ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Воскресенском кафедральном соборе г. Ханты-Мансийска

19 сентября 2013 года, в праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения кафедрального собора Воскресения Христова в Ханты-Мансийске и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвя- щенства! Досточтимый Владыка Павел! Ваше Превосходительство, Наталья Владимировна! Высокие представители государственной вла- сти! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и по- здравляю с большим событием – не только для Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского округа, не только для этой части Сибири и Приуралья, но и для всей нашей Церкви, – в городе, который стал городом недавно, исто- рия и судьба которого связана с трудовым подвигом нашего народа по освоению этого таежного края, с тем подвигом, результа- тами которого во многом обуславливается нынешнее экономическое положение России, ее место в мире и ее статус. Совершенно очевидно, что люди, которые здесь трудятся, которые выполняют свой долг, находятся нередко в экстремальных ситуациях, хотя сам город Ханты-Мансийск за последние годы, как говорят старожилы, неузнаваемо преобразился и являет пример небольшого замечательного современного города, такого, какими и должны быть у нас города в Сиби- ри, на Дальнем Востоке, а, может быть, и в средней полосе России, на севере и на юге страны – город благоустроенный и красивый.

Как важно, что те, кто у власти и кто определяет развитие города и региона, в свое время приняли мудрое решение о строитель- стве здесь, на городском холме, в самом центре Ханты-Мансийска замечательного со- бора в честь Воскресения Христова. Я хотел бы сердечно поблагодарить тех, кто стоял у начала этого доброго дела – прежние власти Ханты-Мансийска, нынешние власти в лице Наталии Владимировны, Высокопреосвящен- ного Владыку Димитрия Тобольского и Тю- менского, который в то время был правящим архиереем и для этой земли и, знаем, много сил и энергии употребил для того, чтобы были построены эти храмы, которые мы видели, в том числе и этот замечательный собор в честь Воскресения Христова.

Хотел бы сердечно поблагодарить и Вас, Ваше Преосвященство, Владыка Павел. Во время Вашего короткого пребывания здесь этот собор получил свое окончательное худо- жественное оформление, уникальные росписи, замечательную утварь, красивые облачения. Он стал действительно духовным центром края и города, а вместе с этим, как всегда бывало на Руси, и центром эстетическим, интеллектуальным.

Рядом находится замечательная право- славная гимназия в честь равноапостольного князя Владимира с домовым храмом. И как мне приятно было сегодня причастить сотни гимназистов, детей, молодых людей. Дай Бог, чтобы у нас в каждом кафедральном граде была такая картина молящегося народа, как здесь, в Ханты-Мансийске, с таким большим количеством детей и молодежи. Потому что от того, как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благо- получие, а само существование суверенной России. Но от того, как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей.

Я хотел бы сегодня с вами немного поговорить на эту тему. Во время Божественной литургии мы слышали небольшой отрывок послания апостола Павла к ко- ринфянам (2 Кор. 10, 7-18). Это его второе письмо к жителям Коринфа, очень известного горо- да на юге Греции, который в то время был практически столицей, самым большим, самым крупным городом в Элладе. Много чего происходило в Коринфе. Это был портовый город, открытый всем влияниям. Туда приезжали раз- личного рода философы, учителя, купцы приносили разные идеи.

Естественно, это отражалось на жизни коринфской общины. Она нередко подпадала то под одно влияние, то под другое, и даже наметились какие-то разделения. Одни говорили, что они последо- ватели апостола Петра, другие говорили, что Павла, третьи – некоего Аполлоса, который в то время там также проповедовал.

Апостол Павел очень многое сделал для того, чтобы соеди- нить коринфян, чтобы все они поняли, что они не Павловы, не Аполлосовы, не Петровы, но что они Христовы (см. 1 Кор. 1, 12). И в сегодняшнем отрывке из его второго послания находим такие глубокие слова, он обращается к кому-то, конечно, из христиан и говорит, что они оценивают себя по себе и сравнивают себя сами с собой, и утверждает, что это неправильно (см. 2 Кор. 10, 12).

А теперь давайте задумаемся, что мы делаем в своей жизни. Как мы себя оцени- ваем? Что является нашей точкой отсчета? Ведь часто мы оцениваем самих себя по себе. Более того, мы других судим по себе, говорим о человеке, что он хороший или плохой, по-настоящему не зная, что у него в душе. Мы как бы налагаем свой взгляд на мир, свой взгляд на человека, свое личное самопонимание на другого, и самих себя де- лаем неким мерилом истины. Но и о самих себе мы говорим также сравнивая с собой. И часто это сравнение направлено не в сторону критики, в данном случае – самокритики, не в сторону беспощадного анализа, который толь- ко и может быть силой, помогающей человеку стать лучше, но чаще всего мы себя оправ- дываем, мы превозносим себя над другими и говорим: «Ну что уж я так терзаю себя угрызениями совести, если что-то неправиль- но сделал; а вот тот сосед или сослуживец, или начальник, или, наоборот, подчиненный, они-то как живут!». И внутренне поставляя себя над другими, превозносясь над другими, мы теряем всякую систему нравственных координат, потому что личность наша не яв- ляется абсолютным мерилом истины.

Нужно сказать, что этот подход – себя поставлять в центр мира, себя считать мери- лом истины – сегодня поощряется массовой культурой, общественной психологией и даже философией. Когда мы утверждаем нечто объективное, доказанное самой историей, например, героизм нашего народа в Великой Отечественной войне, появляются другие, кто говорит, что никакого героизма не было, а было то-то и то-то, принуждение или еще что- нибудь. Когда мы превозносим героизм отдельных личностей, наших маршалов, генералов, на- ших солдат, тех самых, которые, не имея ни должного обмунди- рования, ни вооружения, шли навстречу моря огня противника и погибали, то сейчас нередко, оценивая этот подвиг, кто-то го- ворит: «Ну, это их дело, что они погибали. А вот генерал Власов избрал другую точку зрения, и у каждого своя правда».

Я привел только один кон- кретный пример, который всем понятен, – взгляд на Великую Отечественную войну. Но се- годня такие же взгляды могут быть на нашу страну, на родину, на патриотизм. Мол, ты патри- от, ты любишь страну, но это твое дело, это твоя правда, а у меня другая правда, я живу уже где-то очень далеко, все мои счета и деньги тоже где- то далеко, и семья моя где-то там далеко. А здесь в трудных условиях я только деньги зара- батываю, это моя правда, это мой патриотизм. Эти примеры можно продолжать. А почему происходит все это? Сегодня общество потребления, которое ориентировано на большее коли- чество материальных ценностей, которыми должен обладать человек, очень устраивает эта философия отсутствия абсо- лютной правды, отсутствия абсолютного мери- ла истины. Сколько голов, столько и умов, у каждого своя правда, живи по своей правде, не оглядывайся ни на кого – вот жизненная философия современного общества.

А разве может быть так? Апостол Павел говорит, что нет, что не может человек оце- нивать себя по самому себе и сравнивать себя по самому себе, потому что он не есть мерило истины, потому что истина объектив- на, она не зависит от людей. Но тогда многие спросят – а где же эта истина? Вчера нас учили тому, что истина – это одно, сегодня учат, что истина – это другое. Сколько было философий за историю человеческого рода? Где эта истина? И ведь правильно спраши- вают, и одновременно абсолютно неверно. Правильно – если мы забудем о Боге, если мы скажем, что Бога нет. Тогда, конечно, нет абсолютной истины, нет мерила, критерия до- бра и зла, тогда каждый себе и другим судия, тогда общество распадается на атомы и мо- лекулы. Но когда наступает тяжелый час икс и обществу нужно мобилизоваться, у такого раздробленного общества, у людей, каждый из которых живет по своей правде, не будет никакой объединительной идеи.

Бог есть истина и мерило правды. И Он восхотел, чтобы мы, признавая Его бытие, полагали в основу Его закон как критерий истины. И тогда нам не нужно спрашивать – что правильно, а что неправильно. Открой Евангелие, прочитай, приложи к самому себе не самого себя, приложи к себе истину Божественную, и тебе все станет ясно – пра- вильно ты живешь или неверно, есть у тебя будущее или нет, есть будущее у народа или нет. Приложите Божественную правду к своей жизни – вот великие слова апостола Павла, которые мы сегодня слышали.

И поэтому вера в Бога есть жизнеут- верждающая сила для личности, для семьи, для общества, для государства и для всей человеческой цивилизации. Потому что вме- сте с верой в Бога мы признаем Его закон как абсолютную правду, как то, что соответ- ствует голосу нашей совести. Ведь Бог нас и создал в соответствии с Его замыслом, с Его нравственным законом, и потому нахо- диться в гармонии с самим собой, со своей совестью означает жить по Божиему закону. А как только его нарушаем, тот же самый голос совести беспокоит нас в той или иной мере, насколько эту совесть мы сохранили. Поэтому-то мы и строим храмы, поэтому мы и проповедуем, поэтому мы обращаемся к народу с горячим призывом хранить веру, по- тому что кроме веры нет ничего, что поможет вам отличить добро от зла. Запутаемся тогда сами в своих страстях, если будем считать, что мы пуп земли, центр вселенной, критерий добра и зла, критерий истины. Потому что рядом с нами будут такие же другие центры, а не может быть множество центров, они тогда разорвут единую плоть человеческого общества.

Все то, о чем мы сегодня говорим, имеет значение для личной нашей жизни и, как я уже сказал, для жизни народа нашего. И потому дело, которое Церковь совершает, – проповедь, молитва, строительство храмов, воспитание детей и молодежи – делается ради жизни с большой буквы. Не ради того, чтобы кто-то, как иногда говорят недоброжелатели, деньги на этом зарабатывал. Всем хорошо известно – никаких денег в Церкви особо не заработаешь. Она посылает своих тружеников в тяжелейшие условия. Вчера вечером в кругу архиереев мы обсуждали вопрос о том, как организовать пастырское окормление Край- него Севера, где тяжелейшие климатические условия и очень невысокий уровень жизни для священнослужителей. Какое уж здесь роскошество, какое же здесь наслаждение жизнью? Это подвиг. Но мы будем совершать эти деяния, потому что с их успехом связы- ваем будущее нашей страны и нашего народа.

Хотел бы еще раз сердечно поздравить всех нас с великим событием – освящением этого святого храма. Приходите в этот храм, молитесь. Когда не было храмов, вроде как можно было и не ходить, но когда храм есть, его колокол должен тоже будить в вас память о вечном, о том, что именно в храме через молитву, через слушание слова Божия вы будете обретать Божественную мудрость, критерий истины, который не даст вам за- блудиться в жизни ни в маленьком, ни в большом, ни в личном, ни в государственном. Потому что Бог отвечает людям на их молитву и ведет их по жизни, если они принимают Его правду, Его закон.

В память о посещении Ханты-Мансийска и освящении этого святого храма я бы хотел подарить образ святителя Николая Можайско- го с житием и с памятной табличкой о том, что этот образ является даром Патриарха. И когда будете подходить и молиться святителю Николаю, великому угоднику и чудотворцу, вспоминайте в ваших молитвах и Патриарха, который в таковых молитвах очень нуждается. Я хотел бы, Владыка Павел, поблагодарить Вас за Ваши труды и вручить Вам святую панагию в знак моей признательности за то, что Вы сделали за такой короткий промежуток времени и для этого святого собора, и для церковной жизни в Ханты-Мансийском округе. Кроме того, я имею сердечную потреб- ность выразить свою благодарность светским людям, которые много потрудились для строительства, благоукрашения этого святого храма и укрепления Православия на Ханты- Мансийской земле…

А всем вам, мои дорогие, кто участвовал в сегодняшней службе, я хотел бы передать небольшие иконочки Воскресшего Спасите- ля, в честь Которого и назван этот храм, с Патриаршим благословением. Храни вас всех Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.