Когда наша старшая дочь Варя пошла в
школу, я сделала страшную ошибку, которую
исправляю до сих пор. Я заявила ей, что
я была отличницей и того же жду от нее.
Первые пару лет все было нормально.
Она прекрасно училась, отчитывалась о своих успехах, все мы радовались ее пятеркам,
гордились и т.д. Я даже не проверяла ее тетрадки, не говоря уже о том, чтобы заглянуть в электронный дневник.
Но однажды я взяла какую-то ее тетрадь,
полистала и увидела закрашенную карандашом тройку.
«Варя, это что?» – строго спросила я.
Дочка заплакала и призналась, что боялась,
что я узнаю и буду ее ругать. Ладно бы четверка, но тройка! «Ты же сказала, что я
должна быть отличницей!»
Моя дочка боялась сказать мне, что у нее
что-то не получилось в школе, понимаете?! Я
сама, своими руками выстроила между нами
эту стену страха и недоверия. И к чему бы
это в итоге привело, не рискну даже представить, не пролистай я ту злосчастную тетрадь.
Честно говоря, в тот момент я даже растерялась и не знала, что делать. Я просто
ее обняла, сказала, что люблю, и попросила мне больше никогда не врать. И не бояться. И ушла в другую комнату – думать.
И плакать.
А думала я о том,
что я плохая мать и
сделала все не так. И
вспоминала…
Когда Варе было
года два, в нашем
доме из окна выбросился молодой человек. И погиб. Он был
не отсюда. Просто зашел в подъезд, чтобы вот так покончить
с собой. Я знала подробности этой истории,
потому что работала
тогда журналистом и
собиралась делать об
этом материал. Но в
последний момент газета решила не публиковать. Хотя это не важно. Суть в том, что
он, отличник и гордость семьи, не поступил
в институт и боялся сказать об этом родителям. Предпочел умереть.
«Вот у меня никогда так не будет, – думала я тогда. – Что это за родители такие».
Да… А Варя плакала, закрашивала тройку и боялась мне о ней сказать…
Вспоминала, как сын знакомых попал в сумасшедший дом, потому что папа с мамой
требовали от него пятерок, успехов, грамот, великого будущего и чтобы им не было за
него стыдно. В итоге нервы и психика парня просто не выдержали. А самое страшное, что он не хотел возвращаться из «дурки» домой. Потому что, как он признавался
потом, лишь там он смог вздохнуть спокойно, потому что в больнице от него не требовали быть чьей-то гордостью и достигать
каких-то высот. И не нужно было получать
пятерки, чтобы его любили.
«И так у меня никогда не будет», – была
уверена я.
А моя Варя плакала, закрашивала тройку и переживала, что не сможет стать отличницей, как мама… Как ее дурная мама!
«Да, Варя, твоя мама была в школе отличницей. И институт закончила с красным
дипломом. Но самый главный свой экзамен
– на умение быть хорошей матерью – она
сдала на твердую двойку… Да какую там
двойку! На кол!»…
Нет, это я говорила не ей, а себе. И понимала, что нам теперь очень многое нужно
исправить. И в первую очередь мне – в себе.
Я вспоминала, как волновалась она перед каждой контрольной. Теперь я знала – почему. Как переживала из-за четверок… И это было неправильное, нездоровое переживание.
Не думайте, я не любила ее меньше из-за
этих четверок и уж тем более из-за этой закрашенной тройки. А в тот момент мне казалось, что я люблю ее даже больше, чем
всегда. Мне было так ее жалко, до слез! И
вы не представляете, как я ненавидела себя!
Я же точно такая, как те родители, чей
сын выбросился из окна. И ничем не лучше
тех, чей оказался в больнице. И я уверена,
что те люди не были плохими, они просто
хотели как лучше. Мы все хотим как лучше,
но порой делаем это очень неправильно.
Я сама, желая как лучше, своими руками, делаю несчастным своего ребенка.
Сама! Мою хорошую, любимую девочку! Которая моя первая помощница дома и так
старается угодить, поддержать, облегчить мою «многодетную» жизнь.
Как легко сделать ошибку и
как сложно бывает ее исправить.
Я много-много раз потом говорила ей, что люблю ее не за оценки,
да вообще не за что-то, и всегда
буду любить, что бы ни случилось!
И что – ну ее, эту «отличницу».
Главное не пятерки. Главное – стараться, делать все, что в твоих силах, чтобы совесть была спокойна.
А там будь что будет.
Я видела, что Варя сначала все
равно волновалась, когда получала четверки (четверки!!!). А потом
был момент, когда она расслабилась и решила, что эта моя «смена парадигмы» означает, что можно и «подзабить» на учебу, потому
что мама «все осознала» и ей за это ничего не будет.
К четвертому классу, слава Богу, все
выправилось. Ну есть у нас парочка четверок, ну и что… Варюша даже как-то сказала мне: «Мама, помнишь, я боялась, что ты
расстроишься, если я не буду отличницей?
Помнишь? Мне тогда так тяжело было учиться! Я думала только об отметках! А когда
мы с тобой поговорили, мне стало так легко и интересно в школе! Представляешь?..
И когда я вырасту, я хочу стать учителем
начальных классов!»
Правда, недавно у нас были эти ГИА (или
ЕГЭ) в конце четвертого класса, смысл которых мне, честно говоря, непонятен. Как непонятно многое в нынешней школьной программе. Варя очень волновалась перед каждым экзаменом и все спрашивала: «А если
я не сдам, меня не переведут, да?» Вот зачем маленьким детям вся эта нервотрепка, объясните?
А позавчера в Вариной школе был выпускной. Вручали грамоты отличникам. И в
конце ко мне по очереди подошли несколько человек и удивленно спросили: «А что,
Варя разве не отличница?» «Нет, не отличница!» – ответила я. И с внутренним облегчением поняла, что мне совсем из-за это-
го не обидно. У меня прекрасная, умная,
добрая девочка, и главное, чтобы она была
счастлива.
Правда, Варя все это слышала и потом
спросила меня: «А что, это очень плохо, что
я не отличница?» (видимо, та моя ошибка
все же глубоко в ней засела). «Нет, не плохо. Главное, что ты старалась, доченька!»…
В сентябре идет в школу наша вторая
дочка, Соня. Я так надеюсь не повторить с
ней таких ошибок… И так боюсь их повторить… Но главное – я поняла, что ругать
за оценки нельзя. Нужно любить, помогать,
поддерживать, верить в ребенка, в любого. И делать так, чтобы он верил в нас – в
маму и папу. А не боялся.
И еще об этих оценках… Кто-то пишет,
что их вообще не нужно ставить. Я не знаю.
Есть, наверное, дети, которым они необходимы. Необходимо что-то, что демонстрировало бы, чего они достигли или над чем
нужно работать.
Помню, в моем классе был мальчиктроечник по всем предметам, кроме математики и чего-то еще… В этом он был гений. Он решал задачи какими-то нереальными им же открытыми методами. За что
математичка тоже периодически в воспитательных целях «впаривала» ему тройбаны,
но она его обожала. И приводила в пример
отличникам. «Вот вы такие умные, все по
программе, все прилизано, а у него мозги!
Такие мозги! С подподвывертом! А у вас шаг
вправо-влево от программы – и все, потерялись». Он и поступил легко куда-то в математический.
А помню еще круглого двоечника. Это было в старших классах в Африке, в школе
при посольстве. Парень был вообще страшной городской шпаной и «родительским крестом». Но он «шарил» в технике таааак! Разбирал и собирал по запчастям не только
компьютер, но вообще технику любой сложности. К нему обращались за помощью все.
Что с ним стало потом, не знаю, мы уехали.
Я знаю точно, что отметки – не показатель. И к ним нужно менять наше, родительское, отношение.
Православие и мир
|