ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Выбирать профессию с детства

Сейчас многих родителей особенно волнует проблема профессиональной ориентации детей. При ее решении основное внимание часто уделяется не выбору конкретной профессии, а вопросам, связанным с поступлением в вуз и получением высшего образования. Как следует поступать в данной ситуации и на что обращать внимание в первую очередь, рассказывает Самохин Юрий Семенович, доцент, кандидат педагогических наук, преподаватель Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова, учитель географии.

В разговоре на эту тему мне хотелось бы обозначить основные проблемы, связанные с профессиональной ориентацией детей и подростков, и дать некоторые рекомендации, которые помогут родителям и детям в решении этого вопроса.

Главный и основной критерий при выборе профессии – она должна приносить радость. Наверное, самая сложная задача – найти ту самую сферу, которая будет интересна ребенку. С одной стороны, это методологический вопрос, а с другой – духовный, требующий совестливого и внимательного подхода. Первоначально при его решении основная ответственность ложится на родителей. С раннего детства необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в разных областях. Например, в некоторых семьях есть такая практика, когда детей отдают сразу в несколько разных кружков или студий. Конечно, при их выборе следует учитывать желания самого ребенка. Но также надо понимать, что, если не прикладывать определенных усилий – заниматься с ребенком, расширять его кругозор, предлагать ему чем-то заняться и в этом случае иногда даже настоять на своем, – маловероятно, что он сам попросится в какой-нибудь кружок. В связи с этим, родителям надо сознательно организовывать ребенку позитивную практическую деятельность.

Безусловно, в вопросе расширения кругозора и поиска занятия по душе важно следить за внутренним состоянием ребенка, стараться разглядеть его склонность к чему-либо, но самое главное – не ломать его природу. Если ребенок категорически не хочет чем-то заниматься, то ни в коем случае нельзя его к этому принуждать.

Другое дело, когда ребенок вообще ничем не хочет заниматься. На мой взгляд, это ненормально. Скорее всего, в такой ситуации были допущены определенные ошибки при воспитании, или же у самого ребенка есть серьезные психологические проблемы, решать которые лучше с помощью специалиста.

Также часто на желание или нежелание ребенка чем-то заниматься и его интерес к самому предмету влияет личность руководителя. Чтобы получить целостную картину, этот факт тоже необходимо учитывать. Но в большинстве случаев, особенно в дошкольные и ранние школьные годы, курс развития ребенка формируют в основном родители или бабушки и дедушки, которые часто их заменяют.

Настоящее искусство воспитания заключается в том, чтобы позволить ребенку развиваться в рамках своей природы, но при этом заложить в нем основы для будущей успешной и приносящей радость профессиональной практики – трудолюбие, любознательность, терпение, целеустремленность, выдержку. В этом случае он не чувствует на себе давления родителей и даже при занятости ощущает себя свободным.

Есть один интересный феномен. Он называется «Феномен свободного времени» и заключается в следующем: если у ребенка в неделю больше 20 часов свободного времени (а это примерно 3 часа в день), то у него происходит психологический слом. Он проявляется так – ребенок вдруг резко хочет увеличить это время. Не то чтобы он начинает хулиганить, нет. Он просто хочет, чтобы его никто не трогал. Например, сначала он имитирует выполнение уроков дома, потом учебу в школе. Всячески стремится избежать посещения занятий. В итоге он все-таки с горем пополам осваивает школьную программу. Но после, когда необходимо активно готовиться к поступлению в вуз, ребенок уже выпадает из этой деятельности. Ему уже сложно понять, чем он вообще хочет заниматься, потому что у него просто отсутствует желание работать.

Чтобы этого избежать, взрослым нужно создать такую атмосферу, когда ребенок практически все время чем-то занят и у этих занятий есть результат. Главное – приучить ребенка работать, так как любая профессия потребует от него определенных усилий. Также, повторюсь, ребенка надо не только контролировать и заполнять его время разными видами деятельности, но и заниматься с ним лично, в частности, читать вслух. Чтение – один из важных факторов, который способствует его развитию. Так, для первоклассников нормой считается 90 слов в минуту, а у третьеклассников она уже должна составлять 150 слов в минуту. Это скорость обычной разговорной речи. Если ребенок не освоит этот необходимый минимум, то в дальнейшем он будет испытывать трудности в процессе обучения. У студентов скорость чтения, если говорить о какой-нибудь учебной литературе, может доходить до 400 слов в минуту. В противном случае молодому человеку будет сложно успешно осваивать вузовскую программу.

Что касается вузов, следует обратить внимание на одну деталь. Сейчас есть тенденция, когда людям в разных сферах стараются предложить пассивный вариант действия. Например, сегодня существует огромное количество возможностей взять финансовый кредит. Мораль проста – возьми сейчас, а думать, как отдавать, будешь потом. Так же и здесь. Многие высшие учебные заведения стараются привлечь к себе как можно больше абитуриентов, не задумываясь об их дальнейшем трудоустройстве. И детей приучают к тому же – сначала поступи, реши проблему сейчас, а думать будешь потом. В результате формируются такие ментальные установки, которые противоречат задачам профориентации. Это в корне неправильно..

В идеале выбирать направление будущей деятельности следует задолго до поступления в вуз. Как я уже сказал, главный критерий – это интерес самого ребенка к своей возможной профессии. Далее следует учитывать ее безопасность для здоровья. В первую очередь это касается таких сфер, как профессиональный спорт, различные виды производства. В тех случаях, когда есть подобные риски, труд должен хорошо оплачиваться и обеспечивать социальные гарантии. Если этого нет и это не вынужденное решение – когда просто может не быть другого места работы, как в некоторых маленьких городках, – то лучше поискать что-то другое. Важно сказать, что в принципе любой труд должен достойно оплачиваться. Конечно, у всех разные представления о том, что такое нормальная зарплата, и это не главный критерий, но все же на него тоже надо обращать внимание. Профессия должна приносить доход. Здесь также необходимо учесть и сами затраты на освоение профессии – обучение, практику, легкость или сложность трудоустройства. Затем идет критерий, связанный с профессиональным ростом, – выбранная профессия должна обеспечивать возможность карьеры. Следует пояснить, что рост может быть административным или творческим, и тут важно учесть личность ребенка: кто он – деятель или созерцатель. Рассматривая ее черты, можно понять, какой вариант для него будет наиболее подходящим. Но независимо от характера человека, любая работа должна иметь диапазон принятия нестандартных решений – то есть содержать в себе элемент творчества. Если он отсутствует, маловероятно, что такая работа будет радовать. Также ребенок должен чувствовать себя автономным в своем выборе. Например, если мы говорим о карьере в командных видах спорта, ребенку нужно осознать, что если вдруг возникнут непредвиденные обстоятельства, то он сможет устроиться тренером. И, наконец, наиболее труднодостижимая задача при выборе вида деятельности – это осознание своей миссии. Человеку важно чувствовать, что он не только делает что-то хорошее для себя, но и служит стране, людям, Богу.

Чтобы учесть наибольшее количество из перечисленных выше критериев, родителям нужно уметь посмотреть на своего ребенка отстраненно. К сожалению, часто мамы и папы стремятся через детей воплотить свои нереализованные мечты или побороть комплексы, что мешает им быть объективными.

Особенно сильно это сказывается на первом ребенке и также имеет место, хотя и в меньшей степени, при воспитании следующих. Здесь – как в известной сказке: «Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак…» Только в итоге царство досталось именно младшему сыну. Отсюда вывод, что ко всем детям надо относиться «как к третьему ребенку», то есть не быть крайне заинтересованными в их будущем. В этом случае родители обычно не стремятся к самореализации через детей, а просто радуются возможности их любить и наслаждаться общением с ними.

Записала Александра ПОПОВА.
Образовательный портал «Слово»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.