ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]
Перейти в раздел [Документы]

«У меня было желание – служить Церкви»

23 июня 2017 года в эфире передачи «Светлый час» на радио «Вера» в Тюменской области состоялась беседа с духовником Тобольско-Тюменской епархии архимандритом Зосимой (Горшуновым). Отец Зосима – один из старейших клириков нашей епархии. Его церковное служение в Тобольске началось еще в далекие 1980-е годы. Разговор в эфире коснулся темы церковной жизни в последние десятилетия прошлого века и в наше время.

Эфир передачи «Светлый час» на радио «Вера» в Тюменской области от 23 июня 2017 г.

– Наша передача выходит в праздник Всех святых, в земле Сибирской просиявших, – в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского. Сегодня мы беседуем с архимандритом Зосимой (Горшуновым) – духовником Тобольско-Тюменской епархии.

Отец Зосима любит издавать разные книги и брошюры. Таким образом он хочет донести до людей истину веры, рассказать о православном богослужении. Он помнит те времена, когда был Советский Союз, когда еще не существовало тобольских духовных школ.

Отец Зосима, расскажите, как Вы оказались в Тобольске?

– В Тобольск я приехал из Омска. У меня была одна цель – поступить в духовную семинарию в Москве. Тогда проще было поступить с периферии, нежели с центра.

– Сколько Вам тогда было лет? Вы только закончили школу?

– Тогда я пришел с армии. И через год уже наметил поступить в Московскую семинарию. У меня было желание – служить Церкви. А как можно служить Цекви, не имея специального образования, особой духовной грамоты?

Это был 1977 год. Я учился в Московской семинарии. Это был первый набор, когда приняли сразу 120 человек. Принимали всех, даже тех, кто не прошел по конкурсу. В этот год поступили владыка Евтихий (Курочкин) и его брат, покойный протоиерей Михаил Курочкин. Я закончил семинарию в 1981 году. В своей родной епархии я принял постриг, дьяконскую, затем священническую хиротонию.

– Тогда центр епархии был в Омске. Где конкретно Вас рукополагали?

– В иеродиакона меня рукополагали в Тобольске, в Покровском соборе. В иеромонахи – во Всехсвятской церкви в Тюмени. Там и проходили первые полгода служения. Тогда владыкой Омским был архиепископ Максим (Кроха).

– А это не он вырезал раку святителя Иоанна?

– Так получилось, что приехал протоиерей Александр Пивоваров из Новосибирской епархии. И он обратил внимание: как так может быть, чтобы мощи святителя Иоанна были в простом гробике? У него был знакомый мастер в Рубцовске (Алтайский край), который умел прекрасно резать по дереву. Так сделали эскиз. За полгода до праздника Собора всех Сибирских святых 1984 года эту раку привезли уже готовой. До праздника она лежала в малом приделе. Потом, уже в праздник всех Сибирских святых, при множестве народа и священства мощи торжественно переложили в новую раку. С 1984 года рака до сих пор стоит. Тогда в Тобольске были действующими только Покровский собор и храм Семи отроков.

– Как проходили торжества в честь святителя Иоанна в 80-е годы?

– В 70-е годы было так. Заказывали теплоход. Владыка Омский архиепископ Мефодий (а после него архиепископ Максим), паломники из Омска, окрестных деревень погружались на теплоход. Не знаю, как они покупали билеты, – может быть, епархия все выкупала. Все паломники ехали вместе с владыкой на теплоходе.

– Так вот он откуда – Славянский ход!

– Они подъезжали к пристани и крестным ходом по лестнице поднимались по Прямскому взвозу прямо к собору. Там уже встречали гостей, после начиналось торжественное богослужение. Народу было – море! С Ямала приезжали в национальных одеждах. Все было по-простому: трапеза была на улице, выставляли деревянные столы. Все были радостные. И даже уполномоченные по делам религии тоже приезжали.

– Получается, что народу было столько же, сколько и сейчас?

– Был полный Покровский собор. Бывало, что даже литию приходилось совершать на улице.

– Где тогда жили священники? Сейчас есть тобольские духовные школы, консистория, монашеский корпус. Монастырей ведь не было.

– Был Архиерейский дом по улице Большой Сибирской, 11. Через два дома был дом священников, на Большой Сибирской, 17, там и жили. В соборе было два священника.

– А владыки нечасто бывали в Тобольске? В основном Омск, Тюмень…

– Несмотря на большие расстояния – довольно часто. Приезжали на все престольные праздники, Святительские дни. Бывало, и на Рождество приезжали. Конечно, зимой было труднее доехать. На Пасху владыка был всегда. Меня как раз рукоположили в понедельник Фоминой седмицы.

– Какова история Софийского собора? Его передали епархии в более позднее время – в 90-е годы.

– В 1988 году было празднование 1000-летия Крещения Руси. Здесь был архиепископ Феодосий, Омский и Тюменский. Собор не отдали, пришлось служить на паперти под открытым небом. Но уже на следующий год владыка Феодосий туда вошел. Расстелили траву по выщербленному полу, зашли в алтарь и там служили. А может, служили в приделе, я сейчас точно не помню. Я точно помню, что мы зашли в храм.

– Есть описания, что вы служили литургию на Троицу. – На Святительский день.

– Что тогда представлял собой Софийско-Успенский собор? Понятно, что стены были те же самые.

– Все было в лесах.

– То есть пытались сделать вид, что будет реставрация, чтобы не отдавать епархии.

– Да, как будто бы идут работы, леса стоят…

– За эти два десятилетия собор претерпел несколько реставраций. Я помню, мы учились в 90-е годы в Тобольской семинарии, там были побелены стены и полы. Потом в 2000-х опять была реставрация. Также вскрывались полы, был найден и ряд святынь. Что сейчас представляет собой Софийский собор? Какие святыни там почивают? – Обретены и почивают открыто мощи двух сибирских святителей. Это местночтимый архиепископ Варлаам, который больше всех был на кафедре. И митрополит Антоний, который заступил на кафедру после святителя Филофея в 1727 году.

– Когда производились раскопки в Софийском соборе, там были перезахоронены и останки других святителей – или, может, я неправильно говорю: святитель – это уже когда канонизирован; если еще не канонизированы, то правильнее сказать – останки правящих владык. Они сохранились, я знаю место, где они находятся.

– В крипте, под архиерейской кафедрой. Там находится почивальня.

– Причем имена были найдены. Помню, как-то ожидал приема у владыки и в его кабинете увидел табличку, найденную в Софийском соборе. Там была надгробная эпитафия: «Темже всяк, зрящ на гроб его, рцы усты своими: «Упокой, Господи, душу его со святыми»». Кому-то была написана эта эпитафия. Получается, в Софийском соборе хоронили архиереев и известных сановных людей. Там и женщины были похоронены.

– Известен тобольский губернатор Алексей Михайлович Сухарев (ум. 1752 г.). Он был погребен в притворе северной стороны Софийского собора. Там же был погребен протоиерей Василий Кириллович Русанович. Еще две могилы не известны. Скорее всего, это были монахи. Над ними сделали мраморные саркофаги. Погребенные и ныне почивают на этом месте до всеобщего воскресения. Эти места особо чтимы.

– Мы знаем, что Петр Павлович Ершов погребен на Завальном кладбище в Тобольске. При проведении экскурсий его могила имеет большое значение. Там показывают храм Семи отроков, могилы известных людей. Кто из родственников сейчас придет на могилу Петра Ершова? Для наших современников всегда полезно почувствовать дух прошлых веков, осознать свою причастность предшествовавшим поколениям. Мне кажется, в Тобольске этого не хватает. Мне бы хотелось в рамках нашей передачи сказать о том, что, к сожалению, мы не имеем доступа к захоронениям Софийского собора. Или, может быть, не стоит тревожить останки? – Изначально они были погребены вдоль стены Софийского собора, была установлена специальная табличка. Она была утрачена. В настоящее время захоронения расположены по-иному. Как сделать лучше для памяти почивших наших предков – осмысление придет в дальнейшем.

– Из доступных для прихожан мощей в соборе только мощи святителя Иоанна и священномученика Гермогена. Рядом с гробом епископа Гермогена стоит камень, на котором изображена иконописно мученическая кончина святого – где владыку сбрасывают вместе с этим камнем в реку Туру. Если быть точнее, то это произошло на месте слияния Туры и Тобола. Тело священномученика было вынесено на берег. С таким камнем, наверное, не должно было вынести на берег? Это чудо Божие.

– Перед тем, как владыку Гермогена сбросили в реку, он благословил и своих убийц, и камень. Помолился Богу.

– Говорят, что когда ночью его вели на казнь, то сбросили в воду живым – не расстреляли перед этим, как других сотоварищей по несчастью в Покровском. Священника Петра Карелина и владыку Гермогена вывели на борт теплохода «Ока» и сбросили, привязав к ногам камень. У отца Петра Карелина камень был привязан к рукам. Говорят, что он пел «Христос воскресе из мертвых» или какоето церковное песнопение.

Его несколько раз ударили прикладом по лицу и выбили зубы, так что они раскрошились. Когда обретали мощи, то это была одна из характерных деталей. А как нашли этот камень – священномученика Гермогена? Точно ли это был тот камень, с которым он был брошен в реку? Первоначально его обрели крестьяне в Усолье. А в могилу тело положили вместе с камнем. Я пытался на карте найти, где это – Усолье? Есть такой населенный пункт – Усалка. Может быть, это и было Усолье?

– Вполне возможно.

– Отец Зосима, расскажите, как происходило обретение мощей епископа Гермогена. Когда было найдено его тело на берегу Тобола, оно было захоронено недалеко от села Усольское. Потом, спустя примерно полтора месяца, оно было перенесено в Тобольск и перезахоронено на месте первой могилы святителя Иоанна Тобольского.

– Да.

- Могила осталась пустая. А что такое могила? – некий склеп.

– Так хоронили пастырей. Обкладывали могилы кирпичом и делали свод полукругом: туда, в нишу, полагали гроб с телом, потом уже закрывали кирпичным сводом, засыпали землей и покрывали полом. В 2004 году, когда началась более основательная реставрация Софийско-Успенского собора, пришлось вскрывать полы. Сначала вскрыли в большом храме, потом уже перешли в придел. В августе 2005 года, когда копали рвы, около северной стены наткнулись на этот склеп. Когда его стали раскрывать, там, около склепа, обнаружили этот камень.

– Это там, где сейчас находится алтарь?

Нет, это ближе – там, где исповедуются. А там, где сейчас алтарь, когда-то была паперть – по сути дела, это был северный вход в Софийский собор. Потом паперть убрали и на ее месте сделали алтарь. – Если мы заходим в придел Иоанна Златоустого, то сначала идет один вход в главный храм, а дальше другой. И между ними?

– Да. Когда вскрыли гробницу, тонкий аромат наполнил храм. Этим запахом была пропитана вся обшивка у гроба. Когда встречали убиенного епископа Гермогена, то гроб как раз был такой формы. Сохранилась фотография: стоит народ, иподьяконы с рипидами, священники несут гроб. Вот этой формы гроб и виден был. А камень был рядышком с гробницей. По этому камню и определи, что это тот гроб…

– Мощи святителя Иоанна сейчас тоже покоятся в Софийско-Успенском соборе. Митрополита Иоанна Тобольского мы почитаем как чудотворца – всея Сибири чудотворца.

– Почитание святителя Иоанна началось давно. Чудеса, которые происходили от его мощей, были зафиксированы в начале ХХ века, как раз когда готовилась его канонизация. Было зафиксировано около 40 случаев исцелений.

– С конца 1970-х годов Вы уже были в Тобольске. Есть ли на Вашей памяти события, когда по молитве к святителю Иоанну люди получали помощь?

– По благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия у нас в соборе сейчас вновь, как до революции, заведена книга свидетельств о случаях помощи Божией через святителя Иоанна. Все желающие, кто получил благодатную помощь от святителя Иоанна, могут зафиксировать памятное для них событие. Недавно, в субботу, приезжала супружеская пара – Игорь и Елена, оба уже в возрасте. Они были здесь в 2016 году. У Игоря была четвертая степень рака желудка. В Тобольске он соборовался, исповедался, причастился. Поехал на обследование, и анализ не подтвердился. Если взять наш обычный день, то каждый раз мы берем благословение святителя Иоанна, когда бывает неспокойно на душе или когда предстоит какое-то дело. Мало ли какие есть духовные или житейские трудности. И святитель Иоанн незримо нам помогает.

Его присутствие всегда ощущается, особенно в дни его праздника. Как будто он рядом. Это реально видно и чувствуется духовно.

– Интересно, что святитель Иоанн ведь совсем недолго правил в Тобольске – три с небольшим года. Народ стал почитать его сразу после кончины, к нему обращались как к святому.

– Можно сравнить с тем, что мы где-то путешествуем по святым местам, ездим и чтим угодников, которые подвизались не только в России, но и во всем мире – в Иерусалиме, на Кипре, в Греции, Киеве, Троице-Сергиевой Лавре. Когда у нас на кафедре был епископ Максим, то он говорил: «Вот, мы чтим Киево-Печерских святых, а один из них почивает перед вами». Можно здесь им помолиться. Можно, конечно, и в Киев съездить, но и здесь тоже один из киевских святых. Святителя Иоанна почитают и на Украине – в Чернигове, Нежине.

– Что можно сказать о святителях, мощи которых находятся в приделе Софийско-Успенского собора, – Антонии Стаховском и Варлааме Петрове? У последнего брат был митрополитом Санкт-Петербургским – Гавриил Петров. Мощи этих двух святителей тоже нашли в период, когда в 2000-х годах делали реставрацию.

– Они были известны по святости своей жизни. Сохранился диптих 1970-80-х годов. Там крестиком отмечено: Нектарий – святой, Антоний – святой, Варлаам – святой. Народная память их уже почитала.

– То есть формальной канонизации не было?

– Да, они были почитаемы за свою жизнь как местночтимые подвижники.

– Князя Владимира никто никогда не канонизировал. Не было формальной канонизации. А он равноапостольный. Строго по правилам у нас канонизированы митрополит Иоанн Тобольский и епископ Гермоген. А кто еще почитается у нас как местночтимый святой?

– Митрополит Тобольский Павел Конюскевич. Его мощи сейчас почивают нетленными в Киево-Печерской Лавре. Он написал прошение с просьбой отправить его в родное место его первых монашеских подвигов – Киево-Печерскую Лавру. Екатерина II удовлетворила его прошение. Был конфликт со светскими властями, и, чтобы он дальше не разгорался, митрополит Павел решил так мудро поступить.

– В чем разница между общецерковным прославлением и местночтимым почитанием? Или это условная разница?

– Все начинается с низов, с народа, потом уже все утверждается высшей церковной властью. Все дело времени.

– Вы возглавляете комиссию по канонизации святых нашей епархии. У нас ведь много мучеников, расстрелянных в советское время. Идет работа, чтобы их причислить к лику святых? У нас есть человек в епархии, который занимается исследованием архивных документов по новомученикам, – Галина Викторовна Коротаева.

– Эта история благословенна, все наши усилия направлены к этому.

– …Как Вам запомнились годы восстановления семинарии? В 1989 году было принято решение о возрождение Тобольской духовной семинарии. Образовалась отдельная Тобольско-Тюменская епархия (бывшая раньше в составе Омско-Тюменской). Уже завершалась история СССР. Чем Вам запомнился этот период?

– Всегда перемены что-то несут с собой. Все зависит от человека. Он может приспособиться к любым условия. Тут дело еще в системе воспитания. В то время не было такой вседозволенности, как сейчас. Люди были больше сосредоточены в себе.

– По опросам 80% страны считают себя православными, в большинстве своем они крещеные. Если бы такой опрос проводили в 80-е годы, то цифра была бы совсем другая. Изменилось ли наше общество в лучшую сторону?

– Человек сам для себя определяет, куда идти. Сейчас есть доступность буквально до всего. Раньше люди сохранялись в определенном кругу.

– Вы же духовник епархии, исповедуете священников и мирян…

– Что бы мы ни говорили, но тайна человеческой души – очень сокровенная вещь. Возьмем пророка Илию. Казалось бы, он имел дар Духа. Говорил: «Господи, жертвенники Твои разрушили, священников Твоих убили, остался я один, и ищут моей души». Господь ему говорит: «Осталось еще семь тысяч». Тогда население было, может быть, не больше миллиона по всей Палестине. Господь Сам считает и знает этих людей. Мы не можем проникнуть в глубину человеческой души и сказать, что этот такой-то, а этот такой-то. Это тайна Божия.

– Люди стали жить богаче, но говорят, что плохо живем. Им все не хватает, постоянно осуждают и мало обращают внимание на себя. У меня возникает тревога: мы крестим людей, служим. Количество прихожан увеличивается, но обстановка в обществе не улучшается. Совершается ли Божье дело?

– Да, конечно. Рост заметен. Это тайна Божественного промысла. Господь знает Своих. Мы можем не знать, а Он знает.

– В 1999 году мы снимали фильм о первом крестном ходе с Абалакской иконой Божией Матери из Абалака до Тобольска. Я тогда был оператором. Этот фильм сейчас доступен в интернете. Расскажите об этом крестном ходе и о почитании Абалакской иконы.

– Когда вторая экспедиция Данила Чулкова пришла в Сибирь, то был основан город Тобольск. На Абалацком погосте была построена церковь Преображения Господня. В 1636 году она уже была ветхая.

В один из дней июля благочестивой вдовице Марии произошло явление Божией Матери. Она явилась в Абалаке на воздухе с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской. Трижды Она являлась ей в Абалаке, пока вдовица не сказала об этом духовнику. Когда она пошла в Тобольск к архиепископу Нектарию, икона явилась ей в четвертый раз, в районе Панина бугра. Женщине показали несколько типов икон. Мария указала на Новгородскую, где Богородица предстоит с воздетыми кверху руками и у Нее посередине диск с изображением Богомладенца Христа. Это икона «Знамения» Новгородская. Архиепископ дал благословение, чтобы исполнили повеление Божией Матери построить новую церковь.

Тут же заказали икону протодиакону Матфею. Болящий Евфимий, заказавший на свои средства написание иконы, почувствовал выздоровление. В 1637 году он сам принес освящать икону архиепископу Нектарию. Архиепископ увидел такое чудо, что расслабленный исцелился, и снарядил крестный ход. Так икону понесли в Абалак. И тут произошло новое чудо – слепая девица прозрела.

В 1665 году дожди заливали всю растительность, и архиепископ Корнилий благословил принести с Абалака эту икону. Ее принесли в Тобольск, где был отслужен молебен. Небо прояснилось, просияло солнце – посевы были спасены. Жители были спасены от голодного года.

Крестный ход совершается в наши дни накануне праздника святителя Иоанна. Первый этап: от Абалака до Иоанно-Введенского монастыря, второй – от Иоанно-Введенского монастыря до Софийско-Успенского собора Тобольска. По дороге читают акафист, специально составленный в честь этой иконы. Нужно сказать, что та икона, которая была написана протодиаконом Матфеем, была утрачена в годы гражданской войны. Но сохранилось много списков с этой иконы в разных местах.

– Есть еще Тобольская Казанская икона Божией Матери. Она чем-то похожа на Чимеевскую.

– Икона, несомненно, первой половины XVIII века, и с Чимеевской она почти ровесница. Икона – это связь с иным миром. Бытийно она соединена с первообразом. Когда народ обращается к ней в своих радостях и горестях, тогда икона живет.

– Что бы Вы могли посоветовать паломникам, которые посещают Тобольск? Как правильно сформировать паломнический маршрут?

– Вначале следует поклониться святителю Иоанну, посетить все святыни Тобольского кремля. В музее Дома наместника есть портрет святителя Иоанна, написанный при его жизни. Этот портрет был торцевой частью гроба, так называемая парсуна. Можно посетить храм Семи отроков на Завальном кладбище. Там много старинных икон, древний чугунный пол. Это таинственное место Божьего присутствия – там ты как будто попадаешь в другой мир.

– В 1930-е годы была расстреляна значительная группа священнослужителей. Они были захоронены на территории Завального кладбища. Это место так и не найдено?

– Оно обозначено большим крестом. Находится примерно рядом с храмом, метрах в 20-30. Там сделано большое пятиметровое надгробие: архиепископ Алексей, архиепископ Артемий, священники Василий, Александр, игуменья Ангелина, сторож Александр (его потомки живут в Тобольске)… Сейчас отреставрирован храм Петра и Павла, открыт Воскресенский храм (он же – Захарии и Елисаветы), храм Андрея Первозванного, храм Архангела Михаила под горой.

– В нижнем городе почти год в ссылке находилась царская семья. Там нет храма, посвященного страстотерпцам, но обустроен музей – в доме, в котором они жили. В Тобольске они, хоть и были в заточении, тем не менее пользовались определенными возможностями в рамках ограниченной территории. Сейчас идет 2017 год… 19 августа 1917 года царская семья прибыла на пароходе «Русь» в Тобольск. Пароход причалил к тобольской пристани, откуда они отправились в Губернаторский дом.

– Сейчас идет реставрация Губернаторского дома. Его сделают так, как было при государе императоре: кабинет, рядом домашняя церковь, поставят временный иконостас. – Есть в этом Божий промысел. Владыка Гермоген был отстранен от Саратовской кафедры, от присутствия в Синоде, потому что выступал против Григория Распутина, против его влияния на царскую семью. После Февральской революции его отправили в Тобольск. Спустя несколько месяцев туда же отправляется и царская семья.

Возможно, владыка мог быть обижен на царя, но получилось совсем наоборот. До царя его не допускали, но существует мнение, что он хотел освободить царя. На Вербное воскресенье он организовал крестный ход, а большевики представили это как мятеж против власти. Получилось, что царь и владыка сблизились здесь и территориально, и духовно. Оба были сыны России и вынесли сполна все, что принесла нашей стране гражданская война.

Говорят, что в это время Абалакскую икону приносили в Тобольск и царская семья перед ней молилась. Вы долгое время были наместником Абалакского монастыря. Что здесь могут посетить паломники?

– Какой монастырь был (до реставрации, в советский период) и какой он есть – это небо и земля. Все храмы действуют, везде совершаются богослужения.

Построили новый храм в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Там находятся останки, найденные при строительных работах. Здесь размещалась пересыльная тюрьма. В ней был на пересылке Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский).

Расписали храм святителя Николая, храм преподобной Марии Египетской. При монастыре есть гостиница. По дороге в Абалак можно посетить Иоанно-Введенский женский монастырь.

– К сожалению, наше эфирное время подошло к концу. Действительно, сегодня возрождены многие святыни нашего края. И у паломников есть благоприятная возможность помолиться у мощей сибирских подвижников на месте их духовных подвигов, посетить древние сибирские обители, полюбоваться красотой Тобольского кремля. Но это, безусловно, было бы невозможно без тяжелого самоотверженного труда священников и церковных работников, кому довелось жить в Церкви и трудиться 20, 30, 40 лет назад.

Благодарим Вас, дорогой отец Зосима, за то, что поделились с нами своими воспоминаниями об этой эпохе церковного возрождения. Того возрождения, непосредственным участником которого и Вам, по промыслу Божию, довелось стать.

Спаси Вас Господи!

С архимандритом Зосимой
(Гор шуновым )
беседовал ответственный редактор
«Сибирской православной газеты»
протоиерей Григорий МАНСУРОВ

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.