Каждый раз, когда мы обращаемся к басням великого сына русского народа – Ивана
Андреевича Крылова, мы видим, с какой заботой о нравственном благе народа он писал
в своих баснях. Будучи русофилом, он отрицал
все иноземное, пафосное и пустое. В своих
произведениях он был правдив, избегая всякой лести и угодничества перед власть имущими.
Считая высшим благом говорить правду, при этом, он оберегал достоинство страны и не допускал необоснованной критики в
адрес высшей власти, как это делали многие
западники. К месту упомянуть, что наши великие классики: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой
нередко подогревали бунтарские настроения,
даже Ф.М. Достоевский пересмотрел свои критические взгляды на систему правления только с годами. Этого недостатка Иван Андреевич Крылов избежал. Хотя в адрес высшей
государственной власти он писал, но его басни проникнуты любовью, а не злорадством.
Есть басни, в которых Иван Андреевич Крылов поднял тему благодарности, благодарности Богу, благодарности Отечеству, благодарности научным достижениям ученых. Они перекликаются с евангельскими притчами и выражают православное настроение.
Так в Евангелии от Луки есть эпизод,
где повествуется о встрече десяти прокаженных со Христом. Каждый из них получил
исцеление, но лишь один из десяти оказался благодарным и вернулся воздать славу
Богу (Лк. 17, 11 – 19).
Этому евангельскому повествованию созвучна и басня Крылова «Свинья под дубом»,
в которой поднимается тема благодарности.
Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, доотвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь,
оно засохнуть может». –
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди:
ведь я от них жирею». –
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Благодарность – это показатель уровня
нравственности, это нравственная добродетель. Нельзя проявлять невежество и пренебрегать достижениями ученых. Нельзя проявлять невежество и пренебрегать исторической правдой и истиной. Человеку важно
видеть добрые дела других людей, прошлых
поколений, плодами которых мы все пользуемся. Так в ХХ веке люди с прозападными вольнодумскими настроениями устроили
революцию, к власти пришли воинствующие
атеисты, и более семидесяти лет истребляли тысячелетние корни православия в нашем народе. При этом искажалась историческая правда, насаждался дух предательства
и жестокости, что привело к значительному
истреблению нашего народа.
Другая басня о неблагодарной свинье
обличает в людях худой нрав видеть только
плохое, осуждать людей и злословить.
Свинья
Свинья на барский двор когда-то
затесалась;
Вокруг конюшен там и кухонь
наслонялась;
В сору, в навозе извалялась;
В помоях по уши досыта накупалась
И из гостей домой
Пришла свинья-свиньей.
«Ну что ж, Хавронья, там ты видела
такого?»
Свинью спросил пастух:
«Ведь идет слух,
Что все у богачей лишь бисер да жемчуг;
А в доме – так одно богатее другого?»
Хавронья хрюкает: «Ну, право,
порют вздор,
Я не приметила богатства никакого;
Все только лишь навоз да сор;
А кажется уж, не жалея рыла,
Я там изрыла
Весь задний двор».
Не дай Бог никого сравненьем
мне обидеть!
Но как же критика Хавроньей не назвать,
Который, что ни станет разбирать,
Имеет дар одно худое видеть?
Видеть недостатки других – это признак
глубокого поражения души, это усугубляется тогда, когда человек делает это преднамеренно, как говорится, по заказу. Господь
нам заповедовал не осуждать. Зная немощь
человеческой природы и удобопреклонность
ко греху, Господь дал нам надежду на милосердие Божие и оправдание. «Не судите
да не судимы будете».
Читая басни И.А. Крылова, давайте будем извлекать нравственные уроки, прилагая к себе эти назидания.
Митрополит Тобольский
и Тюменский Димитрий
|