Когда был принят догмат о Сошествии во ад?
(Я знаю тексты Евангелия, которые подтверждают его, но было ли «официальное» утверждение
этого догмата?) Почему он не включен в Символ веры?
Светлана
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Учение о сошествии во ад Господа нашего Иисуса
Христа не принималось специально на каком-либо Соборе, потому что это учение апостольское, которое
принадлежало Церкви с самого Ее основания. Св.
апостол Петр пишет, что «Христос, чтобы привести
нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но
ожив духом… находящимся в темнице духам, сойдя,
проповедал» (1Пет. 3: 18-19). Здесь изложен догмат
Церкви: Спаситель Своим духом сходил в темницу к
духам, чтобы им проповедать.
Есть древнее свидетельство о том, как св. апостол
Фаддей, посланный по воле Господа к эдесскому
царю Авгарю, сказал ему: «созови мне всех твоих
граждан, и я буду им проповедовать и посею в них
слово жизни: расскажу о пришествии Иисуса, как оно
совершилось, о посланничестве Его и о том, для чего
Он был послан Отцом, о могуществе Его и делах Его,
о тайнах, которые Он поведал миру, о силе, которой
Он творил это, о новизне Его учения, о Его умалении и уничижении, о том, как Он Сам Себя смирил
и умер, как умалил Свое Божество, как был распят,
сошел во ад, сокрушил ограду, от века несокрушимую,
воскресил мертвых, как сошел один, а восшел к Отцу
Своему с великим множеством людей» (Евсевий Памфил. Церковная история. Книга I, гл. 13).
Среди ранних христианских богословов о сошествии
во ад писали св. Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Лактанций, святители
Епифаний Кипрский, Василий Великий, Иоанн Златоуст
и другие. Святитель Григорий Богослов говорит: «погребается, но восстает, нисходит во ад, но возводит
из него души» (Слово 29, о богословии, третье).
Символ веры формулирует важнейшие постулаты
Православного вероучения: о триединстве Бога, о
боговоплощении, Искуплении, Воскресении, Вознесении
Господа нашего Иисуса Христа и о Церкви. В него
не включены по причине краткости и лаконичности
формулировок важные, но менее фундаментальные положения христианского учения: Обрезание, Сретение,
Крещение, Сошествие во ад и некоторые другие.
Благословляется ли в свв. посты принимать
витамины и биологически активные добавки, не
прописанные врачом? И как обстоит дело с лекарствами, если их прописывает врач?
Евгений
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Уважаемый Евгений!
По причине нашей духовной немощи мы не
способны поститься так же, как постились святые
отцы, хотя всячески должны стремиться к этому. Но
здесь главное – не переусердствовать, предавшись
«ревности не по разуму». Если наш организм становится настолько истощен, что это отрицательно
сказывается на молитве (одолевает сонливость,
уныние, рассеянность, общая расслабленность, нет
сил выстаивать богослужения и т. д.), то в этом
случае, конечно же, не грех начать принимать
витамины, так как цель поста – не умерщвление
плоти в буквальном смысле этого слова, но ее порабощение духу, умервщление греховных страстей.
О том, какие выбрать витамины и как их правильно
принимать, нужно посоветоваться с врачом. Что
касается биодобавок, то их состав мне неизвестен,
поэтому в этом вопросе требуется консультация
специалиста. Но на мой взгляд, лучше от них воздержаться, особенно если эти добавки содержат в
себе непостные компоненты.
Относительно лекарств: ответственность за их назначение ложится на врача, который призван вместе
с Вами заботиться о Вашем здоровье. Если Вашему
организму необходимо употребление назначенных
врачом медицинских средств, то Вы не должны игнорировать их.
Православие.ru
|