Епископ (позже архиепископ) Тобольский
и Сибирский (1913-1917) Варнава (Накропин)
|
Ровно сто лет прошло с тех светозарных дней, когда в Тобольске – духовной столице Сибири –
проходило прославление в лике святых митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна (Максимови-
ча). Журнал «Тобольские епархиальные ведомости» в 1916 году почти в каждом номере, в отделах
официальном и неофициальном, помещал статьи, связанные с этим событием.
Выдержки из этих статей дают возможность почувствовать воодушевление, переживания людей,
принимавших участие в неповторимом молитвенном и историческом событии.
«…Среди многих запечатленных моментов,
которые благочестиво пережиты паломниками
и свято будут храниться в памяти, были: эта
воистину «священная», любопразднственная,
светозарная, чисто пасхальная ночь с 9 под
10 июня и самый «сей нареченный и святый
день» светлого торжества прославления нового угодника Божия и чудотворца всея Сибири
Святителя Иоанна Максимовича.
…9 июня закончились все житейские попечения, вся суета земная, касавшаяся достодолжной подготовки к центральному акту
торжества – моменту прославления… Умолк
звон колоколов, который целые дни оглашал
стогны града Тобольского, при встрече то
крестных ходов, то прибывающих иноепархиальных владык.
Настала та особенная священная тишина,
какая обычно чувствуется в трепетном ожидании великого, важного события.
Соборная площадь обезлюдела.
…В городе все стихло, рано закрыты магазины. Только в Кремле шла кипучая работа по поливке огромной площади, спуска и
ведущих в Кремль ходов и выходов.
…Не прекращалась суетливая работа и в
главном распорядительном штабе торжеств,
в Архиерейском доме. Батюшки являлись к
владыке за благословением на участие в
предстоящих богослужениях. Всякому хотелось приобщиться к знаменательному историческому событию всецерковного прославления нового угодника Божия.
К чести епископа Варнавы нужно отнести, что он явил себя и здесь участливым
и отечески благопопечительным.
Духовенство соучаствовало в богослужениях торжества в таком огромном числе, которого я не наблюдал ни на одном из ранее
бывших таковых пяти торжеств.
…Вечером 9 июня благовест тысячепудового тобольского великана соборной колокольни призвал на великий пир веры в
честь и славу Святителя Иоанна.
Многие тысячи рук осенили себя крестным знамением в трепетном чувстве радости и великой благодарности Царю Небесному за осуществление благочестивого упования многих поколений тобольского верующего народа.
Огромная масса собравшихся богомольцев густыми рядами прильнула к двум центрам молитвенного торжества – к собору,
где почивают мощи Святителя Иоанна, и к
специально выстроенному павильону-церкви.
…От услуг войск губернатор отказался. В
Тобольске порядок поддерживали сотни две
стражников да «попечители» из народа, и порядок все время поддерживался образцово.
Народ не только площадь наполнял, но
стоял на крышах казенных и церковных зданий близлежащих.
Когда вся эта многотысячная масса богомольцев зажгла свечи (при пении «Хвалите» и обнесении раки с мощами новопрославленного Угодника вокруг всего кремля и
площади), то картина получалась буквально
неописуемого церковно-бытового благолепия.
Погода стояла тихая, теплая. Ни одна
свечечка не погасла, не мигала. На темном фоне народного моря эти десятки тысяч огоньков представлялись как бы рассыпавшимися и застывшими неподвижно в воздухе искрами разорвавшегося фейерверка.
…На всенощной обратили на себя внимание некие особенности службы, введенные
епископом Варнавой из чина Кавсокаливского скита на Афоне, а именно: после встречи
митрополита и архиереев все прочие уходят
в алтарь, а местный епископ Варнава остается среди церкви на архиерейской кафедре, облаченный в мантию, омофор и митру.
…Манера у Тобольского владыки оригинальная: он читает звучным сухим металлическим голосом, отрывочно с логическим
подчеркиванием важнейших по мысли и чувству речений, как бы беседуя с Богом и в
то же время внушая, вкладывая в душу молящихся ту или иную наставительную истину слова Божия.
Пение во время всех торжеств было простое и общенародное, во главе коего был
архиерейский хор, одетый в простые обывательские костюмы, почему получалось впечатление, что хора особого и нет в храме,
а поет вся церковь.
…Началось изнесение святых мощей из
собора, 200 лет хранившего под спудом этот
яркий светильник веры, поставляемый ныне
на «всецерковную подсвещницу». В сердцах
разлилась чисто-пасхальная радость о прославляемом новом угоднике Божием, молнией она блеснула по народному морю, и
песнь величания, подобно «дыханию бурну»,
вырвалась из-под седых стен древней кафедры прославляемого Митрополита Тобольского и понеслась по площади… Заволновалось
народное море: набожно крестясь, народная
многотысячная масса пела ту же песнь хвалы и прославления новому угоднику Божию.
Со всех колоколен полился «красный
звон», обрывавшийся где-то вдали – на широкой водной поверхности стремительного Иртыша.
В этот несравненный единственный момент верующая душа погружалась в радость
мистического, таинственного созерцания
того, что новопоставленный угодник Божий,
вчера «отпетый», – ныне с нами вновь как
«сожитель святых и присный Богу».
…Выходит на балкон епископ Варнава,
который во все дни торжества наибольше
заботы и внимания уделял народу – как самым главным и дорогим гостям того пира
веры, который соделан его исключительными заботами и энергией.
Своим звонким, отчеканивающим голосом владыка воскликнул: «Братья и сестры,
у нас ныне «воистину священная, всепразднственная, спасительная ночь светозарная»
– «праздников праздник», вторая «Пасха красная»… Будем радоваться о Воскресшем
Господе, дивном во святых Своих»… Вдохновленная толпа певцов и певиц заглушает дальнейшие слова архиерея-народолюбца
радостным пением пасхального канона».
(Тобольские епархиальные ведомости.
1916, № 31, отдел неофициальный,
с. 647-651; № 32, с. 665-671).
Слово протоиерея Иоанна
Восторгова
при прославлении святителя
Иоанна Тобольского
(сказано 9 июня 1916 г. за всенощным
бдением, после величания)
…О, благословен и преблагословен буди,
Господи Боже наш, за эту нынешнюю нашу
радость прославления во святых блаженного и праведного Иоанна, Митрополита Тобольского и всея Сибири!
Эти звоны, эти светы, символы грядущих
душ и сердец, этот сонм архипастырей и пастырей, со всей России сошедшихся, этот
многочисленный народ церковный, исполненный благоговения, это величественное величание Святителя, эти пения и лики и это
пребывание с нами в общей молитве полномощных представителей Всероссийского
Царя, в молитвенном предстоянии митрополита, как представителя Святейшего Всероссийского Синода, высшего церковного священноначалия, – все сие есть образ, символ, напоминание, знак и явление духовного
единства, духовной радости не одной Сибири, но всего православного народа.
…В годину, когда изготовившийся лютый
враг занял пятнадцать областей русской земли, когда он, в злобе, лукавстве и ненасытимой алчности, поднял оружие против мирного народа нашего, Господь дает русскому Царю и воинству небесного защитника…
Веют святые хоругви; полны все стогны
народа; крепки молебные гласы: льются из
уст песнопенья; блещет во взоре надежда;
всходит до неба моленье…
(Тобольские епархиальные ведомости. 1916,
№ 23-24, отдел неофициальный, с. 424-437)
Подготовила Надежда АНТУФЬЕВА,
г. Тюмень
|