ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]
Перейти в раздел [Документы]

Восстановление Патриаршества

Восстановление Патриаршества на Руси было, безусловно, самым значимым деянием Поместного Собора 1917-18 годов. 200 лет высшее церковное управление было организовано по протестантским лекалам, подсмотренным Петром I в «цивилизованной» Европе. Ровно в 1700 году скончался Патриарх Адриан. Казначей Петра, Алексей Курбатов, посоветовал царю: «О избрании же, государь, Патриарха, мню, достоит до времени обождати». Слова эти легли бальзамом на сердце царево, и «до времени обождати» затянулось более чем на 200 лет. Как пишет церковный историк прот. Владислав Цыпин, «властной рукой Петра Православная Церковь была отодвинута от главного русла национальной жизни. Светское правительство стало смотреть на Церковь не как на высочайшую святыню народа, а как на одну из подпорок государственного аппарата, нуждавшуюся в опеке и надзоре».

В 1721 году Патриаршество было официально упразднено, а верховное руководство Церковью передано «Духовной коллегии», переименованной вскоре в «Святейший Правительствующий Синод», полностью подчиненный светской власти. Показательным в этом отношении является текст присяги членов Синода: «Исповедую же с клятвою, крайнего судию Духовной сей коллегии быти самого всероссийского монарха, государя нашего всемилостивейшего». Эта клятва была отменена только в 1901 году. От имени «государя нашего всемилостивейшего» смотрящим в Синоде был светский чиновник, обер-прокурор.

В конце сентября – начале октября 1917 года революционные события выдвинули на первый план Поместного Собора вопрос о восстановлении Патриаршества. В стране царила анархия, Временное правительство доживало свои последние дни, нарастали хаос и беззаконие. В эти дни Церковь осознала насущную необходимость покончить с абсолютно ненормальным синодальным управлением и обрести своего Предстоятеля. 11 (24) октября 1917 года председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) выступил с докладом о восстановлении Патриаршества на пленарном заседании Собора.

Сам епископ Митрофан менее чем через два года будет расстрелян большевиками по ложному обвинению. Вместе с ним погибнет и его викарный архиерей, епископ Леонтий. Интересная историческая деталь: два святителя при жизни конфликтовали друг с другом. Владыку Митрофана очень условно можно было назвать консерватором, а владыку Леонтия – либералом. Но в час расстрела они испросили друг у друга прощение, примирились, облобызались и вместе отошли к сонму священномучеников.

В документах, готовившихся к началу Собора, не было упоминания о Патриаршестве. Также и в первое время после его открытия только некоторые робко затрагивали эту тему. Но вскоре идея вновь обрести Предстоятеля Церкви настолько захватила соборян, что вопрос этот был признан неотложным. 28 октября (10 ноября), то есть через три дня после Октябрьской революции, Поместный Собор вынес постановление: «Восстанавливается Патриаршество и управление церковное возглавляется Патриархом».

Процедура избрания патриарха была следующей. На первом этапе каждый член Собора подавал записки с именем одного кандидата в Патриархи. Если один из кандидатов получал абсолютное (50%+1 голос) количество голосов, он считался избранным. Если же нет, начинался следующий этап.

Каждый член Собора подавал записки с именами трех кандидатов. Получивший относительное большинство голосов считался избранным в кандидаты в Патриархи. Таких туров должно было быть три, и по их результатам определялись три наиболее достойных кандидата.

На последнем этапе Патриарха определял Промысл Божий, посредством жребия. 30 октября (12 ноября) 1917 года был проведен первый тур голосования, который не выявил абсолютного первенства кого-либо из кандидатов. Голоса распределились следующим образом: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий)

– 101 голос; архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) – 27; митрополит Московский Тихон (Белавин) – 23; митрополит Тифлисский Платон (Рождественский) – 22;

архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) – 14; митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) – 13 и т.д. После еще трех туров определились трое кандидатов: архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон (Белавин). Как их шутя называли – самый умный, самый строгий и самый добрый. Распределение голосов было следующим: архиепископ Антоний – 309; архиепископ Арсений – 159; митрополит Тихон – 148.

Личности этих кандидатов были весьма незаурядны.

Архиепископ Антоний был самым видным церковным деятелем последних десятилетий синодальной эпохи.

Церковный писатель и богослов, он был давним поборником восстановления Патриаршества и большинством священства и народа считался самым верным кандидатом на этот пост. Неизвестно, что он чувствовал, когда жребий Патриаршества пал не на него, но в конце своей жизни он сказал: «Я благодарен Богу, что не стал Патриархом. Я бы погубил Церковь».

После революции 1917 года он оказался в эмиграции, возглавил Русскую Православную Церковь Заграницей и скончался в 1936 году.

Архиепископ Арсений был очень строгим и властным иерархом с многолетним опытом как церковного, так и государственного управления. В 1907 году он стал членом Государственного Совета Российской империи от монашествующего духовенства. Несмотря на это, возможного Патриаршества боялся как огня и, по свидетельству митрополита Евлогия (Георгиевского), «молил Бога, чтобы чаша сия миновала его».

По словам митрополита Мануила (Лемешевского), архиепископ Арсений был человеком тяжелого характера, но справедливым и прямым. В середине 20-х годов он был сослан в Среднюю Азию. В 1933 году назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. О том, как ему служилось в этой епархии, можно судить по тому факту, что в кафедральном городе Ташкенте были закрыты все до единого храмы. Владыка совершал богослужения под открытым небом, у кладбищенской часовни иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». При этом на службы стекалось до 20 000 верующих. Он был духовным наставником святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и умер на его руках в ташкентской больнице в 1936 году.

В 1981 году митрополит Арсений был причислен Русской Православной Церковью Заграницей к собору новомучеников и исповедников Русских. Прославлен также как местночтимый святой в Новгородской и Ташкентской епархиях.

Личность третьего кандидата на патриарший престол, святителя Тихона, настолько значима для всей Православной Церкви, что ему будет посвящена следующая, отдельная публикация цикла «100 лет гонений на Церковь».

Здесь же приведем описание полномочий Патриарха, которыми наделил его Поместный Собор.

Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Собор принял 22 октября (4 ноября) 1917 г. Патриарх объявлялся «первым между равными ему епископами» и «подотчетным Собору». Его полномочия можно сгруппировать в несколько категорий.

Административные полномочия.

Святейший Патриарх:

– имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Церкви;

– созывает Церковные Соборы и на них председательствует;

– председательствует в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете;

– имеет попечение о своевременном замещении епархиальных архиерейских кафедр;

– разрешает отпуск архиереям из их епархий на срок более 14 дней;

– имеет высшее начальственное наблюдение за всеми центральными учреждениями при Священном Синоде и Высшем Церковном Совете;

– представляет Поместному Собору отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за междусоборный период.

Представительские полномочия.

Святейший Патриарх:

– является представителем Церкви пред государственною властью (интересная деталь – Патриарх не только представляет Церковь, но и имеет долг ходатайства перед государственною властью);

– представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с другими автокефальными Православными Церквами.

Пастырские полномочия.

Святейший Патриарх:

– обращается ко всей Русской Православной Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями;

– преподает нарочитое благословение духовным и светским лицам за их полезную для Церкви деятельность;

– пользуется правом посещения всех епархий Русской Православной Церкви;

– дает архиереям братские советы, как относительно личной их жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга.

Судебные полномочия.

Святейший Патриарх:

– в случае невнимания архиереев к его братским советам, предлагает о том Священному Синоду;

– принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащей ход;

– принимает к своему рассмотрению дела по личным недоразумениям между архиереями без формального судопроизводства;

– имеет право помилования и сокращения сроков епитимий и увещеваний в пределах, предоставленных Собором. Кроме того, Святейший Патриарх является епархиальным архиереем для патриаршей области, которую составляют Московская епархия и ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви.

Нынешние полномочия Святейшего Патриарха, описанные в Уставе Русской Православной Церкви в последней редакции от 2016 года, от полномочий варианта 1917 года не отличаются по сути ничем. Просто сегодня они более детализированные и юридически более четкие.

5 (18) ноября в храме Христа Спасителя состоялась Божественная литургия и молебен перед Владимирской иконой Божией Матери, после которых будущий священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) вынес ковчежец со жребиями на амвон. Из алтаря вышел всеми почитаемый старец иеросхимонах Зосимовой пустыни преподобный Алексий (Соловьев). Он вынул жребий и передал его митрополиту Владимиру:

– Тихон, митрополит Московский – аксиос!

И весь переполненный собор в едином радостном порыве ответил многоголосым:

– Аксиос!

Так завершилась 200-летняя синодальная эпоха. Святитель Тихон при этом не присутствовал. Он служил литургию на Троицком подворье. Когда делегация, возглавляемая митрополитом Владимиром, принесла ему весть об избрании на Патриаршество, он сказал пророческие слова: «Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю». Но, рассуждая по человеку, могу много глаголати вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе»».

Андрей ВЛАСОВ,
из цикла «100 лет гонений на Церковь»,
сайт Союза православных журналистов

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.