3 сентября 2015 года в Зале церковных соборов кафедрального
соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании V Общецерковного
съезда по социальному служению – главного форума, посвященного
благотворительной деятельности Церкви.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Я
хотел бы всех вас сердечно приветствовать.
Глубоко убежден в том, что церковная социальная работа является неотъемлемой, органической частью исповедания веры. Если
вера без дел, то она мертва, говорит апостол
(см. Иак. 2, 20); и если христианская община не совершает дела милосердия, значит, и
она мертва.
В прошлом, когда Церковь была лишена
права творить добрые дела в общественном
пространстве, дела добра все равно совершались, но это были словно маленькие огонечки
в темноте. Вспоминаю своего деда, который
много раз оказывался в заключении только
потому, что был христианином. Выйдя в первый раз из заключения в начале 1920-х годов, первое, что он сделал, – создал, естественно, подпольно, организацию помощи семьям заключенных священников. Я говорю об
этом эпизоде из истории своей семьи только
для того, чтобы проиллюстрировать, в каких
тяжелейших условиях наша Церковь, миряне
и священники, совершали дела доброделания.
А эксперимент с созданием общества оказания помощи семьям заключенных священнослужителей закончился для моего деда очередным сроком. Но он, будучи отцом восьми детей – семи родных и одной принятой на воспитание дальней родственницы, – никогда не
сетовал ни на Бога, ни на жизнь за то, что
оказание помощи другим привело его к таким
скорбным последствиям.
Сегодня мы с вами имеем полную возможность совершать в нашей стране дела милосердия, причем не индивидуально, а организованно, коллективно. Мы имеем возможность собирать средства, выстраивать программы, осуществлять их на приходском, епархиальном и даже общецерковном уровнях. У нас
имеется церковное ведомство, которое координирует всю эту деятельность. Другими словами, мы находимся в абсолютно благоприятных условиях. И если в каких-то приходах
или епархиях кто-то все еще считает, что совершение добрых дел, социальное служение
Церкви есть нечто второстепенное, прямо не
связанное с посещением воскресных богослужений и с исповеданием нашей веры, то эти
люди глубоко ошибаются. Эта позиция нецерковная – она проистекает из традиции, которая сформировалась под гнетом уже упомянутых мной обстоятельств. Ведь многие как рассуждали? «Нельзя так нельзя. Значит, не будем собирать на относительно богатом приходе для прихода бедного. Не пойдем туда, где
очень просят, чтобы мы пришли и помогли,
ведь власть это запрещает, государство не поощряет, за это может крепко попасть».
В каком-то смысле Церковь нашу, прошедшую через трудные годы, можно сравнить с
человеком, который пережил тяжелый перелом конечности. Долгое время она была скована гипсом, а когда гипс снимают, рука или
нога плохо работает. Вот так же произошло
и у нас с вами. Мы были лишены возможности совершать добрые дела, заниматься благотворительностью, нести социальное служение, – мы отвыкли от всего этого. Но сейчас
наступило время, когда мы должны эти некогда скованные члены нашего церковного тела
интенсивно тренировать, чтобы вернулась энергия, чтобы вернулось понимание того, насколько приоритетной и важной является для Церкви социальная работа.
Я хотел бы сказать о том, что, вступая
в контакт с обществом, в том числе занимаясь социальной работой, мы поневоле принимаем на себя определенные обязательства. В
нашем обществе существуют некие стандарты
осуществления социальной работы. Государство предъявляет определенные требования к
социальной работе, в том числе неправительственных организаций. И для того чтобы уровень социальной работы в Церкви соответствовал государственным требованиям, мы должны многому научиться. Социальная работа в
Церкви не должна быть результатом спонтанных решений, – она должна быть хорошо организована, и не только потому, что государство предъявляет определенные требования к
содержанию разного рода учреждений, в том
числе медицинских, реабилитационных, детских и т. д., но еще и потому что Церковь не
может нести добро таким образом, чтобы ее
доброе служение приводило к разочарованию
и тех, кому это добро адресуется, и тех, кто
участвует в совершении этого добра. Вот почему нам пришлось заниматься организацией
некой системы. Знаю, что некоторые рассуждают так: «И зачем нам эта бюрократия в
Церкви? Зачем какие-то отделы на общецерковном или на епархиальном уровне? Зачем
социальные сотрудники на приходах?» На самом деле без организации ничего не получится. Мы живем в эпоху, когда для того чтобы
делать добрые дела, нужны образование, навыки, умения, владение технологиями. Только тогда мы с вами сможем должным образом реализовать духовный, нравственный потенциал, который есть в Церкви.
Наш нынешний съезд посвящен теме развития церковного волонтерского движения. Убежден: именно волонтеры, добровольцы должны
быть основой развития социальной деятельности в Церкви. Собственно говоря, всегда так
и было. Но для того чтобы волонтеры могли
хорошо работать, ими должны руководить профессионалы. Вот почему я настаивал на том,
чтобы в каждой епархии был отдел по социальной работе, отдел, на который была бы возложена ответственность за оказание помощи
тем, кто оказался в беде, и чтобы в отделе
работали люди профессиональные. Может быть,
кто-то более профессиональный, кто-то менее,
но они должны получать зарплату.
Теперь я хотел бы сказать несколько слов
о том, какие я вижу направления социальной
работы и какие, с моей точки зрения, приоритеты мы должны для себя определить. Думаю,
самая главная тема – это помощь семье. Так,
Церковь ведет широкую антиабортную кампанию. Мы выступаем за то, чтобы принципиально, радикально сократилось количество абортов
в нашей стране. С христианской точки зрения,
аборт – это грех, и я знаю, что священники
об этом говорят. Почему же именно в настоящий момент мы подняли эту тему? Ко мне
стали обращаться духовники из разных епархий, из разных мест примерно с одной и той
же проблемой: приходят молодые женщины на
исповедь и делятся с духовниками своей скорбью. Скорбь заключается в том, что они не
могут родить ребенка, находясь в законном
браке, и воспринимают это как большое горе.
Но когда духовник начинает выяснять обстоятельства жизни, то чаще всего сами женщины связывают невозможность родить ребенка
с тем, что совершали аборт. И поскольку этот
сигнал из самых глубин церковных с каждым
годом становился все сильнее и сильнее, то и
было принято решение сказать об этом всему обществу. Сказать, что нужно остановиться, что нужно предпринять решительные меры,
в том числе государственные, чтобы сократить
количество абортов.
Но Церковь не может только проповедовать
о том, что совершение аборта – грех. Церковь
должна быть с теми, кто приходит с просьбой сделать аборт. Вот почему наши миряне,
добровольцы, конечно, специально подготовленные, должны обязательно консультировать
женщин, которые приходят в соответствующие
учреждения с такой просьбой. И консультирование должно быть направлено на поддержку женщин, ведь чаще всего на этот страшный шаг их толкают тяжелые жизненные обстоятельства – либо давление родителей (мол,
«слишком рано»), либо материальные причины
(«слишком маленькая квартира»), либо просто
бытовое неустройство – нет жилья, молодая
женщина живет где-то в общежитии, неизвестно, останется ли с ней отец будущего ребенка, денег мало… В таких ситуациях единственным выходом из положения кажется совершение страшного шага, от которого страдает каждая женщина. Но мы должны не только разубеждать сделать аборт – мы должны создать
систему поддержки тех женщин, которые, находясь в трудных обстоятельствах, отказываются, в том числе под влиянием наших слов,
от совершения аборта.
Владыка Пантелеимон сказал, что у нас
27 учреждений, где можно дать приют женщине, поддержать ее. Это число настолько мало,
что его просто невозможно соотнести с масштабом проблемы и с тем, что мы эту тему
сегодня обозначаем в качестве приоритетной.
Я настаиваю на том, чтобы в каждой епархии, а их уже скоро будет 200 в Российской
Федерации, были приюты для женщин, которые, находясь в трудных обстоятельствах, не
сделали аборт и родили.
Я придаю большое значение V съезду,
участниками которого мы с вами сейчас являемся, и очень надеюсь, что этот съезд придаст хороший импульс, который его участники перенесут на все просторы нашей Церкви, в каждую епархию и в большинство приходов. Хотел бы в заключение сердечно всех
вас поблагодарить за то, что вы избрали в
жизни этот замечательный путь доброделания, без которого наша вера мертва. Благодарю вас за внимание.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
|