Двадцать пять лет уж минуло со дня открытия в Тобольске православной гимназии.
По меркам школ, конечно, это не возраст,
но если учесть, что Тобольская православная гимназия является
продолжательницей – более
того, и единственной в городе
хранительницей образовательных традиций древней столицы
Сибири, – то гимназия может
смело прибавлять себе несколько столетий к своему
нынешнему 25-летию.
В 1994 году, после того
как изменилась политическая
обстановка в государстве и
Церковь вновь смогла принимать участие в деле образования подрастающего поколения,
по благословению епископа
Тобольского и Тюменского Димитрия открылась православная гимназия, в которой был
возрожден опыт дореволюционной системы
воспитания.
В соответствии с «Положением о церковных школах ведомства православного
исповедания» от 1 апреля 1902 года «учащиеся и педагоги должны быть воцерковлены,
школьный коллектив участвовать в храмовых
богослужениях, учебные занятия начинаться
и оканчиваться молитвой». Эта традиция сохраняется в стенах гимназии на протяжении
всей четвертьвековой истории школы.
Еще одной отличительной чертой Тобольской православной гимназии является
раздельное обучение мальчиков и девочек.
Это одно из направлений воспитания, которого придерживается гимназия со времени
воссоздания. Не исключено, что и государственные институты образовательной деятельности рано или поздно придут к мысли о
раздельном обучении. Так было с введением
школьной формы. Ведь именно православная
гимназия Тобольска одной из первых в Тюменской области ввела школьную форму, и
только спустя десять лет к этому пришли и
все муниципальные школы. Стало очевидно,
что различия богатства и бедности, а хуже
того, бесконтрольность и нецеломудренность
нарядов школьников оказывают негативное
влияние на молодое, незрелое сознание
подростков. Точно так же и совместное обучение имеет негативные последствия для
психики – как мальчиков, так и девочек. О
том, что в Тобольске до прихода власти советов было раздельное обучение, красноречиво говорит вид
нижнего города, где на фоне
малоэтажной застройки выделяются два больших здания,
одно из которых принадлежало
мужской гимназии, другое –
женской. Таким образом, в
дореволюционном Тобольске
дети обучались раздельно не
только в разных классах, но
даже в разных зданиях.
На чем же основывались
педагоги царской России,
применяя опыт раздельного
обучения? В первую очередь
срабатывали принципы духовно-нравственного воспитания, поскольку в дореволюционной
России актуальный ныне вопрос о том,
должна ли школа помимо образовательных
функций исполнять и воспитательные, не
стоял. Ведь, как говорил один из русских
литературных критиков XIX века, «есть много
родов образования и развития, и каждое из
них важно само по себе, но всех их выше
должно стоять образование нравственное».
С точки зрения духовного воспитания, сохранение духовной и телесной чистоты, непорочности, иными словами – целомудрия, есть
наиважнейшая стезя пестователя. «Жить
целомудренно означает жить под управлением целого, неповрежденного, здравого
мудрования», – говорит святитель Филарет
Московский. В ком же еще, как не в детях,
нужно воспитывать подобную добродетель,
которая будет действовать благотворно на
человека в течение всей его жизни и в
разных ее аспектах.
Также нельзя обойти вниманием тот
факт, что дореволюционный подход к воспитанию применялся с пониманием той роли,
которую предстоит выполнять в будущем
мужчине и женщине. Девочке в будущем
предстоит стать матерью, хозяйкой – «хранительницей семейного очага», именно в этой
тематике и подбирались изучаемые девочками предметы. Мальчики воспитывались как
управленцы, защитники Отечества, поэтому
им был открыт доступ к высшим учебным
заведениям и науке.
Сегодня, по мере развития науки, на
основании работ российских психологов и
педагогов, занимающихся проблемой раздельного обучения (В.А. Геодакян, В.Д.
Еремеева, Т.П. Хризман, В.Ф. Базарный,
И.С. Клецина), можно прийти к выводу, что
при смешанном обучении девочки, которые,
как известно, вырастают раньше, больше
озабочены впечатлением, которое они производят, чем учебой. А мальчики свое внимание не могут выразить иначе, как через насмешки и обидные замечания. В результате
уроки превращаются в войну полов. Кроме
того, мальчикам на фоне явно повзрослевших ровесниц приходится чувствовать себя
неуверенно. Отечественные исследователи
считают, что девочки при совместном обучении с мальчиками часто теряют важные
составляющие женского типа личности. Им
приходится одновременно и конкурировать
с парнями в учебе, и пытаться понравиться
им. Все это приводит к тому, что девочки
становятся агрессивными, порой даже жестокими, теряют уважение к мужчине. Но в то
же время они чувствуют себя беспомощными
перед силой и «взрывным» характером поведения мальчиков.
В пользу раздельного обучения говорят
и функциональные особенности женского и
мужского мозга. Психологи знают, что учить
ребенка с «правополушарным» мышлением
нужно иначе, чем с «левополушарным».
Девочки, как правило, «правополушарные»,
поэтому они более подвержены эмоциям,
всю получаемую информацию должны «пропустить через себя» и прочувствовать. Девочки очень остро воспринимают критику,
особенно от старших, поэтому ее нужно
дозировать. Мальчики же (и это известно
любому учителю) обладают потрясающей
способностью «не слышать» наставлений и
нотаций. Включается так называемый механизм сенсорной защиты в мозгу, который
«срабатывает» при долгом эмоциональном
напряжении. Также в присутствии девочек у
мальчиков более явно проявляется агрессия,
так как им хочется больше проявить себя,
что сказывается на различных негативных
происшествиях в школе, что гораздо меньше
наблюдается в гомогенных классах.
Раздельное обучение дает мальчикам
возможность раскрыться и попробовать себя
в тех ролях, которые традиционно в школе
отданы девочкам. Мальчики показали, что
могут быть ответственными, аккуратными,
дисциплинированными. Ведь в смешанных
классах не всегда наблюдается пропорциональное соотношение мальчиков и девочек.
Нередко мы наблюдаем классы, где 20 девочек и 5 мальчиков. В этом случае мальчики
всегда оказываются «на вторых ролях», совершенно не принимают активного участия
в жизни класса и постепенно «феминизируются», становятся безответственными и
безынициативными.
Раздельное обучение позволяет учитывать неравномерность развития мальчиков
и девочек. Мальчики и девочки вступают
в начало подросткового кризиса в разное
время. У девочек он в основном приходится
на 6-7 класс, у мальчиков – на 7-8. Обучение в гомогенных классах позволяет им
лучше справиться с возрастным кризисом.
Также наблюдается выраженное снижение
тревожности: общей тревожности, страха
самовыражения, страха ситуации проверки
знаний. Это связано с тем, что в смешанном
классе мальчики боятся совершить ошибку,
не рискуют экспериментировать в процессе
получения знаний. Ну и, конечно, раздельное
обучение облегчает работу педагога, так как
ему не нужно синтезировать преподаваемый
материал для «правополушарных» и «левополушарных».
Реализация раздельного обучения сегодня в условиях одной школы – дело сложное
и, конечно, требует совершенно другой материальной оснащенности и в плане учебных
корпусов, и в подборке штата педагогов, и
в организации образовательного процесса.
Таким образом, Тобольская православная
гимназия – своего рода «локомотив» подобного обучения в городе Тобольске, Тюменской области, а возможно, и во всей стране,
и подобный опыт эта школа реализует на
протяжении четверти века.
Иерей Иоанн ЗАЙЧЕНКО, директор
Тобольской православной гимназии
|