О том, какой смысл и значение слов: да будет воля Твоя, яко на небеси
и на земли, и с каким расположением духа должно произносить эти слова
Ученики Небесного Учителя просили Его:
научи нас молиться, как и Иоанн (Предтеча)
научил учеников своих (Лк.11:1). Учитель,
исполняя их просьбу, сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое; да приидет Царствие
Твое; да будет воля Твоя и на земле, как
на небе (Лк.11:2). Но, Боже, сколь непостигаема нами молитва Твоя! Мы и блаженные
духи небесные весьма различаемся одни
от других: они живут на небе; мы же, изгнанные из рая, находимся на земле, – в
сей юдоли плачевной, наполненной всеми
бедствиями мирской жизни. У Небесных
Воинств все совершается по их желанию,
и нет у них ничего неугодного им.
У нас же, чуждых небесной жизни,
едва ли найдется что-либо доброе
и приятное: везде сопротивление,
печаль и мерзость; если и встречается что-нибудь доброе, то и оно
едва ли совершается по доброй воле
(не по принуждению), а больше по
другим побуждениям; здесь каждый
день приносит нам печаль; здесь и
бесчисленные огорчения, развратники, изменники, воры, мошенники
и прочие нечестивцы; там, на небе,
– все в порядке, величественно и
радостно, и вместе с этим весьма
удобно и легко исполнять там волю
Божию, повиноваться ей по одному
Божественному мановению, где ничто противное не может возмущать
душу. Здесь, на земле, напротив:
тысячи бедствий преследуют нас и
сокрушают дух, отягощают печалью,
заботами: едва немного успокоишься,
– вдруг новая тревога, новая война:
все злое собралось против нас, беда
за бедой следует беспрерывно, едва
можно улучить свободную минуту
вспомнить о Боге и спокойно помолиться Ему. Мы, смертные, – слабые,
не столь усердны и не столь подвижны к
молитве, а потому и не можем равняться
в этом с блаженными небожителями, не
можем одинаково с ними говорить Отцу
Небесному: да будет воля Твоя и на земле,
как на небе, ибо мы во многом отличаемся
от горних небожителей. О, Господи! Туда нас
пересели, тогда и мы по усердию и деятельности сравняемся с ними.
Так ли это, любезный христианин, на самом деле? Нет, не так понимаешь ты слова:
да будет воля Твоя и на земле, как на небе,
не те причины неисполнения нами воли Божией, ибо настоящая, истинная причина этого неисполнения на земле воли Божией, так
как на небе исполняется она, заключается
не в окружающих нас внешних препятствиях,
она гнездится внутри нас: мы слабы духом,
нестарательны к точному исполнению воли
Божией. Как легко падаем мы, побеждаемые
своей греховностью, в делах самых легких
по исполнению; малейшая скорбь, подобная
слабому дуновению ветерка, сокрушает нас
и смущает, мы тотчас же приходим в ужас,
что вот уже погибаем. Успокойтесь, пугливые
маловеры; ничего такого Христос не заповедал, чего бы человек не мог успешно выполнить или что превосходило бы нашу силу.
Приложим же, братия, все наше старание
так исполнять волю Божию на земле, как
исполняют ее Ангелы на небесах, и если
бы недоставало у нас сил выполнить волю
Божию самим делом, то уже и одно наше
искреннее желание исполнить ее примется
Богом за самое дело. Святой Киприан так
выразился о значении этой молитвы: «Христос научил нас молиться: да будет воля
Твоя и на земле, как на небе. Это означает
не то, чтобы Бог творил то, что Ему угодно,
но чтобы мы сами старались делать то, чего
Бог хочет и чего требует от нас». Итак, кто
желает последовать Христу, предшествующему в молитве Своим в ней голосом, тот
не должен в своих устах удерживать или
ограничивать значения слов и смысла их,
но во всей широте того и другого провозглашать: да будет воля Твоя и на земле, как
на небе, и да молится, чтобы Бог вразумил
его исполнять Свою Божественную волю.
Молиться же об этом должно:
Во-первых, с чистым намерением: да
будет воля Твоя; ибо я, сердечно желая
следовать ей, бескорыстно, не ради награды
или приобретения чего-либо и не потому,
что Ты, Господи, обогатил меня щедротами
Своими и оградил меня от противников
моих, как в этом упрекал сатана праведного
Иова пред Богом (ср.: Иов1:9-10), и не из-за
страха вечных мук геенских, но в простоте
сердца следую воле Твоей, желаю, чего Ты
желаешь, потому только, что Ты того хочешь,
что такова Твоя воля, Боже мой!
Во-вторых, молиться должно с любовью:
да будет воля Твоя! Одного я здесь ищу и
одно мыслю, чтобы во всем совершалась
воля Твоя, Господи! Да величество имени
Твоего, Боже мой, распространится и прославится через меня, непотребного раба
Твоего. Это одно считаю для себя величайшей честью и наградой, чтобы я достоин был
благоугождать Тебе, Создатель мой, Который
даровал мне разум и свободную волю как
залог ближайшего общения с Тобой, моим
Творцом и Спасителем. Святой Иоанн Златоуст наставляет меня в этом, говоря: «Ты не
понимаешь, что значит выражение: угождать
Богу, то есть молиться Ему, прославлять
Его всемогущество, правду и милость и исполнять Его волю, если ищешь в угождении
Богу другой награды: высочайшая награда и
есть живое наше общение с Богом».
В-третьих, наше желание исполнять несомненную волю Божию должно быть спешное (скорое) и непринужденное (по доброй
воле совершаемое). Да будет воля Твоя,
Отче Небесный: я готов исполнять ее безотлагательно и по собственному желанию;
кто раздумывает сначала, исполнять или не
исполнять заповеди Божии, тот не хочет
исполнять их; ибо доброхотно посвятившему себя на служение Богу свойственно
быть всегда готовым и без малейшего отлагательства исполнять Его святую волю. У
свободной воли, совершающей доброе дело,
отнимается столько благодати Божией, насколько она находится в закоснении своем
для совершения доброго дела. А потому
каждый истинный христианин должен вместе
с Давидом всегда повторять: Готово сердце
мое, Боже, утвердилось оно сотворить всю
(и легкую, и тяжелую для меня) Твою волю
(Пс.107:2).
В-четвертых, с сердечным удовольствием должно исполнять волю Божию.
Некоторые дела совершаются хотя и
скоро, но неохотно, не от сердца. А
потому апостол Павел наставляет коринфян, говоря: Кто сеет скупо, для
того и жатва скупа; а кто сеет щедро, для того щедра и жатва: каждый
уделяй по расположению сердца, не
с огорчением и не с принуждением;
ибо доброхотно дающего любит Бог
(2 Кор.9, 6-7). Кто предположил себе
во всяком своем деле поступать по
воле Божией, тот, если встретится
что-нибудь и скорбное, не считает его
таковым, а принимает за счастливое,
легко его переносит на себе, говоря
с Христом Господом: «Моя пища есть
– творить волю пославшего Меня и
совершить дело Его. Итак, да будет
воля Твоя и на земле, как на небе».
В-пятых, исполнение воли Божией
должно быть совершенное и всецелое.
Человек, желающий истинно исполнять
волю Божию и быть угодным Богу, не
ищет себе оправдательных оговорок
и мнимых причин к замедлению в
исполнении воли Божией. Он не говорит: «Исполню, Господи, Твою волю,
но не теперь; буду слушать Тебя, Господи,
повиноваться Тебе, но не приказывай мне
сейчас же это сделать; я готов всем умывать и целовать ноги, только не заставляй
меня делать это врагу моему; не отрекусь
перенести унижение, только бы никто этого
не видел; все готов исполнить, только этого
не требуй от меня». Не таковы преданные
и покорные воле Божией; они ни от чего
не отказываются: не устраняют себя от бедствий, но смиренно и всецело предоставляют
себя в волю Божию, говоря: «О Боже! Если
Тебе угодно, чтобы я потерпел большие и
тягчайшие скорби и испытания: вот я – готов
на все, все охотно приму, ни от чего не
откажусь, повели еще более тяжко наказать
меня, только да будет во мне и надо мной
воля Твоя святая и праведная!»
В-шестых, исполняя всецело волю Божию,
всякий обязан быть долготерпеливым: «Да
будет воля Твоя, Господи, исполняема мной
и надо мной в течение десятков, сотен,
тысяч лет и во веки веков, – да будет воля
Твоя во все бесконечные веки: я преклонил
сердце мое к исполнению уставов Твоих на
веки бесконечные (см.: Пс.118:112). Хочешь
ли, Господи, чтобы я терпел, ожидая спасения сто, тысячу лет? – и буду терпеть; если
Ты этого хочешь, хочу и я». Так-то желательно и приятнее всего истинно возлюбившим
Господа своего беспрестанно повторять молитву Господню: вот те крыла Серафимов, с
помощью которых и мы, «персть от земли»,
возможем подняться на высоту и вознести
наш ум и сердце превыше небес, к самому
Престолу Всевышнего.
|