ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

Когда был принят догмат о Сошествии во ад? (Я знаю тексты Евангелия, которые подтверждают его, но было ли «официальное» утверждение этого догмата?)
Почему он не включен в Символ веры?

Светлана

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Учение о сошествии во ад Господа нашего Иисуса Христа не принималось специально на каком-либо Соборе, потому что это учение апостольское, которое принадлежало Церкви с самого Ее основания. Св. апостол Петр пишет, что «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3: 18-19). Здесь изложен догмат Церкви: Спаситель Своим духом сходил в темницу к духам, чтобы им проповедать.

Есть древнее свидетельство о том, как св. апостол Фаддей, посланный по воле Господа к эдесскому царю Авгарю, сказал ему: «созови мне всех твоих граждан, и я буду им проповедовать и посею в них слово жизни: расскажу о пришествии Иисуса, как оно совершилось, о посланничестве Его и о том, для чего Он был послан Отцом, о могуществе Его и делах Его, о тайнах, которые Он поведал миру, о силе, которой Он творил это, о новизне Его учения, о Его умалении и уничижении, о том, как Он Сам Себя смирил и умер, как умалил Свое Божество, как был распят, сошел во ад, сокрушил ограду, от века несокрушимую, воскресил мертвых, как сошел один, а восшел к Отцу Своему с великим множеством людей» (Евсевий Памфил. Церковная история. Книга I, гл. 13).

Среди ранних христианских богословов о сошествии во ад писали св. Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Лактанций, святители Епифаний Кипрский, Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие. Святитель Григорий Богослов говорит: «погребается, но восстает, нисходит во ад, но возводит из него души» (Слово 29, о богословии, третье). Символ веры формулирует важнейшие постулаты Православного вероучения: о триединстве Бога, о боговоплощении, Искуплении, Воскресении, Вознесении Господа нашего Иисуса Христа и о Церкви. В него не включены по причине краткости и лаконичности формулировок важные, но менее фундаментальные положения христианского учения: Обрезание, Сретение, Крещение, Сошествие во ад и некоторые другие.

Благословляется ли в свв. посты принимать витамины и биологически активные добавки, не прописанные врачом? И как обстоит дело с лекарствами, если их прописывает врач?

Евгений

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Уважаемый Евгений!
По причине нашей духовной немощи мы не способны поститься так же, как постились святые отцы, хотя всячески должны стремиться к этому. Но здесь главное – не переусердствовать, предавшись «ревности не по разуму». Если наш организм становится настолько истощен, что это отрицательно сказывается на молитве (одолевает сонливость, уныние, рассеянность, общая расслабленность, нет сил выстаивать богослужения и т. д.), то в этом случае, конечно же, не грех начать принимать витамины, так как цель поста – не умерщвление плоти в буквальном смысле этого слова, но ее порабощение духу, умервщление греховных страстей.

О том, какие выбрать витамины и как их правильно принимать, нужно посоветоваться с врачом. Что касается биодобавок, то их состав мне неизвестен, поэтому в этом вопросе требуется консультация специалиста. Но на мой взгляд, лучше от них воздержаться, особенно если эти добавки содержат в себе непостные компоненты.

Относительно лекарств: ответственность за их назначение ложится на врача, который призван вместе с Вами заботиться о Вашем здоровье. Если Вашему организму необходимо употребление назначенных врачом медицинских средств, то Вы не должны игнорировать их.

Православие.ru

Назад

Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок
Сибирская Православная газета, 2024 г.