ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над баснями И.А.Крылова

В марте 1808 года Иван Андреевич Крылов написал басню «Обезьяны». Будучи искренним патриотом, он неодобрительно относился к увлечению высшего света всем французским: французские гувернеры, французский язык, французские повара, французская кухня.

Написанная как предостережение, басня «Обезьяны» оказалась пророческой. Пришлось недолго ждать: в 1812 году французская армия напала на Россию, неся разорение, опустошение, страдание и смерть нашему народу. Если легкомысленная элита почти вся спасалась бегством, то простой русский народ был обречен на страдания и лишения. Да и простым французам не позавидуешь.

С веками в странах сложились элиты, которые, можно считать, стали «выродками» от народа. Именно они, прикрываясь пустой, а порой и лживой риторикой, разжигают конфликты и развязывают войны, а основному истреблению и страданию подвергается простой народ, попавший в их идеологические «силки».

Давайте вчитаемся в слова басни «Обезьяны» и увидим, что предостережение Ивана Андреевича Крылова о вреде чрезмерного увлечения чужеродным актуально во все времена.

ОБЕЗЬЯНЫ


Когда перенимать с умом, тогда не чудо
И пользу от того сыскать;
А без ума перенимать,
И Боже сохрани, как худо!
Я приведу пример тому из дальних стран.
Кто обезьян видал, те знают,
Как жадно все они перенимают.
Так в Африке, где много обезьян,
Их стая целая сидела
По сучьям, по ветвям на дереве густом
И на ловца украдкою глядела,
Как по траве в сетях катался он кругом.
Подруга каждая тут тихо толк подругу,
И шепчут все друг другу:
«Смотрите-ка на удальца;
Затеям у него так, право, нет конца:
То кувыркнется,
То развернется,
То весь в комок
Он так сберется,
Что не видать ни рук, ни ног.
Уж мы ль на все не мастерицы,
А этого у нас искусства не видать!
Красавицы-сестрицы!
Не худо бы нам это перенять.
Он, кажется, себя довольно позабавил;
Авось уйдет, тогда мы тотчас…» Глядь,
Он подлинно ушел и сети им оставил.
«Что ж», говорят они: «и время
нам терять?
Пойдем-ка попытаться!»
Красавицы сошли. Для дорогих гостей
Разостлано внизу премножество сетей.
Ну в них они кувыркаться, кататься,
И кутаться, и завиваться;
Кричат, визжат – веселье хоть куда!
Да вот беда,
Когда пришло из сети выдираться!
Хозяин между тем стерег
И, видя, что пора, идет к гостям
с мешками,
Они, чтоб наутек,
Да уж никто распутаться не мог:
И всех их побрали руками.

Конечно, «перенимать с умом» может быть делом полезным, но только тогда, когда это гармонично, без насилия воспринимается в обществе. Зачастую мы видим, как чуждые модели, чуждые манеры насильственно навязываются сверху в экономике, в образовании и особенно в культуре. Примеров тому в отечественной истории немало. Петр I разрушил многовековую иерархическую структуру Русской Православной Церкви, упразднив патриаршество. Он насильственно вводил в армии западноевропейскую форму одежды, парики. Правители и правительницы с западной ментальностью и моралью погрузили свой двор в утехи и развлечения на западный манер.

Элита теряла связь с простым народом. В XX веке увлечение западничеством ввергло Россию в смуту и привело к власти воинствующих безбожников, за десять лет разграбивших и разоривших святыни народа, которые созидались на протяжении десяти столетий. Западный идейный продукт насильственно навязывался в нашем Отечестве. В Европе католицизм породил протестантизм с признаками постепенного упадка духовности. На этой почве развивались теории капитализма, социализма, коммунизма, атеизма и сатанизма. Впоследствии все эти «измы» стали насаждаться и в нашем Отечестве.

И в нашем обществе нашлись те, кто, потеряв духовные и исторические ориентиры, перенимал западную мораль, западные принципы жизни и т.п. «без ума», не различая «премножество сетей». Сегодня мы видим «веселье хоть куда! Да вот беда», многие из нас утратили знание о своих православных корнях, потеряли свое нравственное достоинство.

Вспомним, друзья. С принятием христианства в X веке стала качественно меняться жизнь славян. Они получили письменность, и было положено начало образованию. Первыми книгами были книги Священного Писания, или слово Божие. Это было человеколюбивое слово Самого Бога к людям. В духе любви к Богу и людям сплотились славянский народ и народы, веками живущие вместе со славянами. Так человеколюбивый дух христианства был положен в основу формирования государственности Руси, а впоследствии и великой России. На благодатной почве Православия в народе возрастала духовность, нравственность, самобытность и культура. При этом греховные и эгоистические проявления природы человека врачевались благотворным влиянием Русской Православной Церкви, благодаря которому наше Отечество многократно было спасено от погибели, а наш православный народ – от полного истребления и потери самобытности и суверенитета. В каждом столетии наш народ подвергался внешней агрессии и попыткам завоевания, но дух народа был непобедим. Так, преодолевая все испытания и нападки, наша страна из века в век укреплялась, сплачивалась и расширялась территориально.

Но вот пришел XX век, век богоборчества и воинствующего атеизма. В нашей стране нашлись предатели тысячелетней духовной традиции. Пораженные греховным эгоизмом, используя ложь, силы зла стали насаждать человеконенавистнический дух вражды и разделения. Так простодушный и доверчивый народ запутался в этом множестве сетей лицемерия и обмана и стал рабом греховных заблуждений, порождающих распри и раздоры.

Сегодня, пока не поздно, мы должны отрешиться от «множества сетей» чуждой идеологии, беспечного легкомыслия и, прозревая, встать на путь духовного возрождения, на спасительный путь возвращения в ограду Русской Православной Церкви.

+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.