ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

На высоком берегу



Поездки тюменских паломников в Тобольск традиционно начинаются с посещения Свято-Знаменского монастыря в селе Абалак, что в тридцати километрах от старой столицы Сибири. Согласно многочисленным преданиям, этот уголок сибирской земли пользуется особым вниманием самого Николая Угодника. Кунгурская летопись повествует, что в 1585 году здесь произошло его явление атаману Ермаку Тимофеевичу. Это случилось после одного из ключевых событий сибирского похода – разгрома под Абалаком казачьими отрядами многократно превосходящего по численности войска татарского военачальника Маметкула.

«Нощию же той явися Ермаку молящуся и пяти человекам в нощи святый Николае, повелевая в чистоте жити, и прилежный пост имети, и всякие с братолюбием добродетели проходити, и прорече: "Будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь…" – и сие видение Ермак всем возвести», – сообщает летописец.

Следующее явление народного святого в абалакской земле состоялось полвека спустя, в 1636 году. И здесь уже одним разом не обошлось. Трижды являлся чудотворец жительнице села, вдове по имени Мария, с повелением строить всем миром на абалакском погосте новую церковь.

И трижды она этим чудом пренебрегала, принимая свои видения за сны или же искушения, – пока, наконец, на четвертый раз небесный посланец не пригрозил Божьим гневом. Только тогда Мария отправилась в Тобольск, к епископу Нектарию, который, выслушав женщину, дал благословение на строительство в Абалаке нового храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы (так называлась икона, явившаяся Марии в видении).

Эпизоды этой истории запечатлены на стенах монастырского храма Марии Египетской. Здесь же отображено еще одно предание – о чудесном исцелении парализованного крестьянина Евфимия, давшего обет написания храмового образа Богоматери для строящейся церкви и заказавшего его искуснейшему в Сибири живописцу, протодиакону тобольского кафедрального собора Матфею.

Этот образ впоследствии стал чудотворным и одним из наиболее почитаемых в Сибири. С ним, в частности, связывают избавление в 1665 году жителей Тобольска и окрестностей от голода из-за непрекращающихся проливных дождей. Урожай погибал на корню, тобольчане уже готовились к тяжелым временам, и тут архиепископ Корнилий послал в Абалак за знаменитой иконой.

Предание утверждает, что не успел закончиться молебен перед чудотворным образом, как дождь прекратился и больше не возвращался. А ритуал принесения Абалакской иконы в Тобольск в память этого события стал ежегодным. В 1999 году эта традиция была возобновлена, только теперь вместо оригинальной иконы, утерянной в двадцатых годах после разграбления и закрытия Свято-Знаменского монастыря, в Тобольск приносят ее список под названием «Наместница», который, впрочем, тоже имеет славу чудотворного.

Деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Абалаке простояла до 1680 года и погибла от пожара. На смену ей в 1691 году был сооружен пятикупольный (впоследствии пять куполов заменили одним большим) каменный храм под тем же названием. А в середине XVIII века рядом со Знаменской церковью воздвигли храм Николая Чудотворца и колокольню с храмом Марии Египетской. Так в Абалаке появился целый храмовый комплекс, выстроенный в стиле сибирского барокко, который в 1783 году, по повелению императрицы Екатерины Великой, стал мужским монастырем.

В Свято-Знаменском монастыре в разное время бывали или даже подвизались люди, впоследствии причисленные к лику святых. В первой половине XIX века здесь жил праведный иеромонах Мисаил. В 1917 году на праздник перенесения Абалакской иконы Божией Матери в Тобольск в монастырь приезжал священномученик Гермоген, епископ Тобольский. А в 1927-м, когда бывший монастырь уже стал пересыльным лагерем НКВД, в нем содержался под стражей местоблюститель Патриаршего престола митрополит Коломенский и Крутицкий Петр.

Чекистский концлагерь оставил после себя множество человеческих останков, среди которых оказалось немало детских. Они были обнаружены в восьмидесятых годах прошлого века во время ремонтных работ на территории монастыря, сваленные в беспорядке и не очень глубоко зарытые.

После этого мрачного учреждения в монастырских стенах по очереди «гостили» кузница, колхозные склады, средняя школа, детский интернат и дом престарелых. И лишь в 1989 году изрядно обветшавший и частично разрушенный монастырский комплекс был передан Тобольско-Тюменской (точнее, тогда еще Омско-Тюменской) епархии и вновь стал использоваться по своему прямому назначению.

Сейчас здесь уже нет и следа былого запустения, и монастырские храмы возвышаются над высоким берегом Иртыша так же величественно и горделиво, как раньше. Кстати, из-за того что Абалакский монастырь стоит над речным обрывом, он продуваем всеми ветрами, отчего ранней весной в этом месте значительно холоднее, чем в окрестностях. И наша паломническая группа ощутила это на себе в полной мере.

Но нет худа без добра – с высоты открываются потрясающие, просто сказочно красивые пейзажи. Русло Иртыша видно отсюда на много километров в обе стороны. Когда-то на этом обрыве, может быть, на том самом месте, что и я, стоял атаман Ермак, обозревая бескрайние сибирские просторы. Прямых свидетельств об этом нет, но историки считают, что не мог победивший в битве под Абалаком Ермак не посетить господствующую высоту этой местности.

Говорят, что с 38-метровой колокольни монастырского храма Марии Египетской открываются еще более захватывающие виды, но было слишком холодно и ветрено, чтобы на нее подниматься. Так что у нас со спутниками есть повод вернуться в Абалак.

Роман БЕЛОУСОВ, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.