Большое значение в формировании личности молодого гражданина страны имеют образование и воспитание. Они должны опираться
на глубокие традиции своего народа, многовековой богатый опыт отечественной школы.
Это непременные и важные условия в деле
становления истинного патриота и гражданина.
В 1811 году был издан сборник Ивана
Андреевича Крылова «Новые басни». В
него вошла басня «Воспитание Льва». В ее
повествовании просматривается аналогия с
воспитанием будущего императора Александра I, наставником которого был швейцарец
Лагарп. Вот как отзывался об этом один из
современников: «Его, Александра, воспитание
было одной из великих ошибок Екатерины.
Образование его ума поручила она женевцу
Лагарпу, который, оставляя Россию, столь же
мало знал ее, как и в день своего приезда, и
который карманную республику свою поставил
образцом будущему Самодержцу величайшей
империи в мире».
Увлечение всем западным при царском
дворе началось со времен правления Петра
I. С одной стороны, это способствовало сближению России с Европой, а с другой стороны, происходила постепенная утрата элитой
страны понимания православных традиций
простого народа.
человек должен с детских лет готовиться
к соучастию в жизни своего Отечества. Он
должен раскрыть в себе творческий талант и
стараться быть продолжателем добрых дел и
великих достижений предыдущих поколений.
А чтобы труд был плодотворным, полезным
и созидательным, нужно глубоко укорениться
в традициях своей страны и познать нужды
и потребности простых людей. Мудрый и любящий учитель, будучи плоть от плоти своего
народа, может способствовать формированию
добрых нравственных и профессиональных
качеств, укорененных в духовной и культурной
традиции народа, – качеств, которые смогут
в будущем прорасти, как плодоносное дерево.
Свои мудрые размышления на эту тему
Иван Андреевич изложил в басне «Воспитание Льва».
|
Воспитание Льва
Льву, Кесарю лесов, Бог сына даровал.
Звериную вы знаете природу:
У них не как у нас – у нас ребенок году,
Хотя б он царский был, и глуп, и слаб, и мал;
А годовалый Львенок
Давно уж вышел из пеленок.
Так к году Лев-отец не шуткой думать стал,
Чтобы сынка невежей не оставить,
В нем царску честь не уронить,
И чтоб, когда сынку придется царством править,
Не стал бы за сынка народ отца бранить.
Кого ж бы попросить, нанять или заставить
Царевича Царем на выучку поставить?
Отдать его Лисе – Лиса умна,
Да лгать великая охотница она;
А со лжецом во всяком деле мука. –
Так это, думал Царь, не царская наука.
Отдать Кроту: о нем молва была,
Что он во всем большой порядок любит:
Без ощупи шага не ступит
И всякое зерно для своего стола
Он сам и чистит, сам и лупит;
И словом, слава шла,
Что Крот великий зверь на малые дела:
Беда лишь, под носом глаза Кротовы зорки,
Да вдаль не видят ничего;
Порядок же Кротов хорош, да для него;
А царство Львиное гораздо больше норки.
Не взять ли Барса? Барс отважен и силен,
А сверх того, великий тактик он;
Да Барс политики не знает:
Гражданских прав совсем не понимает,
Какие ж царствовать уроки он подаст!
Царь должен быть судья, министр и воин;
А Барс лишь резаться горазд:
Так и детей учить он царских недостоин.
Короче: звери все, и даже самый Слон,
Который был в лесах почтен,
Как в Греции Платон,
Льву все еще казался не умен,
И не учен.
По счастью, или нет (увидим это вскоре),
Услышав про царево горе,
Такой же царь, пернатых царь, Орел,
Который вел
Со Львом приязнь и дружбу,
Для друга сослужить большую взялся службу
И вызвался сам Львенка воспитать.
У Льва как гору с плеч свалило.
И подлинно: чего, казалось, лучше было
Царевичу царя в учители сыскать?
Вот Львенка снарядили
И отпустили
Учиться царствовать к Орлу.
Проходит год и два; меж тем, кого ни спросят,
О Львенке ото всех лишь слышат похвалу:
Все птицы чудеса о нем в лесах разносят.
И наконец приходит срочный год,
Царь-Лев за сыном шлет.
Явился сын; тут царь сбирает весь народ,
И малых и больших сзывает;
Сынка целует, обнимает,
И говорит ему он так: «Любезный сын,
По мне наследник ты один;
Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь:
Так я тебе охотно царство сдам.
Скажи теперь при всех лишь нам,
Чему учен ты, что ты знаешь,
И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?» –
«Папа», ответствовал сынок: «Я знаю то,
Чего не знает здесь никто:
И от Орла до Перепелки,
Какой где птице боле вод,
Какая чем из них живет,
Какие яица несет,
И птичьи нужды все сочту вам до иголки.
Вот от учителей тебе мой аттестат:
У птиц недаром говорят,
Что я хватаю с неба звезды;
Когда ж намерен ты правленье мне вручить,
То я тотчас начну зверей учить
Вить гнезды».
Тут ахнул царь и весь звериный свет;
Повесил головы Совет,
А Лев-старик поздненько спохватился,
Что Львенок пустякам учился
И не добро он говорит;
Что пользы нет большой тому знать птичий быт,
Кого зверьми владеть поставила природа,
И что важнейшая наука для царей:
Знать свойство своего народа
И выгоды земли своей.
|
Ярко и образно изложил Иван Андреевич
проблему воспитания и образования будущих
поколений: очень важно, чтобы «не стал
бы за сынка народ отца бранить», а если
сказать иными словами – чтобы в адрес
педагогов не было нареканий и упреков за
уровень подготовки молодого поколения. И
если учительница умна, «да лгать великая
охотница она», то – «со лжецом во всяком
деле мука». Такой упрек можно адресовать
некоторым педагогам ХХ века, особенно тем,
которые искажали историю России.
Слепо и жестоко насаждаемая идеология
безбожия была направлена на разорение
тысячелетних духовных традиций народа. Велось целенаправленное уничтожение Русской
Православной Церкви, которая на протяжении
многих и многих веков формировала и образование, и культуру и положительно влияла
на устроение государственности. В ХХ веке,
после захвата атеистами власти в России,
начала формироваться мифология революции
и внедряться в сознание людей искаженная
история России. Все доброе, что было создано
в дореволюционный период, подвергалось искажению и осмеянию. Утопическая идеология,
сформированная на западном безбожии, была
перенесена на русскую почву. Видя богатство
и расцвет Российской империи в начале XX
века, псевдореволюционеры на обломках
империи обещали построить рай на земле.
«Беда лишь, под носом глаза Кротовы зорки,
да вдаль не видят ничего». А можно, конечно,
задаться здесь и вопросом: предвидели ли
революционеры, к чему приведет духовное
разорение страны, или же были слепы?
Сегодня мы наблюдаем мифологию западной демократии и преклонение перед
либеральными западными ценностями. Но
если приглядеться и прислушаться к новостям
с Запада, то диву даешься многовековому
умению политиков манипулировать сознанием
общества. В западных странах благие дела
современной России умышленно не замечаются, а порой лукаво интерпретируются. При
таких обстоятельствах уместно задуматься:
чем напитается обучающаяся на Западе
наша молодежь, каким будет ее отношение
к Родине – России?
Басню «Воспитание Льва» полезно прочитать материально богатым родителям, которые
направляют своих малолетних детей учиться
на Запад. Словно для них Крылов акцентирует
внимание на том, что для молодого человека
– «важнейшая наука для царей: знать свойство своего народа и выгоды земли своей».
+ М.Д.
|
|
|