Жизненный путь Святого Равноапостольного князя Владимира завершился 15 июля
1015 г. в Берестове. На следующий день
«возложьше его на сани и, везши, поставиша в церкви Святой Богородицы, которую
создал он сам, … и вложиша его в корсту
мороморяну (граб мраморный), схорониша
с плачем тело блжнаго князя» – как повествует Лаврентьевская летопись. Таким образом, мы узнаем, что упокоился он под сводами Десятинной церкви в Киеве, где тело
его было положено в мраморный саркофаг.
Точнее – в один из двух мраморных саркофагов, которые видели во время захвата
Киева воины Болеслава Храброго в 1018 г.
Во втором саркофаге почивали останки его
жены, великой княгини Анны Византийской,
умершей несколькими годами ранее.
Как писал немецкий хронист Титмар Мерзебургский, «он умер, будучи уже в немощной старости и долго правив упомянутым королевством, и похоронен в большом городе Киеве… рядом с упомянутой своей супругой;
саркофаги их стоят на виду посреди храма». Это ценнейшее сообщение позволяет
утверждать, что Владимир Святой был похоронен точно так же, как и его сын Ярослав Мудрый, в Софийском соборе сорока
годами позднее, то есть в каменном гробе,
стоящем «над спудом».
Считается, что со времен монгольского
нашествия и разгрома Киева в 1240 г. все
погребения Десятинного храма находились
под его руинами, которые только в 1635 г.
митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) «приказал… выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». В
ходе этих работ, уже в следующем году,
он приказал разрыть одно из углублений,
в котором открылись два мраморных саркофага. Один из них был идентифицирован
как гроб равноапостольного князя, из которого митрополит Петр изъял главу. В конце XVIII в. Самуил Миславский повествует о ней так: «Обретенная в церкви десятинной Преосвященным Митрополитом Киевским Петром Могилою в 1636 году, следующим случаем; имея помянутый Митрополит обыкновение посещать святые храмы
каждую субботу, в некое время пошел он в
церковь Святителя Николая, оставшуюся по
разорении батыевом от великия называемыя
десятинныя церкви, где, отправив обычную
свою молитву и по выходе из оной обозревая окружности ея, увидел нечаянно в недальнем разстоянии от оной церкви небольшую в земле яму, и, любопытствуя, приказал глубше оное место разрыть. По исполнении сего найдены два мраморные гробы,
в которых, по свидетельству положенных на
них надписей лежали кости святаго Князя
Владимира и супруги его Греческия Царевны Анны. По открытии гроба св. Владимира помянутый Митрополит взял в воспоминание будущим родам Великого онаго Князя главу, которую сперва положил в церкви Преображения Господня, им же св. Владимиром по свидетельству летописцев сооруженной, состоящей ныне внутрь крепости
печерской, близ северных врат Лаврских.
По том того же года для безопаснейшего ея
хранения положил в великой Киевопечерской церкви, где и по ныне сие дражайшее
хранится сокровище». То же самое можно
прочесть и в статье 1825 г., повествующей
о первых археологических раскопках Десятинного храма.
В Киевском Синопсисе 1680 г. читаем:
«Глава его ныне в святой великой чудотворной Лавре Печерской Киевской предлагаема
в велицей Успения пресвятые Богородицы
церкви бывает в день памяти его всем и в
прочие дни, егда кто желает, к лобзанию».
Через столетие глава Владимира Святого
также находилась в Успенском соборе, как
об этом свидетельствует все тот же Самуил
Миславский: «О Мощах святых в Лавре, в
соборной церкви обретающихся… Глава святаго равноапостольного Князя Владимира».
В конце XIX в. глава св. князя Владимира находилась в специальной раке и над
ней располагалась живописная икона, его
изображающая «греческого стиля, на кипарисе». В настоящее время судьба честной
главы (черепа) Владимира Святого, найденной митрополитом Петром, доподлинно неизвестна. Сведения о ее передаче в советское время в Ленинград для антропологической экспертизы, скорее
всего, не верны.
Каменные саркофаги Десятинного Богородичного
храма обнаруживались практически при всех археологических раскопках его руин
– и в 1824-м, и в 1826-м, и
1908-м и в 1918-м гг. (исключением являются исследования 1938–1939 гг. и новейшие раскопки 2005–2010
гг.). Находились среди них и
те, что идентифицировались
авторами раскопок с погребением Владимира Святого.
Однако позднейшие находки, судя по сохранившимся
описаниям, не могут претендовать на места
упокоения равноапостольного князя. Только свидетельство середины XVIII в., когда в
ходе строительных работ, инициированных
княгиней Долгорукой, были случайно открыты два саркофага в юго-западной части
развалин храма, может быть соотнесено с
тем, что увидел и митрополит Петр в 1636
году. Изучением вопроса о мраморных саркофагах Десятинной церкви много занимался М.К.Каргер, склонившийся к тому, что к
XIX веку саркофаги князя Владимира и царевны Анны были уже разрушены.
В 1640 г. митрополит Петр отправил в
Москву к Михаилу Федоровичу своих посланников, «уведомляя об открытии мощей святого князя Владимира в Десятинной церкви
и посылая царю часть от этих мощей и два
резных креста собственного рукоделия, усердно молил его устроить раку для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести
после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор…» Часть честных мощей Владимира Святого, переданная в дар русскому
царю Михаилу, упоминается в описях Образной палаты Московского кремля 1669 г.
и кремлевского Успенского собора 1701 г.,
где она и почиталась вплоть до 1918 г. В
1893 г. контекст ее почитания описывался
так: «В Петропавловском приделе находятся в особых ковчегах разные частицы святых мощей, как то: правая рука и локоть
апостола Андрея Первозванного, глава Григория Богослова, глава Иоанна Златоуста,
глава мученика Авксентия, части мощей
Иоанна Крестителя, Георгия Великомученика, князя Владимира, часть мощей Преподобного Сергия и проч.» и в подстрочнике: «Все эти мощи находятся в противоположной от мощей св. Петра стене в нарочно для них сделанной раке». К сожалению,
в подробнейшем описании Успенского собора А.Ф.Малиновского, относящемся к началу
XIX века, где также перечислено большинство этих святынь, сказано лаконично «…и
некоторых российских святых», без специального указания на частицу мощей Владимира Святого.
Весь советский период и до недавнего
времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 г. мощи в
оригинальном ковчежце были торжественно
переданы в Кафедральный соборный храм
Христа Спасителя в Москве.
Д.В. Пежемский
|