При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость
прочна только тогда, когда держится на силе нравственной… Творя
память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими
строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота лавры преподобного
Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только
тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его.
В.О. Ключевский
Житий великого подвижника и святого
старца далекого XIV века – преподобного
Сергия, игумена Радонежского, – за шесть
веков после его блаженной кончины написано немало. Однако все они не охватывают
и не могут охватить вполне этой великой
личности. Можно согласиться с мнением
знаменитого архипастыря конца XIX – начала XX века архиепископа Никона (Рождественского): «…До сих пор мы не имеем
на современном русском языке полного
жизнеописания великого старца… в смысле
самостоятельного исторического исследования о его жизни и подвигах, о его значении
в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и вообще
нравственного воспитания русского народа».
Поэтому, вслед за архиепископом Никоном, мы лишь можем повторить: «Предлагая
благочестивым читателям свое описание
«Жития и подвигов Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия», потрудившийся
в его составлении считает долгом сказать,
что он вовсе не имел в виду писать ученое
исследование о жизни угодника Божия; он
задался более скромною целью – соединить
в одно целое… не только все дошедшие
до нас подробности из его жизни, но и те
нравственные уроки, какие извлекали из
сказания о его жизни наши проповедники».
В своем повествовании мы будем следовать жизнеописанию преподобного Сергия,
составленного уже упомянутым архиепископом Никоном (Рождественским), выделяя
главное и дополняя, насколько это возможно,
пояснениями из других источников.
Родители преподобного Сергия
Верстах в четырех от Ростова Великого
по пути в Ярославль уединенно расположилась небольшая обитель во имя Пресвятой Троицы – это заштатный Варницкий
монастырь. По древнему преданию, почти
шестьсот лет тому назад тут было некое село,
имя которого забылось в истории. Именно
здесь была родина великого печальника и
заступника Русской земли – Преподобного
и Богоносного отца нашего Сергия, игумена
Радонежского и всея России Чудотворца.
Здесь жили знатные и благородные бояре
Ростовские Кирилл и Мария, люди добрые
и благочестивые.
«Говоря о них, блаженный Епифаний
замечает, что… такому ребенку, который,
по устроению Божию, должен был впоследствии послужить духовной пользе и спасению
многих, подобало иметь и родителей святых,
дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно
умножилась похвала и рожденного, и самих
родивших во славу Божию».
Праведность святых Кирилла и Марии была
известна не одному Богу, но и людям. Строгие
блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным, но особенно любили принимать
у себя в доме странников. Тому же учили они
и детей своих, строго внушая им не упускать
случая позвать к себе в дом путешествующего
инока или иного усталого странника. До нас
не дошло подробных сведений о благочестивой
жизни сей блаженной четы, но мы можем вместе с одним из церковных историков сказать,
что «самый происшедший от них плод показал
доброту благословенного древа».
До рождения у них будущего светоча Земли Русской, Кирилл и Мария имели уже сына
Стефана. Задолго до рождения сего святого
младенца Промысл Божий уже избрал его на
великий путь и известил об этом всех, кто
его окружал. Однажды в воскресный день
его благочестивая мать пришла в церковь к
Божественной литургии и смиренно стала, по
тогдашнему обычаю, в притворе церковном
вместе с прочими женщинами. После пения
Трисвятой песни на Литургии младенец вдруг
вскрикнул во чреве Марии, да так сильно, что
все обратили на это внимание. Это повторилось еще два раза – на Херувимской и при
возгласе «Вонмем! Святая святым!».
Смущенная мать едва не упала от страха
и начала плакать... Тут ее окружили женщины
и, может быть, желая помочь ей успокоить
плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же
у тебя младенец? Отчего он кричит так
громко?». Но Мария, в душевном волнении,
обливаясь слезами, едва могла вымолвить
им: «Нет у меня младенца, спросите еще
у кого-нибудь». Женщины стали озираться
кругом и, не видя нигде младенца, снова
пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда
она принуждена была сказать им откровенно, что на руках у нее действительно нет
младенца, но она носит его во чреве. «Как
же может кричать младенец, когда он еще в
утробе матери?» – возражали ей удивленные
женщины. «Я и сама удивляюсь этому, – отвечала им Мария, – и нахожусь в немалом
недоумении и страхе». Тогда женщины оставили ее в покое, не переставая, впрочем,
удивляться этому необыкновенному случаю.
Толкуя сие чудесное событие, святой
Епифаний говорит, что оно означало следующее: слава о преподобном пройдет по всей
Русской Церкви, и что он будет служителем
Святой Троицы.
Святые родители младенца, хоть и не
разумели вполне значения этого чуда, но
поняли, что это будет необычный ребенок,
избранный сосуд Святого Духа. Поэтому мать
его Мария во все остальное время беременности готовилась тщательно к его рождению,
соблюдая душу и тело в чистоте и строгом
воздержании, часто молясь Богу о младенце.
«О родители, – замечает при повествовании о сем святитель Филарет, – если бы вы
знали, сколько добра, или, напротив, сколько
зла можете вы сообщить вашим детям, еще
до их рождения! Вы удивились бы точности
суда Божия, который благословляет детей
в родителях и родителей в детях и отдает
грехи отцев на чада (Числ. 14, 18); и, помышляя о сем, с благоговением проходили
бы служение, вверенное вам от Того, из
Негоже всяко отечество на небесех и на
земли именуется (Еф. 3, 15)».
Кирилл и Мария видели на себе великую
милость Божию; их благочестие требовало,
чтобы одушевлявшие их чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо
внешнем подвиге благочестия, в каком-либо
благоговейном обете. И вот праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка
Самуила, вместе со своим мужем дала
такое обещание: если Бог даст им сына, то
посвятить его на служение Богу. Праведные
родители преподобного Сергия могли сделать
это потому, что имели уже таинственное
указание на будущую судьбу их чада.
Рождение и детство
преподобного Сергия
3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла
родился сын. В сороковой день по рождении
родители младенца принесли его в церковь,
чтобы совершить над ним Святое Крещение
и в то же время исполнить свое обещание
представить дитя на служение Богу.
Иерей Михаил, крестивший младенца,
нарек младенцу во Святом Крещении имя
Варфоломей, потому что в этот день (11
июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Кирилл и Мария рассказали
священнику о чудесном случае возглашения
младенца во чреве. Священник указал им
много примеров из Ветхого и Нового Заветов, когда избранники Божии еще от чрева
матери были предназначаемы на служение
Богу, и тем утешил их надеждой. «Не смущайтесь, – говорил он им, – а более радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом
Духа Божия и служителем Святой Троицы».
И, благословив дитя и его родителей, служитель алтаря Христова отпустил их с миром.
Когда дитя было в грудном возрасте,
мать его стала замечать, что дитя не брало
грудь в то время, когда его мать насыщалась мясной пищей, а по средам и пятницам
младенец совсем ничего не ел.
И это повторялось постоянно. Мария, конечно, очень беспокоилась, думая, что дитя
нездорово, и советовалась с другими женщинами, которые тщательно осматривали дитя,
но не находили на нем никаких признаков
болезни – ни внутренней, ни наружной; напротив, малыш не только не плакал, но и весело
смотрел на них, улыбался и играл ручками...
Тогда наконец догадались о причине сего
странного поведения – уже в младенческом
возрасте младенец предвозвещал будущее
избрание им монашеского пути. Взращенный
постом во чреве матери, младенец и по
рождении как будто требовал от матери поста. И мать действительно стала еще строже
соблюдать пост: она совсем оставила мясную
пищу, и младенец, кроме среды и пятницы,
всегда после того питался молоком матери.
Других же кормилиц он не признавал.
«Добрая отрасль доброго корня, – говорит святой Епифаний, – питалась только
чистым млеком родившей его. Так сей
младенец от чрева матери познавал Бога,
в самых пеленах поучался истине, в самой
колыбели привык к посту и вместе с молоком
матери навыкал воздержанию...».
«Многие матери, – замечает по сему
случаю святитель Платон, – не почитают
важным делом кормить дитя своею грудью,
но на самом деле это очень важно. Для чего
же Творец естества наполняет молоком сосцы
матерние, если не для того, чтобы приготовить в них для младенца питательную пищу? А
с этою пищею, то есть с молоком, вливаются
в младенца его будущие склонности и нравы».
По окончании грудного возраста, младенец Варфоломей возрастал телом и
укреплялся духом, окруженный заботой и
молитвой святых его родителей, и благодать
Божия почивала на нем.
(Продолжение следует...)
По материалам интернет-сайтов
подготовил Сергей МАХОНИН
|