ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

История одного колокола

Есть в коллекции Музея колокольного звона, что в Новосибирске, один примечательный колокол. Лит он, как сказано в надписи на нем, «в заводе П.И. Гилева сыновей в Тюмени, 1904 года, весу 10 пудов 20 фунтов». Примечателен он тем, что из всей коллекции он самый крупный и самый богато украшенный и вообще, можно сказать, один из самых красивых сибирских колоколов. Биография его весьма интересна, а складывается она из надписей, имеющихся на кампане, и его жизненных событий.

Когда-то в оперном театре Новосибирска была звонница из двадцати колоколов. Об этом рассказывает бывший дирижер театра Алексей Анатольевич Людмилин, более десяти лет проработавший в Новосибирском театре оперы и балета. В 2013 году нам стало известно, что в Новосибирском оперном театре действительно имеется колокол дореволюционного литья, причем литья сибирского. Специалисты Сибирского центра колокольного искусства провели его исследование, произвели замеры, сняли декоративное оформление, записали звук. В 2014 году в сборнике «Православный звон: прошлое, настоящее, будущее», изданном в Москве, о колоколе опубликована статья «Памятник сибирского литья». А на Пасху 2016 года директор Новосибирского оперного театра Владимир Абрамович Кехман передал святыню Высокопреосвященнейшему Тихону, митрополиту Новосибирскому и Бердскому. Так колокол попал в Музей колокольного звона Сибирского центра колокольного искусства. Основанный в 1928 году как Дом науки и искусства, построенный в 1941-м, Новосибирский государственный театр оперы и балета, конечно, нуждался в колоколах.

12 мая 1945 года состоялся первый спектакль – опера Глинки «Иван Сусанин». Репетиции начались еще в сентябре 1944 года, и в оригинальной партитуре имеется указание на исполнение колокольных звонов. В это время колокола можно было взять, пожалуй, только в краевой конторе «Сибцветмет», которая в 1930-1940-х на территории Сибири заготавливала колокольную бронзу и размещалась в областном центре. Известно, что контора передала Новосибирскому театру «Красный факел» 30 пудов колоколов. Сведений о передаче колоколов в оперный пока не обнаружено, но, с большой долей вероятности, можно это утверждать. Дело в том, что на сковороде колокола имеется еще одна надпись, сделанная масляной краской. С характерными дореволюционными твердыми знаками от руки написано краской «Въ Павлодаръ. Съ ре», поэтому жизненный путь колокола видится таким: Тюмень – Павлодар – Новосибирск (контора «Сибцветмет» – оперный театр – Музей колокольного звона). Также особого внимания заслуживает надпись внутри самого колокола. Красной масляной краской там написано «Виктор Зырянов 1960». Кроме того, внутри имеются многочисленные числовые надписи, очень напоминающие инвентарные номера.

Возможно, в 1960 году в оперном театре была инвентаризация, а осуществлял ее человек, оставивший свой автограф внутри колокола. В 2019 году колокол принял участие в реконструкции колокольного завода Гилевых, которая прошла в Новосибирске и в селе Большой Оеш на территории Новосибирской области. Еще одно воплощение этого красивого колокола случилось в 2019 году: по заказу Сибирского центра колокольного искусства гусельный мастер Артем Колесников изготовил в Твери особые гусли-колокол, с изображением вышеозначенного благовестника, вырезав его на деке. Работа над музыкальным инструментом длилась полтора года, а средства на него собирались сибирскими и российскими звонарями.


Алексей ТАЛАШКИН,
заместитель руководителя Сибирского
центра колокольного искусства
Новосибирской митрополии.
Фото: Андрей ПРИСТЯЖНЮК

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.