После события обретения Честного Креста в Иерусалиме очень скоро установился
обычай ежегодно в память этого события, а
также в память освящения («обновления»)
иерусалимского храма Воскресения Христова
(храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста.
Уже в иерусалимском Лекционарии V в.
упоминается церемония поднятия Креста для
обозрения всеми молящимися. В грузинском
переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII вв., чин описан
подробно. Он совершался 14 сентября на
третий час после рассвета и начинался
с того, что священнослужители входили в
диаконник, облачались, украшали Крест или
даже три Креста и полагали их на святом
престоле. Сам чин включал в себя три
воздвижения (поднятия) Креста, каждое из
которых предварялось группой молитв и
песнопений и сопровождалось 50-кратным
«Господи, помилуй». После третьего воздвижения Крест омывали благовонной водой,
которая раздавалась народу после литургии,
и все прикладывались ко Кресту. Затем
Крест вновь полагали на святой престол и
начинали Божественную литургию.
По крайней мере к VI в. чин Воздвижения уже был известен и совершался не
только в Иерусалиме, но и в других местах
христианского мира.
Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церкви, в храме Святой Софии
чин Воздвижения Креста совершался после
входа на утрене, вслед за тропарями в честь
Креста. Сам чин описан кратко: Патриарх,
стоя на амвоне (представлявшем собой
башенку посреди храма, на которую вели с
двух сторон ступени), возносил Крест, держа
его в руках, а народ возглашал: «Господи,
помилуй». Это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и
возвышающего Крест, вошло в традиционную
иконографию праздника Крестовоздвижения.
В Дрезденском списке и в списке Paris.
Gr. 1590, 1063 г., Типикона Великой церкви
царьградский чин Воздвижения описан значительно подробнее: после утреннего входа
(совершавшегося в конце великого славословия) Патриарх с Крестом шел на амвон в
сопровождении скевофилакса или хартулария
и певцов (певцы пели те же тропари в честь
Креста). На амвоне Патриарх полагал Крест
на столик, совершал три земных поклона, и
начиналось священнодействие, состоявшее
из трех циклов по пять воздвижений. Сначала Патриарх шел на восточную сторону
амвона, где и воздвигал Крест, понемногу
поднимая руки. Во время этого диаконы и
весь народ возглашали стократное «Господи,
помилуй». При пении трех последних «Господи, помилуй» Патриарх трижды осенял
Крестом на восток. Таким же образом совершалось воздвижение Креста на южную,
западную, северную и снова на восточную
стороны. Затем, после небольшого отдыха,
Патриарх начинал второй цикл воздвижений
– опять с пятикратным возвышением Креста
и пением «Господи, помилуй» по 80 раз.
Наконец, Патриарх совершал третий цикл
воздвижений по тому же чину, но с пением
«Господи, помилуй» по 60 раз. После завершения воздвижений пели «Вознесыйся на
Крест волею», и начиналась Божественная
литургия.
В Типиконах студийской традиции чин
Воздвижения основан на константинопольском кафедральном чине, но по сравнению
с ним упрощен.
В Иерусалимском уставе, принятом в
течение XII-XV вв. в Православной Церкви
повсеместно, чин Воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по
студийским памятникам: он совершается на
утрене после великого славословия и пения
тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», состоит из пятикратного осенения Крестом
и возвышения его на стороны света (на
восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению
со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений
(соответствующих пяти осенениям Крестом),
после каждого из которых поется стократное
«Господи, помилуй». Кроме того, прежде
чем возвысить Крест, предстоятель должен
склониться к земле так, чтобы его голова
отстояла от земли на пядь (около 20 см).
В ходе исправления богослужебных книг
в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был
изменен порядок осенения сторон света во
время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток.
Такой порядок сохраняется до настоящего
времени.
Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника
Крестовоздвижения. Об этом говорит, в
частности, разнообразие в описаниях чина
в тех или иных памятниках: одни описывают,
как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие – лишь
священника с диаконом. В частности, в
ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора
1301 г. разрешили возглавлять этот чин не
только архиерею, но и игумену, а святитель
Киприан Московский в своем послании от
1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест
следует воздвигать во всякой церкви, пусть
там будет даже только один священник. С
другой стороны, в монастырском рукописном Типиконе ГИМ. Син. № 335, нач. XVII
в., отмечено, что чин Воздвижения Креста
в соборных храмах бывает ежегодно, а в
других – только в те годы, когда Крестовоздвижение приходится на субботу или
воскресенье.
В старопечатном московском Типиконе
1641 г. появилось указание о том, что Крест
воздвигают только в соборных храмах и
монастырях, а в обычных приходских храмах
на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной
недели. Это указание было перенесено и
в исправленный Типикон 1682 г. и с тех
пор печатается во всех изданиях русского
Типикона. В современной практике Русской
Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах
– по благословению правящего архиерея. В
современной практике греческих Церквей,
напротив, чин Воздвижения может совершаться во всех храмах без исключения.
На Крест во время Воздвижения, как
и в Иерусалиме в древности, принято возливать душистую воду.
По материалам сайта Патриархия.ру
|