ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Тобольская православная гимназия – продолжательница традиций классического воспитания и обучения

Двадцать пять лет уж минуло со дня открытия в Тобольске православной гимназии. По меркам школ, конечно, это не возраст, но если учесть, что Тобольская православная гимназия является продолжательницей – более того, и единственной в городе хранительницей образовательных традиций древней столицы Сибири, – то гимназия может смело прибавлять себе несколько столетий к своему нынешнему 25-летию.

В 1994 году, после того как изменилась политическая обстановка в государстве и Церковь вновь смогла принимать участие в деле образования подрастающего поколения, по благословению епископа Тобольского и Тюменского Димитрия открылась православная гимназия, в которой был возрожден опыт дореволюционной системы воспитания.

В соответствии с «Положением о церковных школах ведомства православного исповедания» от 1 апреля 1902 года «учащиеся и педагоги должны быть воцерковлены, школьный коллектив участвовать в храмовых богослужениях, учебные занятия начинаться и оканчиваться молитвой». Эта традиция сохраняется в стенах гимназии на протяжении всей четвертьвековой истории школы. Еще одной отличительной чертой Тобольской православной гимназии является раздельное обучение мальчиков и девочек. Это одно из направлений воспитания, которого придерживается гимназия со времени воссоздания. Не исключено, что и государственные институты образовательной деятельности рано или поздно придут к мысли о раздельном обучении. Так было с введением школьной формы. Ведь именно православная гимназия Тобольска одной из первых в Тюменской области ввела школьную форму, и только спустя десять лет к этому пришли и все муниципальные школы. Стало очевидно, что различия богатства и бедности, а хуже того, бесконтрольность и нецеломудренность нарядов школьников оказывают негативное влияние на молодое, незрелое сознание подростков. Точно так же и совместное обучение имеет негативные последствия для психики – как мальчиков, так и девочек. О том, что в Тобольске до прихода власти советов было раздельное обучение, красноречиво говорит вид нижнего города, где на фоне малоэтажной застройки выделяются два больших здания, одно из которых принадлежало мужской гимназии, другое – женской. Таким образом, в дореволюционном Тобольске дети обучались раздельно не только в разных классах, но даже в разных зданиях.

На чем же основывались педагоги царской России, применяя опыт раздельного обучения? В первую очередь срабатывали принципы духовно-нравственного воспитания, поскольку в дореволюционной России актуальный ныне вопрос о том, должна ли школа помимо образовательных функций исполнять и воспитательные, не стоял. Ведь, как говорил один из русских литературных критиков XIX века, «есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное». С точки зрения духовного воспитания, сохранение духовной и телесной чистоты, непорочности, иными словами – целомудрия, есть наиважнейшая стезя пестователя. «Жить целомудренно означает жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрования», – говорит святитель Филарет Московский. В ком же еще, как не в детях, нужно воспитывать подобную добродетель, которая будет действовать благотворно на человека в течение всей его жизни и в разных ее аспектах.

Также нельзя обойти вниманием тот факт, что дореволюционный подход к воспитанию применялся с пониманием той роли, которую предстоит выполнять в будущем мужчине и женщине. Девочке в будущем предстоит стать матерью, хозяйкой – «хранительницей семейного очага», именно в этой тематике и подбирались изучаемые девочками предметы. Мальчики воспитывались как управленцы, защитники Отечества, поэтому им был открыт доступ к высшим учебным заведениям и науке.

Сегодня, по мере развития науки, на основании работ российских психологов и педагогов, занимающихся проблемой раздельного обучения (В.А. Геодакян, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, В.Ф. Базарный, И.С. Клецина), можно прийти к выводу, что при смешанном обучении девочки, которые, как известно, вырастают раньше, больше озабочены впечатлением, которое они производят, чем учебой. А мальчики свое внимание не могут выразить иначе, как через насмешки и обидные замечания. В результате уроки превращаются в войну полов. Кроме того, мальчикам на фоне явно повзрослевших ровесниц приходится чувствовать себя неуверенно. Отечественные исследователи считают, что девочки при совместном обучении с мальчиками часто теряют важные составляющие женского типа личности. Им приходится одновременно и конкурировать с парнями в учебе, и пытаться понравиться им. Все это приводит к тому, что девочки становятся агрессивными, порой даже жестокими, теряют уважение к мужчине. Но в то же время они чувствуют себя беспомощными перед силой и «взрывным» характером поведения мальчиков. В пользу раздельного обучения говорят и функциональные особенности женского и мужского мозга. Психологи знают, что учить ребенка с «правополушарным» мышлением нужно иначе, чем с «левополушарным». Девочки, как правило, «правополушарные», поэтому они более подвержены эмоциям, всю получаемую информацию должны «пропустить через себя» и прочувствовать. Девочки очень остро воспринимают критику, особенно от старших, поэтому ее нужно дозировать. Мальчики же (и это известно любому учителю) обладают потрясающей способностью «не слышать» наставлений и нотаций. Включается так называемый механизм сенсорной защиты в мозгу, который «срабатывает» при долгом эмоциональном напряжении. Также в присутствии девочек у мальчиков более явно проявляется агрессия, так как им хочется больше проявить себя, что сказывается на различных негативных происшествиях в школе, что гораздо меньше наблюдается в гомогенных классах.

Раздельное обучение дает мальчикам возможность раскрыться и попробовать себя в тех ролях, которые традиционно в школе отданы девочкам. Мальчики показали, что могут быть ответственными, аккуратными, дисциплинированными. Ведь в смешанных классах не всегда наблюдается пропорциональное соотношение мальчиков и девочек. Нередко мы наблюдаем классы, где 20 девочек и 5 мальчиков. В этом случае мальчики всегда оказываются «на вторых ролях», совершенно не принимают активного участия в жизни класса и постепенно «феминизируются», становятся безответственными и безынициативными.

Раздельное обучение позволяет учитывать неравномерность развития мальчиков и девочек. Мальчики и девочки вступают в начало подросткового кризиса в разное время. У девочек он в основном приходится на 6-7 класс, у мальчиков – на 7-8. Обучение в гомогенных классах позволяет им лучше справиться с возрастным кризисом. Также наблюдается выраженное снижение тревожности: общей тревожности, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний. Это связано с тем, что в смешанном классе мальчики боятся совершить ошибку, не рискуют экспериментировать в процессе получения знаний. Ну и, конечно, раздельное обучение облегчает работу педагога, так как ему не нужно синтезировать преподаваемый материал для «правополушарных» и «левополушарных». Реализация раздельного обучения сегодня в условиях одной школы – дело сложное и, конечно, требует совершенно другой материальной оснащенности и в плане учебных корпусов, и в подборке штата педагогов, и в организации образовательного процесса. Таким образом, Тобольская православная гимназия – своего рода «локомотив» подобного обучения в городе Тобольске, Тюменской области, а возможно, и во всей стране, и подобный опыт эта школа реализует на протяжении четверти века.


Иерей Иоанн ЗАЙЧЕНКО, директор
Тобольской православной гимназии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Религия и СМИ
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Сербская Православная Церковь в Голландии
Современные сказки

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2019 г.