19 сентября 2013 года, в праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Кирилл совершил чин Великого освящения кафедрального собора Воскресения Христова в Ханты-Мансийске и Божественную литургию
в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвя-
щенства! Досточтимый Владыка Павел! Ваше
Превосходительство, Наталья Владимировна!
Высокие представители государственной вла-
сти! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и по-
здравляю с большим событием – не только
для Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского
округа, не только для этой части Сибири и
Приуралья, но и для всей нашей Церкви, – в
городе, который стал городом недавно, исто-
рия и судьба которого связана с трудовым
подвигом нашего народа по освоению этого
таежного края, с тем подвигом, результа-
тами которого во многом обуславливается
нынешнее экономическое положение России,
ее место в мире и ее статус. Совершенно
очевидно, что люди, которые здесь трудятся,
которые выполняют свой долг, находятся
нередко в экстремальных ситуациях, хотя
сам город Ханты-Мансийск за последние
годы, как говорят старожилы, неузнаваемо
преобразился и являет пример небольшого
замечательного современного города, такого,
какими и должны быть у нас города в Сиби-
ри, на Дальнем Востоке, а, может быть, и в
средней полосе России, на севере и на юге
страны – город благоустроенный и красивый.
Как важно, что те, кто у власти и кто
определяет развитие города и региона, в свое
время приняли мудрое решение о строитель-
стве здесь, на городском холме, в самом
центре Ханты-Мансийска замечательного со-
бора в честь Воскресения Христова. Я хотел
бы сердечно поблагодарить тех, кто стоял у
начала этого доброго дела – прежние власти
Ханты-Мансийска, нынешние власти в лице
Наталии Владимировны, Высокопреосвящен-
ного Владыку Димитрия Тобольского и Тю-
менского, который в то время был правящим
архиереем и для этой земли и, знаем, много
сил и энергии употребил для того, чтобы были
построены эти храмы, которые мы видели,
в том числе и этот замечательный собор в
честь Воскресения Христова.
Хотел бы сердечно поблагодарить и Вас,
Ваше Преосвященство, Владыка Павел. Во
время Вашего короткого пребывания здесь
этот собор получил свое окончательное худо-
жественное оформление, уникальные росписи,
замечательную утварь, красивые облачения.
Он стал действительно духовным центром
края и города, а вместе с этим, как всегда
бывало на Руси, и центром эстетическим,
интеллектуальным.
Рядом находится замечательная право-
славная гимназия в честь равноапостольного
князя Владимира с домовым храмом. И как
мне приятно было сегодня причастить сотни
гимназистов, детей, молодых людей. Дай Бог,
чтобы у нас в каждом кафедральном граде
была такая картина молящегося народа, как
здесь, в Ханты-Мансийске, с таким большим
количеством детей и молодежи. Потому что от
того, как будет воспитываться молодежь,
будет напрямую зависеть не только благо-
получие, а само существование суверенной
России. Но от того, как будут воспитываться
сегодня молодые люди, зависит также и их
счастье, счастье их семей.
Я хотел бы сегодня с вами
немного поговорить на эту тему.
Во время Божественной литургии
мы слышали небольшой отрывок
послания апостола Павла к ко-
ринфянам (2 Кор. 10, 7-18). Это
его второе письмо к жителям
Коринфа, очень известного горо-
да на юге Греции, который в то
время был практически столицей,
самым большим, самым крупным
городом в Элладе. Много чего
происходило в Коринфе. Это был
портовый город, открытый всем
влияниям. Туда приезжали раз-
личного рода философы, учителя,
купцы приносили разные идеи.
Естественно, это отражалось на
жизни коринфской общины. Она
нередко подпадала то под одно
влияние, то под другое, и даже
наметились какие-то разделения.
Одни говорили, что они последо-
ватели апостола Петра, другие
говорили, что Павла, третьи –
некоего Аполлоса, который в то
время там также проповедовал.
Апостол Павел очень многое
сделал для того, чтобы соеди-
нить коринфян, чтобы все они
поняли, что они не Павловы, не
Аполлосовы, не Петровы, но что
они Христовы (см. 1 Кор. 1, 12).
И в сегодняшнем отрывке из его
второго послания находим такие
глубокие слова, он обращается к
кому-то, конечно, из христиан и
говорит, что они оценивают себя
по себе и сравнивают себя сами с собой,
и утверждает, что это неправильно (см. 2
Кор. 10, 12).
А теперь давайте задумаемся, что мы
делаем в своей жизни. Как мы себя оцени-
ваем? Что является нашей точкой отсчета?
Ведь часто мы оцениваем самих себя по
себе. Более того, мы других судим по себе,
говорим о человеке, что он хороший или
плохой, по-настоящему не зная, что у него
в душе. Мы как бы налагаем свой взгляд на
мир, свой взгляд на человека, свое личное
самопонимание на другого, и самих себя де-
лаем неким мерилом истины. Но и о самих
себе мы говорим также сравнивая с собой. И
часто это сравнение направлено не в сторону
критики, в данном случае – самокритики, не в
сторону беспощадного анализа, который толь-
ко и может быть силой, помогающей человеку
стать лучше, но чаще всего мы себя оправ-
дываем, мы превозносим себя над другими
и говорим: «Ну что уж я так терзаю себя
угрызениями совести, если что-то неправиль-
но сделал; а вот тот сосед или сослуживец,
или начальник, или, наоборот, подчиненный,
они-то как живут!». И внутренне поставляя
себя над другими, превозносясь над другими,
мы теряем всякую систему нравственных
координат, потому что личность наша не яв-
ляется абсолютным мерилом истины.
Нужно сказать, что этот подход – себя
поставлять в центр мира, себя считать мери-
лом истины – сегодня поощряется массовой
культурой, общественной психологией и даже
философией. Когда мы утверждаем нечто
объективное, доказанное самой историей,
например, героизм нашего народа в Великой
Отечественной войне, появляются другие, кто
говорит, что никакого героизма
не было, а было то-то и то-то,
принуждение или еще что-
нибудь. Когда мы превозносим
героизм отдельных личностей,
наших маршалов, генералов, на-
ших солдат, тех самых, которые,
не имея ни должного обмунди-
рования, ни вооружения, шли
навстречу моря огня противника
и погибали, то сейчас нередко,
оценивая этот подвиг, кто-то го-
ворит: «Ну, это их дело, что они
погибали. А вот генерал Власов
избрал другую точку зрения, и
у каждого своя правда».
Я привел только один кон-
кретный пример, который всем
понятен, – взгляд на Великую
Отечественную войну. Но се-
годня такие же взгляды могут
быть на нашу страну, на родину,
на патриотизм. Мол, ты патри-
от, ты любишь страну, но это
твое дело, это твоя правда, а
у меня другая правда, я живу
уже где-то очень далеко, все
мои счета и деньги тоже где-
то далеко, и семья моя где-то
там далеко. А здесь в трудных
условиях я только деньги зара-
батываю, это моя правда, это
мой патриотизм. Эти примеры
можно продолжать. А почему
происходит все это? Сегодня
общество потребления, которое
ориентировано на большее коли-
чество материальных ценностей,
которыми должен обладать человек, очень
устраивает эта философия отсутствия абсо-
лютной правды, отсутствия абсолютного мери-
ла истины. Сколько голов, столько и умов, у
каждого своя правда, живи по своей правде,
не оглядывайся ни на кого – вот жизненная
философия современного общества.
А разве может быть так? Апостол Павел
говорит, что нет, что не может человек оце-
нивать себя по самому себе и сравнивать
себя по самому себе, потому что он не есть
мерило истины, потому что истина объектив-
на, она не зависит от людей. Но тогда многие
спросят – а где же эта истина? Вчера нас
учили тому, что истина – это одно, сегодня
учат, что истина – это другое. Сколько было
философий за историю человеческого рода?
Где эта истина? И ведь правильно спраши-
вают, и одновременно абсолютно неверно.
Правильно – если мы забудем о Боге, если
мы скажем, что Бога нет. Тогда, конечно, нет
абсолютной истины, нет мерила, критерия до-
бра и зла, тогда каждый себе и другим судия,
тогда общество распадается на атомы и мо-
лекулы. Но когда наступает тяжелый час икс
и обществу нужно мобилизоваться, у такого
раздробленного общества, у людей, каждый
из которых живет по своей правде, не будет
никакой объединительной идеи.
Бог есть истина и мерило правды. И Он
восхотел, чтобы мы, признавая Его бытие,
полагали в основу Его закон как критерий
истины. И тогда нам не нужно спрашивать –
что правильно, а что неправильно. Открой
Евангелие, прочитай, приложи к самому
себе не самого себя, приложи к себе истину
Божественную, и тебе все станет ясно – пра-
вильно ты живешь или неверно, есть у тебя
будущее или нет, есть будущее у народа или
нет. Приложите Божественную правду к своей
жизни – вот великие слова апостола Павла,
которые мы сегодня слышали.
И поэтому вера в Бога есть жизнеут-
верждающая сила для личности, для семьи,
для общества, для государства и для всей
человеческой цивилизации. Потому что вме-
сте с верой в Бога мы признаем Его закон
как абсолютную правду, как то, что соответ-
ствует голосу нашей совести. Ведь Бог нас
и создал в соответствии с Его замыслом, с
Его нравственным законом, и потому нахо-
диться в гармонии с самим собой, со своей
совестью означает жить по Божиему закону.
А как только его нарушаем, тот же самый
голос совести беспокоит нас в той или иной
мере, насколько эту совесть мы сохранили.
Поэтому-то мы и строим храмы, поэтому
мы и проповедуем, поэтому мы обращаемся к
народу с горячим призывом хранить веру, по-
тому что кроме веры нет ничего, что поможет
вам отличить добро от зла. Запутаемся тогда
сами в своих страстях, если будем считать,
что мы пуп земли, центр вселенной, критерий
добра и зла, критерий истины. Потому что
рядом с нами будут такие же другие центры,
а не может быть множество центров, они
тогда разорвут единую плоть человеческого
общества.
Все то, о чем мы сегодня говорим, имеет
значение для личной нашей жизни и, как я
уже сказал, для жизни народа нашего. И
потому дело, которое Церковь совершает, –
проповедь, молитва, строительство храмов,
воспитание детей и молодежи – делается ради
жизни с большой буквы. Не ради того, чтобы
кто-то, как иногда говорят недоброжелатели,
деньги на этом зарабатывал. Всем хорошо
известно – никаких денег в Церкви особо не
заработаешь. Она посылает своих тружеников
в тяжелейшие условия. Вчера вечером в кругу
архиереев мы обсуждали вопрос о том, как
организовать пастырское окормление Край-
него Севера, где тяжелейшие климатические
условия и очень невысокий уровень жизни
для священнослужителей. Какое уж здесь
роскошество, какое же здесь наслаждение
жизнью? Это подвиг. Но мы будем совершать
эти деяния, потому что с их успехом связы-
ваем будущее нашей страны и нашего народа.
Хотел бы еще раз сердечно поздравить
всех нас с великим событием – освящением
этого святого храма. Приходите в этот храм,
молитесь. Когда не было храмов, вроде как
можно было и не ходить, но когда храм
есть, его колокол должен тоже будить в вас
память о вечном, о том, что именно в храме
через молитву, через слушание слова Божия
вы будете обретать Божественную мудрость,
критерий истины, который не даст вам за-
блудиться в жизни ни в маленьком, ни в
большом, ни в личном, ни в государственном.
Потому что Бог отвечает людям на их молитву
и ведет их по жизни, если они принимают
Его правду, Его закон.
В память о посещении Ханты-Мансийска
и освящении этого святого храма я бы хотел
подарить образ святителя Николая Можайско-
го с житием и с памятной табличкой о том,
что этот образ является даром Патриарха. И
когда будете подходить и молиться святителю
Николаю, великому угоднику и чудотворцу,
вспоминайте в ваших молитвах и Патриарха,
который в таковых молитвах очень нуждается.
Я хотел бы, Владыка Павел, поблагодарить
Вас за Ваши труды и вручить Вам святую
панагию в знак моей признательности за то,
что Вы сделали за такой короткий промежуток
времени и для этого святого собора, и для
церковной жизни в Ханты-Мансийском округе.
Кроме того, я имею сердечную потреб-
ность выразить свою благодарность светским
людям, которые много потрудились для
строительства, благоукрашения этого святого
храма и укрепления Православия на Ханты-
Мансийской земле…
А всем вам, мои дорогие, кто участвовал
в сегодняшней службе, я хотел бы передать
небольшие иконочки Воскресшего Спасите-
ля, в честь Которого и назван этот храм,
с Патриаршим благословением. Храни вас
всех Господь!
Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси
|