ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]
Перейти в раздел [Документы]

Размышления над баснями И.А. Крылова

Большое значение в формировании личности молодого гражданина страны имеют образование и воспитание. Они должны опираться на глубокие традиции своего народа, многовековой богатый опыт отечественной школы. Это непременные и важные условия в деле становления истинного патриота и гражданина.

В 1811 году был издан сборник Ивана Андреевича Крылова «Новые басни». В него вошла басня «Воспитание Льва». В ее повествовании просматривается аналогия с воспитанием будущего императора Александра I, наставником которого был швейцарец Лагарп. Вот как отзывался об этом один из современников: «Его, Александра, воспитание было одной из великих ошибок Екатерины. Образование его ума поручила она женевцу Лагарпу, который, оставляя Россию, столь же мало знал ее, как и в день своего приезда, и который карманную республику свою поставил образцом будущему Самодержцу величайшей империи в мире».

Увлечение всем западным при царском дворе началось со времен правления Петра I. С одной стороны, это способствовало сближению России с Европой, а с другой стороны, происходила постепенная утрата элитой страны понимания православных традиций простого народа. человек должен с детских лет готовиться к соучастию в жизни своего Отечества. Он должен раскрыть в себе творческий талант и стараться быть продолжателем добрых дел и великих достижений предыдущих поколений. А чтобы труд был плодотворным, полезным и созидательным, нужно глубоко укорениться в традициях своей страны и познать нужды и потребности простых людей. Мудрый и любящий учитель, будучи плоть от плоти своего народа, может способствовать формированию добрых нравственных и профессиональных качеств, укорененных в духовной и культурной традиции народа, – качеств, которые смогут в будущем прорасти, как плодоносное дерево.

Свои мудрые размышления на эту тему Иван Андреевич изложил в басне «Воспитание Льва».

Воспитание Льва


Льву, Кесарю лесов, Бог сына даровал.
Звериную вы знаете природу:
У них не как у нас – у нас ребенок году,
Хотя б он царский был, и глуп, и слаб, и мал;
А годовалый Львенок
Давно уж вышел из пеленок.
Так к году Лев-отец не шуткой думать стал,
Чтобы сынка невежей не оставить,
В нем царску честь не уронить,
И чтоб, когда сынку придется царством править,
Не стал бы за сынка народ отца бранить.
Кого ж бы попросить, нанять или заставить
Царевича Царем на выучку поставить?
Отдать его Лисе – Лиса умна,
Да лгать великая охотница она;
А со лжецом во всяком деле мука. –
Так это, думал Царь, не царская наука.
Отдать Кроту: о нем молва была,
Что он во всем большой порядок любит:
Без ощупи шага не ступит
И всякое зерно для своего стола
Он сам и чистит, сам и лупит;
И словом, слава шла,
Что Крот великий зверь на малые дела:
Беда лишь, под носом глаза Кротовы зорки,
Да вдаль не видят ничего;
Порядок же Кротов хорош, да для него;
А царство Львиное гораздо больше норки.
Не взять ли Барса? Барс отважен и силен,
А сверх того, великий тактик он;
Да Барс политики не знает:
Гражданских прав совсем не понимает,
Какие ж царствовать уроки он подаст!
Царь должен быть судья, министр и воин;
А Барс лишь резаться горазд:
Так и детей учить он царских недостоин.
Короче: звери все, и даже самый Слон,
Который был в лесах почтен,
Как в Греции Платон,
Льву все еще казался не умен,
И не учен.
По счастью, или нет (увидим это вскоре),
Услышав про царево горе,
Такой же царь, пернатых царь, Орел,
Который вел
Со Львом приязнь и дружбу,
Для друга сослужить большую взялся службу
И вызвался сам Львенка воспитать.
У Льва как гору с плеч свалило.
И подлинно: чего, казалось, лучше было
Царевичу царя в учители сыскать?
Вот Львенка снарядили
И отпустили
Учиться царствовать к Орлу.
Проходит год и два; меж тем, кого ни спросят,
О Львенке ото всех лишь слышат похвалу:
Все птицы чудеса о нем в лесах разносят.
И наконец приходит срочный год,
Царь-Лев за сыном шлет.
Явился сын; тут царь сбирает весь народ,
И малых и больших сзывает;
Сынка целует, обнимает,
И говорит ему он так: «Любезный сын,
По мне наследник ты один;
Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь:
Так я тебе охотно царство сдам.
Скажи теперь при всех лишь нам,
Чему учен ты, что ты знаешь,
И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?» –
«Папа», ответствовал сынок: «Я знаю то,
Чего не знает здесь никто:
И от Орла до Перепелки,
Какой где птице боле вод,
Какая чем из них живет,
Какие яица несет,
И птичьи нужды все сочту вам до иголки.
Вот от учителей тебе мой аттестат:
У птиц недаром говорят,
Что я хватаю с неба звезды;
Когда ж намерен ты правленье мне вручить,
То я тотчас начну зверей учить
Вить гнезды».
Тут ахнул царь и весь звериный свет;
Повесил головы Совет,
А Лев-старик поздненько спохватился,
Что Львенок пустякам учился
И не добро он говорит;
Что пользы нет большой тому знать птичий быт,
Кого зверьми владеть поставила природа,
И что важнейшая наука для царей:
Знать свойство своего народа
И выгоды земли своей.

Ярко и образно изложил Иван Андреевич проблему воспитания и образования будущих поколений: очень важно, чтобы «не стал бы за сынка народ отца бранить», а если сказать иными словами – чтобы в адрес педагогов не было нареканий и упреков за уровень подготовки молодого поколения. И если учительница умна, «да лгать великая охотница она», то – «со лжецом во всяком деле мука». Такой упрек можно адресовать некоторым педагогам ХХ века, особенно тем, которые искажали историю России.

Слепо и жестоко насаждаемая идеология безбожия была направлена на разорение тысячелетних духовных традиций народа. Велось целенаправленное уничтожение Русской Православной Церкви, которая на протяжении многих и многих веков формировала и образование, и культуру и положительно влияла на устроение государственности. В ХХ веке, после захвата атеистами власти в России, начала формироваться мифология революции и внедряться в сознание людей искаженная история России. Все доброе, что было создано в дореволюционный период, подвергалось искажению и осмеянию. Утопическая идеология, сформированная на западном безбожии, была перенесена на русскую почву. Видя богатство и расцвет Российской империи в начале XX века, псевдореволюционеры на обломках империи обещали построить рай на земле. «Беда лишь, под носом глаза Кротовы зорки, да вдаль не видят ничего». А можно, конечно, задаться здесь и вопросом: предвидели ли революционеры, к чему приведет духовное разорение страны, или же были слепы?

Сегодня мы наблюдаем мифологию западной демократии и преклонение перед либеральными западными ценностями. Но если приглядеться и прислушаться к новостям с Запада, то диву даешься многовековому умению политиков манипулировать сознанием общества. В западных странах благие дела современной России умышленно не замечаются, а порой лукаво интерпретируются. При таких обстоятельствах уместно задуматься: чем напитается обучающаяся на Западе наша молодежь, каким будет ее отношение к Родине – России?

Басню «Воспитание Льва» полезно прочитать материально богатым родителям, которые направляют своих малолетних детей учиться на Запад. Словно для них Крылов акцентирует внимание на том, что для молодого человека – «важнейшая наука для царей: знать свойство своего народа и выгоды земли своей».

+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.