Одинокая воспитательница колонии для беспризорников 16 лет
передавала практически всю зарплату узникам советских тюрем
– и политическим, и уголовным.
Вот, совсем не боялась.
«Я знала, надев крест…: опять пойду (помогать заключенным и сама в тюрьму – ред.).
За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу
пойду с радостью», – писала подруге мученица
Татиана Гримблит в 1937 г. За спиной стояли
сотрудники НКВД. Ее должны были увезти и
дали возможность предупредить мать через
подругу.
Она начала помогать тем, кто попал в
тюрьмы за веру, еще во время т.н. Красного
террора в Гражданскую войну, а сама была
расстреляна на Бутовском полигоне во время
Большого террора 1937 г.
Многие опасались принимать у себя дома
«врагов народа». Известен случай, когда арестованного священника ОГПУ-шники по дороге
в город провезли на подводе через два села,
и никто не решился взять его на ночлег. А
мученица Татьяна, наоборот, при встрече с
отсидевшим по политической 58-й статье зеком
могла уступить освободившемуся свою комнату. А уж о вещах и деньгах говорить нечего:
шестнадцать лет одинокая женщина тратила
практически всю свою зарплату воспитательницы детского приюта на продукты и вещи для
заключенных. И политических, и уголовных.
Из протокола допроса Татьяны Николаевны
Гримблит после второго ареста 6 мая 1925 г.:
«С 1920 года я оказывала материальную
помощь ссыльному духовенству и вообще
ссыльным, находящимся в Александровском
централе, Иркутской тюрьме и Томской и в
Нарымском крае. Средства мной собирались
по церквям и городу, как в денежной форме,
так и вещами и продуктами.
Деньги и вещи посылались мной по почте
и с попутчиками, то есть с оказией. С попутчиком отправляла в Нарымскую ссылку посылку
весом около двух пудов на имя епископа
Варсонофия (Вихвелина). Фамилию попутчика
я не знаю. Перед Рождеством мною еще была
послана посылка на то же имя, фамилию попутчика тоже не знаю.
В Александровском централе я оказывала
помощь священникам, в Иркутской тюрьме
епископу Виктору (Богоявленскому), в Нарымской ссылке священникам Попову и Копылову, епископам Евфимию (Лапину), Антонию
(Быстрову), Иоанникию (Сперанскому), Агафангелу (Преображенскому) и заключенному
духовенству, находящемуся в Томских домах
заключения, и мирянам; вообще заключенным,
не зная причин их заключения».
В 1920 г. ей было семнадцать лет. Умер
отец. Она осталась с мамой и поступила воспитательницей в детскую колонию.
В первый раз ее арестовали в Иркутске
с передачами для заключенных в 1923 г.
Продержали в ОГПУ четыре месяца. В 1925
году последовал второй арест, правда, всего
на семь дней. Потом вызов к начальнику отделения ОГПУ, краткое следствие, запрос в
Москву – что делать, и первая ссылка – в
Зырянский край на три года.
1 июля 1926 года Татьяна Николаевна по
этапу была доставлена в Усть-Сысольск, а
всего через две недели вновь в дорогу. Власти
переводят ее через всю страну в Казахстан.
Только в декабре она прибыла в Туркестан.
Оказывается, на святителя Николая, 19 декабря, Особое совещание ОГПУ постановило
ее освободить. Только сообщить ей о свободе
забыли, и только в марте 1927 г. она узнала
о том, что вольна теперь жить, где пожелает.
Татьяна Гримблит едет в Москву и становится прихожанкой храма святителя Николая
в Пыжах, на Большой Ордынке.
Ссылка ее не напугала: напротив, в столице она стала еще активнее помогать тем,
кто остался «там». Многих из заключенных
архиереев и священников она теперь знала
лично. Некоторые из них называли ее «новым Филаретом Милостивым» (византийский
святой – вельможа, который потерял все
свое имущества и оставшиеся крохи раздавал
бедным – ред.).
В начале тридцатых годов поднялась очередная волна гонений на Церковь. Татьяна
Гримблит была арестована 14 апреля 1931
года. 30 апреля 1931 г. Особое Совещание
приговорило Татьяну Гримблит к трем годам
заключения в концлагере, и она была отправлена в Вишерский лагерь в Пермской
области. В лагере она изучила медицину и
стала работать фельдшером.
Почему она вела «скудную жизнь»?
В 1932 году она была освобождена с запретом жить в двенадцати городах на оставшийся срок. Местом жительства она избрала город Юрьев-Польский Владимирской области.
После окончания срока в 1933 году Татьяна
Николаевна поселилась в городе Александрове Владимирской области и устроилась
работать фельдшером в больнице. В 1936
году она переехала в село Константиново
Московской области и стала работать лаборанткой в Константиновской районной
больнице.
Как она относилась к больным? Читаем
протоколы НКВД. Теперь уже доносы из
ее дела, которые мученице предъявлял
следователь после ее последнего ареста
в 1937 г.:
«Мне известно, что Гримблит посетила
больного, лежащего в госпитале, к которому
Гримблит не имела никакого отношения по
медицинскому обслуживанию. В результате на
другое утро больной рассказал врачу, что ему
всю ночь снились монастыри, монахи, подвалы и так далее. Этот факт наводит меня на
мысль, что Гримблит вела с больными беседы
на религиозные темы».
«Гримблит зимой 1937 года, сидя у тяжелобольного в палате, в присутствии больных
и медперсонала после его смерти встала и
демонстративно его перекрестила. В разговорах, сравнивая положение в тюрьмах царского
строя с настоящим, Гримблит говорила: “При
советской власти можно встретить безобразных
моментов не меньше, чем прежде”».
«Отвечая на вопросы о том, почему она
ведет скудную жизнь, Гримблит говорила: “Вы
тратите деньги на вино и кино, а я на помощь
заключенным и Церковь”. На вопрос о носимом ею на шее кресте Гримблит неоднократно
отвечала: “За носимый мною на шее крест я
отдам свою голову, и пока я жива, с меня его
никто не снимет, а если кто попытается снять
крест, то снимет его лишь с моей головой, так
как он надет навечно”».
«Гримблит использовала свое служебное
положение для внедрения религиозных чувств
среди стационарных больных. Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным
сопровождала словами: “С Господом Богом”. И
одновременно крестила больных. Слабым же
больным Гримблит надевала на шею кресты».
Почти все свои средства, а также и те,
что ей жертвовали для заключенных верующие люди, отдавала на помощь находящемуся
в заключении духовенству и православным
мирянам, со всеми ведя активную переписку.
Мученица Татиана Гримблит была расстреляна на Бутовском полигоне 23 сентября
1937 г. Там она и погребена в общей могиле.
Она с юности писала стихи. Сохранилась
целая тетрадка. Вот, например:
«Скорбь минует, давши силы
Душам, в муке закаленным,
Чтоб служили до могилы
Богу сердцем обновленным».
Арсений ЗАГУЛЯЕВ, Милосердие.ру
|