В марте 1808 года Иван Андреевич Крылов написал басню «Обезьяны». Будучи искренним патриотом,
он неодобрительно относился к увлечению высшего света всем французским: французские гувернеры,
французский язык, французские повара, французская кухня.
Написанная как предостережение, басня «Обезьяны» оказалась пророческой. Пришлось недолго ждать: в 1812 году французская армия напала на Россию, неся разорение, опустошение, страдание и смерть
нашему народу. Если легкомысленная элита почти вся спасалась бегством, то простой русский народ был обречен на страдания и лишения. Да и простым французам
не позавидуешь.
С веками в странах сложились элиты,
которые, можно считать, стали «выродками» от народа. Именно они, прикрываясь
пустой, а порой и лживой риторикой, разжигают конфликты и развязывают войны, а
основному истреблению и страданию подвергается простой народ, попавший в их
идеологические «силки».
Давайте вчитаемся в слова басни «Обезьяны» и увидим, что предостережение Ивана Андреевича Крылова о вреде чрезмерного увлечения чужеродным актуально во
все времена.
ОБЕЗЬЯНЫ
Когда перенимать с умом, тогда не чудо
И пользу от того сыскать;
А без ума перенимать,
И Боже сохрани, как худо!
Я приведу пример тому из дальних стран.
Кто обезьян видал, те знают,
Как жадно все они перенимают.
Так в Африке, где много обезьян,
Их стая целая сидела
По сучьям, по ветвям на дереве густом
И на ловца украдкою глядела,
Как по траве в сетях катался он кругом.
Подруга каждая тут тихо толк подругу,
И шепчут все друг другу:
«Смотрите-ка на удальца;
Затеям у него так, право, нет конца:
То кувыркнется,
То развернется,
То весь в комок
Он так сберется,
Что не видать ни рук, ни ног.
Уж мы ль на все не мастерицы,
А этого у нас искусства не видать!
Красавицы-сестрицы!
Не худо бы нам это перенять.
Он, кажется, себя довольно позабавил;
Авось уйдет, тогда мы тотчас…» Глядь,
Он подлинно ушел и сети им оставил.
«Что ж», говорят они: «и время
нам терять?
Пойдем-ка попытаться!»
Красавицы сошли. Для дорогих гостей
Разостлано внизу премножество сетей.
Ну в них они кувыркаться, кататься,
И кутаться, и завиваться;
Кричат, визжат – веселье хоть куда!
Да вот беда,
Когда пришло из сети выдираться!
Хозяин между тем стерег
И, видя, что пора, идет к гостям
с мешками,
Они, чтоб наутек,
Да уж никто распутаться не мог:
И всех их побрали руками.
Конечно, «перенимать с умом» может
быть делом полезным, но только тогда, когда это гармонично, без насилия воспринимается в обществе. Зачастую мы видим,
как чуждые модели, чуждые манеры насильственно навязываются сверху в экономике, в образовании и особенно в культуре. Примеров тому в отечественной истории
немало. Петр I разрушил многовековую иерархическую структуру Русской Православной Церкви, упразднив патриаршество. Он
насильственно вводил в армии западноевропейскую форму одежды, парики. Правители и правительницы с западной ментальностью и моралью погрузили свой двор в
утехи и развлечения на западный манер.
Элита теряла связь с простым народом. В XX веке увлечение западничеством ввергло
Россию в смуту и привело к власти воинствующих безбожников, за десять лет разграбивших и разоривших святыни народа,
которые созидались на протяжении десяти
столетий. Западный идейный продукт насильственно навязывался в нашем Отечестве. В Европе католицизм породил протестантизм с признаками постепенного упадка духовности. На этой почве развивались теории капитализма, социализма, коммунизма, атеизма и сатанизма. Впоследствии
все эти «измы» стали насаждаться и в нашем Отечестве.
И в нашем обществе нашлись те, кто, потеряв духовные и исторические ориентиры, перенимал западную мораль, западные принципы жизни и т.п. «без
ума», не различая «премножество сетей».
Сегодня мы видим «веселье хоть куда! Да
вот беда», многие из нас утратили знание о
своих православных корнях, потеряли свое
нравственное достоинство.
Вспомним, друзья. С принятием христианства в X веке стала качественно меняться жизнь славян. Они получили письменность, и было положено начало образованию. Первыми книгами были книги Священного Писания, или слово Божие. Это было
человеколюбивое слово Самого Бога к людям. В духе любви к Богу и людям сплотились славянский народ и народы, веками
живущие вместе со славянами. Так человеколюбивый дух христианства был положен в основу формирования государственности Руси, а впоследствии и великой России. На благодатной почве Православия в
народе возрастала духовность, нравственность, самобытность и культура. При этом
греховные и эгоистические проявления природы человека врачевались благотворным
влиянием Русской Православной Церкви,
благодаря которому наше Отечество многократно было спасено от погибели, а наш
православный народ – от полного истребления и потери самобытности и суверенитета.
В каждом столетии наш народ подвергался
внешней агрессии и попыткам завоевания,
но дух народа был непобедим. Так, преодолевая все испытания и нападки, наша страна из века в век укреплялась, сплачивалась
и расширялась территориально.
Но вот пришел XX век, век богоборчества и воинствующего атеизма. В нашей
стране нашлись предатели тысячелетней духовной традиции. Пораженные
греховным эгоизмом, используя ложь, силы зла стали насаждать человеконенавистнический дух вражды и разделения.
Так простодушный и доверчивый народ запутался в этом
множестве сетей лицемерия и
обмана и стал рабом греховных заблуждений, порождающих распри и раздоры.
Сегодня, пока не поздно, мы должны отрешиться от
«множества сетей» чуждой идеологии, беспечного легкомыслия и, прозревая, встать на путь духовного возрождения, на спасительный путь
возвращения в ограду Русской Православной Церкви.
+ М.Д.
|