«У меня Бог в душе, зачем мне ваши обряды, регулярное хождение в храм, посты и прочие внешние ритуальные действия? Главное –
чтобы Бог был в сердце, а все остальное – это человеческие выдумки!».
Довольно часто приходится слышать подобные утверждения от людей, которые называют себя верующими, но не желают исполнять
того, что предписывает Святая Церковь.
Да, они заходят изредка в храм поставить
свечку: попросить у Бога какую-нибудь
милость, просят покрестить детей, освятить
машину, квартиру, офис, обвенчать и пр. Но
чтобы начать жить по-христиански – ни-ни!
Ничего не хотим слышать и знать, мы верим
в душе, Бог у нас в сердце, отстаньте от нас
с вашими обрядами.
Одним словом, отношение к храму у
таких «верующих» как к магазину. Человек
приходит в магазин, чтобы приобрести
какие-то ему нужные вещи, но сам магазин
ему не интересен: его история, коллектив,
традиции; тем более не придет в голову
связать свою жизнь с этим магазином.
Нечто подобное можно видеть и в отношении
к храму. Человек пришел, ему что-то
надо: покрестить, отпеть, освятить, избавиться
с помощью Бога от какого-то жизненного
неудобства и пр., но сам храм, само христианство
ему неинтересны: Кто Такой Христос,
что Он для нас сделал, что такое Церковь,
храм, что там происходит, зачем все
это нужно и, в конце концов, что значит
быть христианином? Нет, я верю в душе, а
это все мне не интересно. Без того забот в
жизни хватает; вы дайте мне то, что я хочу,
а учить меня не надо.
Примерно так рассуждает большинство
людей из числа так называемых «захожан».
Есть прихожане – это те, кто стараются жить
по-христиански, погружаться в мир веры,
верить серьезно и осмысленно, а есть «захожане
» – это те, кто заходит в храм только
по великим праздникам (хотя и не понимая
сути этих самых праздников), или по мере
бытовой надобности, а о самой вере ничего
знать не желают.
По этому поводу в церковной среде даже
родилась такая притча: «Один человек жаловался
священнику: «Почему, мол, у вас в
храме так скучно и однообразно: как ни зайду,
все «Христос Воскресе!» поют?». Или другая:
«Многие современные крещеные люди
бывают в храме дважды: когда их в пеленках
приносят на Крещение и когда в гробу
приносят на отпевание». Может стоит почаще
в храме встречаться...
Не могу также не вспомнить один случай,
который недавно со мной произошел. Позвонила
женщина и попросила освятить ей
машину. Как всегда в подобных разговорах
я попытался донести до человека духовную
суть вопроса: что освящение – это не магический
акт по созданию вокруг предмета
(машины, квартиры и пр.) защитной ауры, а
посвящение Богу. Освященная вещь посвящается
Богу, на служение Богу. В этом смысл
освящения. Подразумевается, что человек
всю свою жизнь посвятил Творцу и хочет,
чтобы все, что его окружает, те материальные
предметы, которые ему необходимы в
жизни, также были посвящены Богу. Как
молимся мы за каждым Богослужением:
«Сами себя и всю свою жизнь Христу Богу
предадим».
Соответственно, если мы свою жизнь
Богу не посвящаем, не стараемся жить
по заповедям Господним, то и освящение
внешних предметов никакой пользы нам не
принесет, более того, может быть в суд и в
осуждение. Апостол Павел пишет об этом в
послании к Коринфянам: «Посему, кто будет
есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно,
виновен будет против Тела и Крови
Господней. Да испытывает же себя человек,
и таким образом пусть ест от хлеба сего
и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет
недостойно, тот ест и пьет осуждение себе,
не рассуждая о Теле Господнем. От того
многие из вас немощны и больны и немало
умирает» (1Кор.11:27-31).
Эти слова можно отнести не только к
Таинству Причащения, а вообще ко всем
священнодействиям, которые совершаются в
Православной Церкви. Бездумное, холодно-формальное, суеверное отношение к церковным
Таинствам и обрядам, стремление
получить от Бога благодать и помощь без
покаяния, без желания изменить свою жизнь,
избавиться от смертных грехов, без усилий
сознательно войти в мир веры, – все это не
только бесполезно, но и духовно небезопасно:
«многие из вас немощны и больны и немало
умирает», предостерегает апостол Павел от
такого небрежного отношения к святыне.
В Библии есть еще более жесткие слова,
обращенные к людям, которые вместо того,
чтобы служить Богу, хотят пользоваться
Богом: «Проклят, кто дело Господне делает
небрежно…» (Иер.48:10). Эти слова в равной
степени можно отнести и к тем, кто
совершает священнодействие небрежно – к
священникам, и к тем, кто это священнодействие
небрежно принимает. Поэтому всегда
с тревогой и внутренней болью смотрю на
многие сотни людей, пришедших на Таинство
Соборования, людей, которых в другое время
в храме не видно, которые стоят с пустыми
лицами, некоторые даже без крестиков, кто-то с какими-то амулетами или знаками зодиака,
даже не понимая, а самое печальное, не
желающих понимать, что сейчас происходит.
Их привлекла не любовь ко Христу, не покаяние,
не переосмысление своей жизни – их
привлекло то, что в Соборовании, говорят, от
болезней исцеляются. С не меньшей грустью
наблюдаешь и за толпами пришедших за
крещенской водой, или ныряющих в прорубь,
или освящающих куличи на Пасху. Дорогие,
а где же вы в другие воскресные и праздничные
дни? Почему Заповедь: «Помни день
субботний (воскресный – Н.С.), чтобы святить
его; шесть дней работай и делай всякие дела
твои, а день седьмой – суббота Господу,
Богу твоему...» (Исх.20:8-10), остается для
вас пустым звуком?
Спрашиваю эту женщину:
– Когда Вы были в последний раз на Исповеди,
на Причащении?
– Знаете, никогда. Более того, я считаю,
что Исповедь – это обращение к Богу
напрямую, без всяких там священников. С
какой это стати я буду чужому человеку открывать
свою жизнь!
– Тогда, может, попробуете и машину
напрямую, без священника освятить...
Подобный же вопрос всегда хочется
задать и тем людям, которые утверждают,
что Бог у них в душе и никакие внешние
религиозные действия им не нужны: «Может,
вам тогда и детей в душе крестить, и венчаться
в душе, и освящать и отпевать тоже
в душе». А то как-то нелогично получается:
внешние обряды нам не нужны, но вы нам
их совершите.
Что же стоит за этим, на первый взгляд,
красивым утверждением: достаточно верить в
душе? А ничего не стоит, пустота. Как, впрочем,
и за многими другими современными
броскими фразами и слоганами. Просто человеку
лень что-то менять в своей жизни,
прилагать усилия для достижения духовного
совершенства, или он сильно прикипел к
какому-то смертному греху и не хочет оставить
его, или он настолько погряз в пустой
житейской суете, что начал видеть в ней
смысл всей своей жизни и ни за что не хочет
ради Бога от чего-то отказываться, вот
и выдумал красивую отговорку, чтобы успокоить
свою совесть: ну я же верю в Бога, я
крещен, я на Пасху в храм захожу, на Крещение
в прорубь ныряю... Чего еще нужно?!
Да, верить в Бога в душе хорошо, но
что такое вера и в какого бога верить,
вот в чем весь вопрос. Когда современный
человек говорит, что он верит, то, чаще
всего, подразумевает под этим просто факт
существования какой-то сверхъестественной
силы. Обычно так и говорят: я верю, что
где-то что-то есть. То есть человек в душе
не в Бога верит, а просто допускает, что нечто,
не относящееся к материальному миру,
где-то, скорее всего, существует. Это нечто
доброе: оно все дает, чего у него ни попросишь,
а взамен ничего не требует. Такого
вот карманного божка духовно-ленивый и
духовно-нерадивый человек себе выдумал;
как «двое из ларца»: когда понадобится, позовем,
а в остальное время сидите в сундуке
и на глаза не показывайтесь.
Конечно, подобные представления ничего
общего с реальной верой и реальным Богом
не имеют. Во-первых, вера – это не просто
формальное признание существования
чего-либо. Вера – это то, что стоит в центре
моей жизни и определяет всю мою жизнь.
Я верю, что где-нибудь в Челябинске живет
Иванова Марья Ивановна (скорее всего, там
действительно есть такая жительница), но
эта вера никакого влияния на мою жизнь не
оказывает: Марья Ивановна сама по себе, а
я сам по себе. Наши пути не пересекаются.
Так и простое, формальное признание существования
Бога никакого влияния на меня и
на мою жизнь не оказывает. Да, Бог есть,
но я буду жить так, как считаю нужным и
как мне хочется. А Бог? А о Нем я вспомню
только тогда, когда Он мне понадобится.
Действительно, если мне понадобятся услуги
Марьи Ивановны, я, конечно же, вступлю
с ней в контакт, а потом забуду о ней до
следующей нужды.
Другое дело, если я верю в то, что
большое количество денег приносит человеку
счастье, то я буду «землю есть», чтобы заработать
много денег. Не буду досыпать и
доедать, буду постоянно о деньгах думать,
буду трудиться день и ночь, буду делать все
от меня зависящее, чтобы этих денег у меня
было действительно много. Вот что такое
вера. Это те убеждения, вокруг которых
строится вся моя жизнь. Что для меня в
жизни главное, что для меня является высшим
смыслом бытия, – вот это и есть моя
вера и мой бог. Если я верю, что Бог – мое
счастье, высший смысл моего Бытия, если
Бог действительно в моей душе и в моем
сердце, то и вся моя жизнь будет складываться
соответствующим образом. Моя вера
будет видна из моих дел. Об этом же говорит
и апостол Иаков: «...вера, если не имеет дел,
мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь:
«ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи
мне веру твою без дел твоих, а я покажу
тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что
Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют,
и трепещут» (Иак.2:17-19).
Во`вторых, Бог – это не что-то. Бог – это
конкретная, разумная Личность. Представьте,
как бы дети оскорбили своих родителей,
если бы называли их чем-то. У вас есть родители?
Да, что-то такое есть. А ведь подобным
отношением мы оскорбляем Бога.
Для того человек и создан, чтобы познавать
Своего Творца, любить Его, стремиться
к единению с Ним. А вместо этого – мертвое:
что-то, где-то...
И когда человек приходит в храм и на
вопрос: в чем смысл Вашей жизни, отвечает:
работа, дети, жена, родители, деньги, комфорт,
образование и т.д., и т.п., то это говорит
о том, что ни в какого Бога, ни в какой
душе он не верит, что он просто язычник,
который живет чисто земными интересами,
а Бог ему нужен, только лишь для удовлетворения
этих самых земных потребностей. И
утверждение в подобном случае, что Бог у
меня в душе, – это не что иное, как самообман
и признание собственного духовного
безразличия и духовной лени.
Необходимо также сказать, что вера – как
живой организм: она может расти и укрепляться,
а может, наоборот, уменьшаться и слабеть.
Если человек трудится над своей верой, совершает
дела веры, то она в нем крепнет и
превращается в движущую жизненную силу и
может развиться настолько, что для него ничего
не будет невозможным. Господь говорит
в Евангелии: «...ибо истинно говорю вам: если
вы будете иметь веру с горчичное зерно и
скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и
она перейдет; и ничего не будет невозможного
для вас (Матф.17:20); Царство Небесное подобно
– как зерно горчичное, которое, когда
сеется в землю, есть меньше всех семян на
земле; а когда посеяно, всходит и становится
больше всех злаков, и пускает большие ветви,
так что под тенью его могут укрываться птицы
небесные» (Мар.4:31-33).
Вера есть тот талант, о котором говорится
в Евангельской притче: «Итак, бодрствуйте,
потому что не знаете ни дня, ни часа,
в который приидет Сын Человеческий. Ибо
[Он поступит], как человек, который, отправляясь
в чужую страну, призвал рабов своих
и поручил им имение свое: и одному дал
он пять талантов, другому два, иному один,
каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил
их в дело и приобрел другие пять талантов;
точно так же и получивший два таланта
приобрел другие два; получивший же один
талант пошел и закопал [его] в землю и
скрыл серебро господина своего. По долгом
времени, приходит господин рабов тех и
требует у них отчета. И, подойдя, получивший
пять талантов принес другие пять талантов
и говорит: господин! пять талантов ты дал
мне; вот, другие пять талантов я приобрел
на них. Господин его сказал ему: хорошо,
добрый и верный раб! в малом ты был верен,
над многим тебя поставлю; войди в радость
господина твоего. Подошел также и получивший
два таланта и сказал: господин! два
таланта ты дал мне; вот, другие два таланта
я приобрел на них. Господин его сказал ему:
хорошо, добрый и верный раб! в малом ты
был верен, над многим тебя поставлю; войди
в радость господина твоего. Подошел и получивший
один талант и сказал: господин! я
знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь,
где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой
в земле; вот тебе твое. Господин же его
сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый!
ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю,
где не рассыпал; посему надлежало тебе
отдать серебро мое торгующим, и я, придя,
получил бы мое с прибылью; итак, возьмите
у него талант и дайте имеющему десять
талантов, ибо всякому имеющему дастся и
приумножится, а у не имеющего отнимется
и то, что имеет; а негодного раба выбросьте
во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет
зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши
слышать, да слышит!» (Мф. 25:13-30).
Дар веры получает каждый человек, кто-
то больший, кто-то меньший, но – каждый. И
только тот, кто трудом, исполнением заповедей
Божиих и терпением возделает свою
веру, преумножит ее, взрастит это горчичное
зерно в зеленеющее древо, приносящее
духовные плоды, только тот получит от Господа
одобрение и награду и в этой жизни,
и в жизни вечной. А ленивый, закопавший
дар веры в землю, есть тот, кто всю свою
жизнь посвятит земле, земной суете, похоти
плоти, похоти очей и гордости житейской, как
говорит об этом апостол Иоанн Богослов:
«Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть
очей и гордость житейская, не есть от Отца,
но от мира сего. И мир проходит, и похоть
его, а исполняющий волю Божию пребывает
вовек» (1Иоан.2:16-17), тот будет осужден,
как нерадивый раб из притчи: «...а негодного
раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет
плач и скрежет зубов». И не оправдает
человек в день Суда свою духовную лень
тем, что он «верил в Бога в душе». Потому
что Бог смотрит не на слова человека, а
на его дела.
Иерей Николай Сушков,
штатный клирик храма Всех Святых
г. Тюмени
|