Только
тогда Мария отправилась в Тобольск,
к епископу Нектарию, который, выслушав женщину, дал благословение
на строительство в Абалаке нового
храма во имя Знамения Пресвятой
Богородицы (так называлась икона,
явившаяся Марии в видении).
Эпизоды этой истории запечатлены
на стенах монастырского храма Марии
Египетской. Здесь же отображено
еще одно предание – о чудесном исцелении парализованного крестьянина
Евфимия, давшего обет написания
храмового образа Богоматери для
строящейся церкви и заказавшего его
искуснейшему в Сибири живописцу,
протодиакону тобольского кафедрального собора Матфею.
Этот образ впоследствии стал
чудотворным и одним из наиболее
почитаемых в Сибири. С ним, в частности, связывают избавление в 1665
году жителей Тобольска и окрестностей от
голода из-за непрекращающихся проливных
дождей. Урожай погибал на корню, тобольчане
уже готовились к тяжелым временам, и тут
архиепископ Корнилий послал в Абалак за
знаменитой иконой.
Предание утверждает, что не успел
закончиться молебен перед чудотворным
образом, как дождь прекратился и больше
не возвращался. А ритуал принесения Абалакской иконы в Тобольск в память этого
события стал ежегодным. В 1999 году эта
традиция была возобновлена, только теперь
вместо оригинальной иконы, утерянной в
двадцатых годах после разграбления и закрытия Свято-Знаменского монастыря, в
Тобольск приносят ее список под названием
«Наместница», который, впрочем, тоже имеет
славу чудотворного.
Деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Абалаке простояла до
1680 года и погибла от пожара. На смену
ей в 1691 году был сооружен пятикупольный (впоследствии пять куполов заменили
одним большим) каменный храм под тем же
названием. А в середине XVIII века рядом
со Знаменской церковью воздвигли храм
Николая Чудотворца и колокольню с храмом
Марии Египетской. Так в Абалаке появился
целый храмовый комплекс, выстроенный в
стиле сибирского барокко, который в 1783
году, по повелению императрицы Екатерины
Великой, стал мужским монастырем.
В Свято-Знаменском монастыре в разное
время бывали или даже подвизались люди,
впоследствии причисленные к лику святых.
В первой половине XIX века здесь жил
праведный иеромонах Мисаил. В 1917 году
на праздник перенесения Абалакской иконы
Божией Матери в Тобольск в монастырь
приезжал священномученик Гермоген, епископ Тобольский. А в 1927-м, когда бывший
монастырь уже стал пересыльным лагерем
НКВД, в нем содержался под стражей местоблюститель Патриаршего престола митрополит
Коломенский и Крутицкий Петр.
Чекистский концлагерь оставил после себя
множество человеческих останков, среди которых оказалось немало детских. Они были
обнаружены в восьмидесятых годах прошлого
века во время ремонтных работ на территории монастыря, сваленные в беспорядке и
не очень глубоко зарытые.
После этого мрачного учреждения в монастырских стенах по очереди «гостили»
кузница, колхозные склады, средняя
школа, детский интернат и дом престарелых. И лишь в 1989 году изрядно
обветшавший и частично разрушенный
монастырский комплекс был передан
Тобольско-Тюменской (точнее, тогда
еще Омско-Тюменской) епархии и
вновь стал использоваться по своему
прямому назначению.
Сейчас здесь уже нет и следа
былого запустения, и монастырские
храмы возвышаются над высоким берегом Иртыша так же величественно
и горделиво, как раньше. Кстати, из-за
того что Абалакский монастырь стоит
над речным обрывом, он продуваем
всеми ветрами, отчего ранней весной
в этом месте значительно холоднее,
чем в окрестностях. И наша паломническая группа ощутила это на себе
в полной мере.
Но нет худа без добра – с высоты открываются потрясающие, просто
сказочно красивые пейзажи. Русло Иртыша видно отсюда на много километров в обе стороны. Когда-то на этом
обрыве, может быть, на том самом
месте, что и я, стоял атаман Ермак,
обозревая бескрайние сибирские просторы. Прямых свидетельств об этом
нет, но историки считают, что не мог
победивший в битве под Абалаком
Ермак не посетить господствующую
высоту этой местности.
Говорят, что с 38-метровой колокольни монастырского храма Марии
Египетской открываются еще более
захватывающие виды, но было слишком холодно и ветрено, чтобы на нее подниматься. Так что у нас со спутниками есть повод вернуться в Абалак.
Роман БЕЛОУСОВ, г. Тюмень
|