Прославление иерея Михаила Красноцветова в лике священномученика.
Москва, Храм Христа Спасителя, 7 апреля 2022 г.
|
7 апреля 2022 года за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя
состоялось прославление в лике священномученика тюменского священника Михаила Красноцветова,
претерпевшего мученическую кончину 12 октября 1937 года. При подготовке документов на его канонизацию основное внимание уделялось особенностям личности священника Михаила, обстоятельствам
его жизни и мученического подвига. Настало время, когда можно прикоснуться к истории семьи
Красноцветовых, судьбам их детей, внуков и правнуков.
Семью священномученика Михаила и
матушки Марии можно без преувеличения
назвать домашней Церковью. После гибели
главы семейства ее духовным средоточием
стала мать – Мария Николаевна Красноцветова. Об этом свидетельствуют все ныне
здравствующие и ушедшие потомки.
Вспоминая далекие военные годы,
внук отца Михаила, настоятель Санкт-Петербургского Казанского собора покойный
протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов, пишет: «Бабушка стала стержнем
духовной жизни нашей семьи. Из блокадного
Ленинграда она привезла с собой иконку,
которую сама написала маслом в Ленинграде. Потом писала иконы и в Исилькуле.
Мне запомнился образ Христа в терновом
венце. У нас тоже были иконы – святителя
Николая и Казанская икона Божией Матери, которыми благословили на брак моих
родителей. Но мама, боясь преследований,
прятала их в шкафу. Бабушка попросила
сделать божничку, куда поставили иконы
и повесили лампадку. "Если будут спрашивать, скажи, мол, бабка старая, что с нее
возьмешь", – обратилась она к отцу. Отец
не возражал.
Утром бабушка вставала первой, поднимала нас и говорила: "Ребятки, пойдемте
помолимся". И мы стояли на утренней молитве. Вечером, когда мы не очень уставали
после школы и работ в огороде, она звала
нас на вечернюю молитву. После краткой
молитвы мы убегали и ложились спать, а
бабушка еще долго-долго молилась, стоя
на коленях».
Сын священномученика Михаила священник Владимир Красноцветов в своих
воспоминаниях пишет, что двадцатилетним
молодым человеком он почти не ходил в
церковь. «Не скажу, чтобы я был совсем
равнодушен к вере, но полученные в детстве гонения, преследования и оскорбления
вселили в мою душу обиду – за что Господь
попустил все это? И в сердце поселилось
какое-то ожесточение. Надо было много
пережить и не один раз разочароваться,
прежде чем начать серьезно задумываться
о цели жизни и своем предназначении.
В ноябре 1939 года я получил повестку
в военкомат, поехал к родным проститься,
состояние, близкое к шоковому. На другой
день мы с мамой пошли в церковь. Будничный день, народу мало, тихое пение, на
темных ликах икон блики от свечей создают
какое-то движение. Меня охватили покой и
умиротворение. Воскресли образы детства.
Не стесняясь, заплакал чуть не навзрыд. Исповедовался, причастился Святых Христовых
Таинств. Домой шел тихий и умиротворенный. Мать не проронила ни слова, только по
щекам текли слезы благодарности».
Мария Николаевна прожила почти 93
года, приняв незадолго до смерти монашеский постриг с именем Мария. В своем
духовном завещании монахиня Мария пишет:
«Дорогие мои возлюбленные детки,
примите мое последнее материнское наставление
и благословение.
Мария Николаевна Красноцветова,
кон. 1960-х гг.
|
Вы знаете, как горячо я всех вас
любила, как больше
всего страшилась
за вашу вечную
участь. Оглядываясь на прошедшую
жизнь, я поняла, что
самое высшее благо
– это осознать свое
назначение, понять,
что все мы созданы
для вечности. Молитесь, родные мои, –
в молитве жизнь души нашей. Любите друг
друга, все прощайте и не помните никаких
обид. Простите и меня за все мои ошибки,
за все мои недостатки человеческие. Благословляю вас, и да будет над вами благословение Божие и покров Царицы Небесной.
Ваша мать, бабушка и прабабушка Мария.
До свидания…».
Священномученик Михаил Красноцветов
был отцом шестерых детей. Все его сыновья – Григорий, Владимир и Вадим, кроме
рано умершего Ростислава, – стали священниками, что
в послевоенные
годы несомненно
было актом исповедничества и
мужества.
После ареста
отца его родным было крайне опасно оставаться в Тюмени. Старший сын Григорий с
женой и тремя малолетними детьми бежал
в глухой поселок, где ему предложили оборудовать в больнице рентгеновский кабинет
– к тому времени он освоил специальность
рентгенотехника. Вскоре его предупредили, что им интересуются люди из НКВД,
семье пришлось переехать в Исилькуль.
Во время войны Григорий Михайлович был
мобилизован рентгенотехником в Омский
эвакогоспиталь.
В 1946 году
38-летний Григорий
Красноцветов принял решение стать
служителем Церкви.
Недалеко от госпиталя находился Крестовоздвиженский собор,
в котором Григорий
пел по воскресеньям
в церковном хоре.
Настоятель обратил
на него внимание, и
его пригласили для
беседы, после которой предложили стать
диаконом. Посетивший
Омск архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей
благословил Григория Михайловича на
рукоположение в сан диакона. При новом
архиепископе Омском и Тарском Алексии
диакон Григорий был назначен на должность секретаря епархиального управления
и по долгу службы должен был общаться с
представителями власти. Ему предложили
сотрудничать с органами НКВД, на что отец
Григорий сказал: «Я нахожусь в послушании
у архиерея, и у нас существует правило,
что мы обязаны получать благословение на
всякое действие, так что я должен просить
благословения у владыки».
Понимая, что в Омске его в покое не
оставят, он подал прошение владыке Варфоломею о своем
переводе в Новосибирскую епархию, где в 1949
году, в возрасте
41 года, был рукоположен во священника и служил на нескольких приходах до своей безвременной
кончины. Священник Григорий Красноцветов
скончался в марте 1960 года в возрасте 52
лет. Его сын, протоиерей Павел, вспоминает, что за два месяца до смерти отца он
ездил к нему в Барнаул и видел, с каким
мужеством и упованием на Бога отец переносит свои мучения. Будучи уже тяжело
больным, священник Григорий продолжал
служить в Покровском храме. Отец Павел
пишет, что, вспоминая отца, он всегда видит
его стоящим перед престолом в алтаре, в
благоговении совершающим Божественную
литургию. «Для нас с братом Михаилом
наш отец был образцом для подражания.
Только теперь я понимаю, что давало ему
силы жить и быть опорой для семьи в тех
нечеловеческих условиях. Это вера в Бога,
которую отец впитал с молоком матери, а
также пример служения Богу и людям горячо любимого им отца, священника Михаила
Красноцветова».
Владимир и Ирина Красноцветовы. Тюмень, 1937 г.
|
Другой сын священномученика Михаила,
отец Владимир, в своих воспоминаниях пишет: «О том, что отца расстреляли, семья
наша узнала значительно позже. Когда его
взяли, мы никак не могли этого и предположить. За что его уничтожать?! Кому
он мог сделать вред? "Врагом народа" его
называли уже не раз, но папа всегда возвращался, и мы надеялись, что и теперь он
вернется. Беспокоило только, что он был
легко одет, а передать теплую одежду не
удалось. Папины сапоги я продал с большими угрызениями совести.
В августе 1938 года после сдачи экзаменов в Ленинградское высшее военное
оптико-механическое училище мне оставалось пройти мандатную комиссию. В своей
биографии я написал, что мой отец был священником и в настоящее время арестован.
Помню, как за большим столом восседала
комиссия в военной форме. Бритый человек
с каменным лицом огласил заключение: "Комиссия не нашла возможным допустить вас
к занятиям в военном учебном заведении".
Так на собственной шкуре я ощутил, что значит ущемление прав. Случайно увидел, что
объявлен дополнительный набор в фельдшерское училище, и снова благополучно
сдал экзамены, но о своем происхождении
на этот раз умолчал. В душе поселился
страх: а вдруг разоблачат?! Это чувство
еще долго преследовало меня.
Постепенно я пришел к тому, что надо
оставаться тем, кто ты есть на самом деле,
как мои братья: Гриша – священник в Барнауле, Вадим – дьякон в Прокопьевске. С
рекомендательным письмом брата Григория
я поехал в Бийск. Отец Иоанн Покровский
прочитал письмо и задумчиво сказал: "Тактак, значит, отец Григорий – ваш братец?
Гришу я знаю и о семье вашей наслышан,
ведь вы сын священника, да?.. – Он задумался. – Все, взятые в тридцать шестом
– тридцать седьмом, погибли как мученики
за Христа…".
Я был неплохим оформителем и постепенно освоил иконопись и реставрационные
работы. За это же время успел изучить
церковный устав, стал читать Апостол и петь
на клиросе. Меня представили приехавшему
в Бийск митрополиту Варфоломею, и в 1954
году он рукоположил меня во диакона, а моего брата Вадима во священника. Мне было
тогда 35 лет. Невозможно описать великое
Таинство рукоположения. Состояние полного
отречения от окружающего мира. Я полностью отдаюсь воле Божией… Через пелену
слез смутно различаю движущиеся возле
меня фигуры. Физически ощущаю тяжелые
руки владыки, они как бы придавливают мою
голову к Святому Престолу. Врезались в
память слова, когда владыка подавал остриженную прядь волос: "Прими как залог верности ко Христу". Первые самостоятельные
шаги на амвон с высоко поднятым орарем.
Напутственное слово владыки, в котором
он просит братию и мирян принять нас с
любовью и оказывать поддержку, так как
мы отреклись от мира и принесли себя на
служение Богу. Мы с братом благоговейно
слушали, обливаясь слезами. Народ в храме
умиленно плакал. Я старался пронести это
чувство через всю жизнь, но это оказалось
невероятно трудным».
Младший сын священномученика Михаила протоиерей Вадим Красноцветов в 1952
году, в возрасте 28 лет, уехал к старшему
брату Григорию в Кемерово, где был рукоположен во диакона, а через два года
– во священника. Служил в Новосибирской
епархии в Красноярске, исполнял обязанности благочинного Красноярского края.
В 1968 году отец Вадим был переведен в
Калужскую епархию, где служил до своей
кончины. Похоронен в Боровске.
Священник Вадим Красноцветов
и диакон Владимир Красноцветов. 1954 г.
|
Свидетельство о рукоположении в сан священника Григория Михайловича Красноцветова. 1949 г.
Священник Григорий Красноцветов. Барнаул, 1953 г.
|
Духовное чадо отца Вадима раб Божий
Сергий вспоминает: «Отец Вадим говорил,
что глаза человеку даны не только для того,
чтобы видеть, но и чтобы плакать. Почти
на каждой проповеди он не мог сдержать
слез. Этот его дар был отмечен еще владыкой Варфоломеем при рукоположении
отца Вадима в диаконы. На всенощном
бдении ставленнику Вадиму благословили
прочитать шестопсалмие, но он не смог
правильно прочитать псалмы. И дело было
не в слабости зрения, а в том, что он буквально заливался слезами. Когда будущий
диакон вернулся в алтарь, иподиаконы стали
укорять его за неумение хорошо читать поцерковнославянски, но владыка Варфоломей
прервал потоки замечаний: "Прочитать и
дурак сможет, а плакать-то кто будет?"»
Лебединой песней пастырского служения
протоиерея Вадима Красноцветова стали
посещения им Серпуховского Введенского
Владычнего женского монастыря. Отец Вадим поражал всех своей деликатностью и
смирением. Главным в его взаимоотношениях с людьми было «не обидеть». Вспоминает
монастырский священник Игорь Хромов:
«На праздник Владимирской Божией Матери
после Причастия в алтарь зашел батюшка.
В возрасте, высокий, в больших очках. Он
преклонил колена перед престолом и помолился. После литургии мы вышли на панихиду возле надгробия строителя монастыря
инока Варлаама. Отец Вадим попросил
меня помянуть его папу – убиенного иерея
Михаила, и маму – монахиню
Марию. После панихиды он
стал просить у меня прощения:
"Простите, батюшка, может, я
что не так напел" (отец Вадим
пел "упокой, Господи…", а в
Требнике написано "покой,
Господи …", и поэтому просил
прощения)».
Протоиерей Вадим Красноцветов отошел ко Господу
в день новолетия 14 сентября
1997 года. Вспоминает раб
Божий Сергий: «Отец Вадим
очень любил, когда ему читали.
Накануне новолетия я посетил
батюшку в московской больнице, где читал ему книгу отца
Серафима Роуза "Божие откровение человеческому сердцу". После того как книга была
прочитана, он сказал, что завтра будем
читать Псалтирь, из чего я понял лишь то,
что на следующий день надо будет взять с
собой полный молитвослов, но не придал
этому значения. Еще батюшка отметил, что
накануне ночью со стены упала икона Божией Матери, и попросил, чтобы я оставил
дежурной сестре номер своего домашнего
телефона и на следующий день захватил
с собой для медсестер две шоколадки. В
беседе под видом размышлений он просил
прощения у всех своих духовных чад. Отец
Вадим переживал за каждого и многим желал: "Главное – умереть православными"».
На долю духовного становления внуков
священномученика Михаила тоже пришлись
нелегкие послевоенные годы, времена
хрущевской оттепели и последующие десятилетия. Протоиерей Павел Красноцветов
писал, что его отец, священник Григорий, «никогда
не говорил, чтобы мы продолжали его дело, понимая,
как сложна жизнь священника в советском государстве. Но когда
я еще мальчишкой прочитал в "Журнале
Московской Патриархии" правила приема
в Московскую духовную семинарию и заявил о своем желании туда поступать, он
меня поддержал, потому что понимал, что
это призвание, которое передалось нам от
отцов, дедов и прадедов.
Сразу после окончания семилетки я
отправился в Москву поступать в семинарию. Мне было тогда восемнадцать лет.
Четверо суток я ехал в общем вагоне на
средней полке с деревянным чемоданчиком под головой. В августе 1951 года,
когда я впервые увидел Троице-Сергиеву
лавру, жизнь в ней только начинала возрождаться. Братские корпуса, в которых до
революции жили монахи, были еще заняты
посторонними людьми и организациями. На
территории лавры располагался пединститут,
занимавший часть академических зданий, в
том числе храм духовной академии, который использовался как концертный зал, где
студенты пединститута танцевали и смотрели кино. Учиться было трудно, всегда на
людях, но занимались мы с удовольствием.
Наконец-то можно было нормально учиться,
не скрывая, что ты сын священника. Это
было большое облегчение.
Новопоставленный диакон Павел, 1955 г.
Протоиерей Павел Красноцветов – настоятель Санкт-Петербургского
Казанского кафедрального собора, 2018 г.
|
После окончания семинарии я служил
в Феодоровском соборе в Ярославле.
Тогда все было запрещено: колокольный
звон, проповеди. Нельзя было приводить
в церковь даже собственных детей. Моя
супруга ходила в церковь с детьми, и на
нас донесли. Меня вызвал уполномоченный
по делам религии и пригрозил лишением
родительских прав».
Настоятелем Казанского собора в
Санкт-Петербурге протоиерей Павел был
назначен в 1996 году. В соборе в то время располагался Музей истории религии и
атеизма. Божественную литургию власти
разрешили совершать с 1991 года, но только
по воскресеньям до 11 часов. В среду, выходной день музея, с 10 до 17 разрешалось
совершать требы. Музей занимал все помещение. Служить могли только в алтарной и
центральной подкупольной части. Иконостаса в главном алтаре не было, все открыто.
Иконостас с подлинными иконами в приделе
Рождества Божией Матери сохранился, но
он являлся частью музейной экспозиции. В
алтаре этого придела располагалось экскурсионное бюро. 21 июля 1996 года, в летнюю
Казанскую, в соборе впервые за пять лет
прошла архиерейская служба: митрополит
Владимир отслужил Божественную литургию.
С этого дня богослужения в Казанском соборе стали ежедневными.
Представители славного рода Красноцветовых продолжают трудиться во славу
Церкви. Во время подготовки документов
в Синодальную комиссию по канонизации
святых неоценимую помощь и поддержку
оказали протоиерей Павел Красноцветов
(+ 09.03.2019 г.), его младший сын покойный
протоиерей Григорий (+ 27.02.2017 г.) – настоятель построенного им Александро-Невского храма в Роттердаме (Нидерланды)
и правнучка священномученика Михаила
по линии его дочери Ирины – монахиня в
миру Серафима (Каменяка).
В июне этого года мы посетили здравствующих сродников священномученика
Михаила. Наше путешествие началось в
Ярославле, где мы остановились в доме его
правнучек по линии дочери Ирины Надежды
и Татьяны Мальцевых – певчих архиерейского хора Ярославского Успенского кафедрального собора. Здесь состоялась встреча
с протодиаконом Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы
Сергием Мальцевым, протодиаконом Переславской епархии Николаем Мальцевым
и священником Михаилом Михайловичем
Красноцветовым – настоятелем храма Воскресения Словущего в селе Воскресенском
Рыбинской епархии.
Наше путешествие продолжилось в
Сергиевом Посаде, где живет правнук
священномученика Михаила, клирик Владимирского храма города Мытищи протоиерей
Александр Каменяка. Мы посетили старое
городское кладбище Сергиева Посада и
поклонились матушке священномученика
Михаила монахине Марии, после чего
проехали в городок Киржач Владимирской
области к сестре отца Александра монахине Серафиме. Она служит регентомуставщиком Преображенского храма в селе
Смольнево и храма преподобного Сергия
Радонежского в деревне Костешево. В подмосковной Балашихе мы повстречались с
Ростиславом Владимировичем Красноцветовым – сыном дочери священномученика
Михаила Татьяны.
Наше путешествие завершилось в Петербурге, где на Никольском кладбище
Александро-Невской лавры вместе с вдовой протоиерея Павла матушкой Лидией и
сыном протоиерея Григория Красноцветова
Павлом мы поклонились отцу Павлу и отцу
Григорию. В последний день нашего пребывания в Петербурге состоялась встреча
с дочерью священника Владимира Красноцветова Марией Владимировной – регентом
детского хора Казанского кафедрального
собора. Все сродники священномученика
Михаила имеют горячее желание помолиться на местах служения и мученической
кончины их деда и прадеда.
Встречи с этими замечательными людьми прошли с необыкновенной сердечностью
и еще более укрепили нас в мысли о том,
что дальнейшая жизнь и служение Богу
рода Красноцветовых и сплетенных с ним
в ходе жизни других христианских родов
воистину стали подтверждением подвига
священномученика Михаила и его продолжением. Каким высоким смыслом и какой
ответственностью озарилась теперь жизнь
его потомков и всех, кто стремится черпать
из чистого источника веры
новомучеников и исповедников Церкви Русской!
Галина Викторовна КОРОТАЕВА,
научный сотрудник
Тобольской духовной семинарии
|