Максимов Василий Максимович.
Девушка у амбара. 1874 г. Холст, масло
|
Обилие информации в современном мире не уменьшает количества Иванов, не помнящих родства.
Многие родители хотели бы узнать свою родословную и рассказать о ней детям, но не понимают, с
чего начать. Некоторые педагоги через эту обширную тему могут познакомить детей с краеведением.
Исследование истории своего рода и края, как и любая другая поисковая работа, – это непростая
деятельность. Но очень плодотворная, интересная и благодарная.
Известная поговорка гласит: «Родители должны дать детям корни и крылья». Под «крыльями» увлеченные родители понимают высокий уровень образования, обеспечивающий ребенку успешный старт.
А что делать с «корнями»? Так ли они нужны? И как можно познакомить ребенка (а заодно и себя)
с историей своего рода и историей местности, в которой мы живем?
Знакомство с историей своего рода,
своего края и их изучение – интереснейший
процесс. Это занятие может способствовать
духовному обогащению ребенка, укреплению
родственных связей, сближению. Поиск данных, как правило, очень продолжительный.
Здесь сложно увидеть результат работы в
ближайшем будущем, сложно даже спрогнозировать его. Но и эта особенность данного
увлечения можно рассматривать как некий
образовательный элемент: не все получается
быстро и сразу.
Изучение своих корней с малышами
уместно осуществлять через творческие занятия. Они напоминают современным взрослым и детям о повседневной или сезонной
деятельности наших родных в недалеком
прошлом. Даже если совсем нет навыков
печь хлеб на закваске, ловить рыбу или же
заниматься бортничеством.
Через изучение своей родословной можно прикоснуться к многочисленным областям
знаний, к настоящему и неведомому. У многих со временем этот интерес становится
образом жизни.
А что я умею?..»
Обычно ранней весной, как только сойдет
снег, я люблю в деревне на родине ходить на
речку. Сухая прошлогодняя трава, лед в низинках, теплый ветерок и тишина. Мне всегда
на этой извилистой речушке вспоминаются
мои предки. Ничего, кроме имен, о многих
из них я не знаю. Не представляю, как они
выглядели, чем и как жили. Но что я знаю
наверняка, так это то, что они многое умели.
Без магазинов, в самой далекой от городов
глуши они полностью могли себя обеспечить:
построить жилье, изготовить одежду и обувь,
посеять, собрать и сохранить зерно, добыть
и приготовить еду, содержать дом, животных.
Они все это (и не только это) умели.
И я каждый раз спрашиваю себя: а я
хоть что-то умею? Чему я научилась за этот
год? И чему я смогла научить детей? Иногда,
увы, нет вразумительного ответа.
Такие же вопросы я часто задаю себе
после прочтения некоторых книг. А это я
смогу повторить или воспроизвести? А здесь
я бы как поступила? Нередко сама удивляюсь, насколько же мы сегодня беспомощны
и неумелы.
Любое увлечение человека влияет на его
образ жизни, откладывает отпечаток на его
деятельность в свободное время, на выбор.
Родители и педагоги, которые увлекаются
краеведением или же занимаются им на
серьезном уровне, нередко свой досуг и
внеклассную (внешкольную) деятельность
направляют в исследовательское и познавательное русло по этой теме. Вероятно, не интересующемуся человеку сложно это делать
специально, но, если попробовать прожить
хотя бы четверть (или год), прикоснувшись
к своей истории, можно многое узнать. И о
себе, и о своих детях (может, и некоторые
интересы проявятся) или воспитанниках.
Мои прадеды по одной из линий были
зажиточными крестьянами. И мне, зная это,
хочется так же аккуратно, разумно и плодотворно вести свое хозяйство. Я действительно хочу этому научиться. Я осознаю, что,
вероятно, и у них не все гладко и хорошо
получалось. И не сразу. Понимаю, что у них
не было «пустого начала»: они с раннего
детства впитывали в себя обычаи и традиции
ведения крестьянского натурального хозяйства. Им не приходилось этому учиться по
книгам и роликам в интернете. Трудовое
воспитание велось с младенчества. Оно и
не велось специально, таковы были условия
жизни: дети видели и сами участвовали в
выращивании злаков, овощей, их хранении
и консервировании, в уходе за животными,
изготовлении одежды, заготовке дров, сборе
трав и грибов и прочих жизнеобеспечивающих занятиях.
Я знаю из рассказов папы и его сестры,
моей тети, что их бабушка Ульяна прекрасно
ориентировалась в лесу, имела интуитивное
чувствование, чутье при нахождении выхода из леса. Неоднократно участвовала в
поиске заблудившихся односельчан. Я же
совсем редко бываю в лесу. И совсем в
нем не ориентируюсь. Лес, как большое биологическое гармоническое сообщество, как
огромная зеленая масса, вызывает у меня
благоговейный страх. При любом походе в
лес или даже лесопарк я всегда вспоминаю
о прабабушке Ульяне. За годы я более-менее смогла изучить видовой состав местной
растительности, развиваю наблюдательность,
стараясь замечать норы животных, гнезда
птиц, но интуитивного чувствования лесного
массива я не достигла. И даже пока не знаю,
как мне к этому приблизиться. Возможно,
это был ее дар, и просто так этому не научишься. Нужно и в лесу чаще бывать, и
мудрость опытную иметь.
Ведение хозяйства
Много факторов влияет на ведение натурального хозяйства. Например, садоводство и
огородничество зависят от погодных условий,
удобренности почвы, сроков посева, качества семенного материала и пр. Мы, жители
мегаполисов, сегодня не задумываемся, как
и когда посеять злаки, но изучение своей
родословной очень помогает не только об
этом подумать, но даже и попробовать хоть
чему-то научиться, хоть что-то вырастить
самому.
Обед на покосе. Река Шексна. Фото Прокудина-Горского
|
А выпечка хлеба, пирогов? Много ли сегодня хозяюшек, которые могут похвастаться
таким умением? Многие ли из нас могут
выпечь подовый хлеб хотя бы в электрической духовке, не говоря уж о русской печи?
Эти навыки постепенно уходят, рецепты
теряются, забываются. Вспоминая наших
прабабушек, большинство из которых жили
и хозяйствовали в деревнях, мы можем и
сами, и с детьми освоить азы хлебопечения,
попробовать старые рецепты. Неслучайно так
популярны сегодня марафоны по хлебопечению (такие как «Хлебный замес» и др.) и
различные литературные сборники-альманахи
(например «Хлебная книга»).
Очень полезно представить вместе с
детьми, как хранить продукты без холодильника, как солить, квасить, сушить корнеплоды, грибы, травы. Я без своей электрической
сушилки так и не смогла пока научиться
сушить ягоды и травы. В деревенском доме
или даже на чердаке (где положено сушить)
у нас очень влажный воздух, и высушить
что-то для долговременного хранения у меня
еще ни разу не получилось. Недосушенные
продукты и травы быстро портятся. Как же
наши бабушки это делали?
Предметы быта и строения
Рассказывая о прабабушках и прадедушках, стоит опираться на возраст ребенка.
Говорить надо то, что ему (им) было бы
интересно, любопытно. Подробности, как
правило, сначала не очень важны. А чаще
всего их и нет, подробностей. К сожалению.
Только имя и отчество в метрической книге.
Тут-то, когда понимаешь, что совсем ничего
не знаешь, начинаешь обращать внимание
на предметы быта в музеях и на картинах,
на описания бытовых процессов в произведениях русских и зарубежных писателей.
Каждая маленькая встреча с предметами
старинного быта в книгах, музеях или фильмах надолго остается в памяти ребенка. Да
и взрослого тоже. Однажды, будучи в гостях
в Перми, мы посетили художественную галерею. Маленьким детям не очень интересно
было рассматривать картины. В одном из
залов мы увидели полотно Василия Максимовича Максимова «Девушка у амбара». Тут
пришлось вспомнить сказку «Колобок»: «По
амбару помети, по сусекам поскреби». Так
вот он какой – этот амбар, вот как выглядит
эта хозяйственная постройка. И в нашей семье много-много лет назад, вероятно, были
такие же постройки. Многим детям сложно
понять и представить, как это может быть
«много-много лет назад»? Тут не следует
углубляться в объемные рассуждения, а стоит
выбрать самые простые и понятные слова
для немногословного объяснения. Один раз
скажем, спустя время еще напомним, найдем
в книге подходящие картинки – и постепенно
все уложится.
При таком своеобразном регулярном погружении становится очень заметен контраст
между нами сегодняшними и нашими предками-крестьянами. Те по образу своей жизни
вынуждены были быть людьми созидающими,
творящими. Сегодня же подчас назидается и
прославляется совершенно противоположное.
Но если потреблению различных благ цивилизации учиться не надо, то умению хоть
что-то сделать своими руками – этому еще
надо поучиться.
Сословия
Конечно, не у всех предки были крестьянами, но у большинства из нас – да. У когото в роду были медики, священники, ремесленники, работники железных дорог, лесники,
купцы и торговцы, помещики, сотрудники
учебных заведений и др. И изучать историю
этих сословий тоже интересно. Более того, в
таких случаях есть надежда, что можно найти
их фотографии и официальную информацию
в газетах, официальных документах, книгах
и отчетных журналах того времени. А также
у краеведов, в местных библиотеках или на
многочисленных интернет-ресурсах.
Здесь можно прикоснуться к таким областям жизни, которые крайне сложно представить маленьким детям. Например, жизнь
лесника, смотрителя железнодорожной станции
или кузнеца. Мы не видим этого, как правило,
в повседневной жизни. Особенно в городской.
Здесь большим подспорьем могут оказаться:
• физические карты местности (смотрим, где, возможно, были прадедушкины
лесные угодья или дорожная станция, где он
был сотрудником или разнорабочим, знакомимся с планом местности, рассматриваем
ближайшие реки, дороги, села и города);
• старинные фотографии (даже не относящиеся именно к нашей семье, но на
которых запечатлен тот род деятельности,
который нам нужен);
• художественные картины (на тематических сайтах можно встретить много
подборок и по профессиям, и по жанрам, а
в музеях подходить к отдельным полотнам,
заранее подготовившись);
• короткие интересные рассказы и даже
стихи (Г. Скребицкий, П. Бажов, Е. Пермяк,
Д. Ушинский, Л. Толстой, Н. Некрасов, русские народные сказки и др.).
Рассматривая основу любой трудовой
деятельности, можно совершить настоящие
учебные погружения – при желании и вовлеченности родителя или педагога.
Военное время
Бойцы идут на фронт с Московского ипподрома
|
При просмотре домашних фотографий
можно обратить внимание на военные снимки. И рассказать детям, кто, где и когда на
них запечатлен. Медали и военная форма
многое могут рассказать о родном солдате
или офицере. И это интересно не только
мальчикам. Начать можно с фотоизображений и кратких воспоминаний, а продолжить
в любом из направлений:
• интернет-ресурсы (ОБД Мемориал,
Память народа, Подвиг народа);
• детские энциклопедии о военной
технике, обмундировании и оружии;
• изучение военных стягов, орденов и
наград, предметов снаряжения;
• запросы в военно-исторический архив.
Сегодня существуют алгоритмы исследования военного пути солдата: с ними можно
ознакомиться на тематических сайтах и
форумах.
Исследование военной темы можно приурочить к 9 Мая. Посвятить обсуждению
военной поры некоторое время в апреле и
затем в мае участвовать в акции «Бессмертный полк». Эти народные шествия уже давно
стали символом памяти наших воинов. И
хотя мы не все и не всегда достойны памяти
павших, пусть это будет маленькой каплей
нашего долга перед ними. В этот день (и не
только) можно посмотреть фотографии, исполнить выученную заранее военную песню
всей семьей, покормить птиц, поучаствовать
в посадке лесных насаждений (они как раз
проводятся примерно в это время) или сделать любое посильное доброе дело в честь
своих родных воинов. В детских садах и
школах тоже уделяется большое внимание
этому важному и памятному дню. Эти мероприятия обязательно помогут и родителям, и
педагогам еще больше укрепить связующие
ниточки между нами сегодняшними и нашими корнями.
Еда
Хлеб – это, конечно, отдельная тема. Его
наличию всегда придавалось огромное значение. Много пословиц, сокровищ народной
мудрости, сложено об этом продукте.
А многие ли из нас могут сами сделать
творог? Сварить сыр? Сбить сливочное
масло или выжать подсолнечное? А многие
ребята, ввиду возраста, даже пока и примерно не знают, из чего эти повседневные
продукты питания изготавливаются и какова
технология их приготовления. Поэтому изучение своей родословной, попытка вникнуть
в глобальные процессы, прикоснуться к
повседневной жизни своих предков – это
огромное поле для деятельности, творчества
и освоения различных знаний на практике.
Это занятие очень объединяет детей и взрослых, позволяет передать опыт, способствует
заведению или продолжению традиций.
Сбор и сушка грибов, ловля рыбы – это
и сегодня неплохое подспорье, позволяющее разнообразить свой обычный пищевой
рацион. К тому же эти занятия – чудесное
время прикосновения к природе, воспитание
терпения, наблюдательности и усидчивости.
Такие часы на свежем воздухе, особенно
если родителя позаботятся о плотном и
сытном перекусе, на долгие годы остаются в
памяти детей. Тут уместно спустя некоторое
время прочитать рассказы о природе, рыбалке Г. Скребицкого, Е. Пермяка (особенно
«Первая рыбка»), К. Паустовского, В. Бианки
и др. Особо увлеченные натуры могут познакомиться с чудесными книгами Дм. Зуева
(«Времена года», «Дары русского леса») и
С. Аксакова («Записки об уженье рыбы»).
Эти неторопливые повествования, успокаивающие, гармоничные, хорошо настраивают
на походы в лес, на речку. Их можно читать
и перед поездкой, и после нее. Раз наши
прабабушки и прадедушки регулярно занимались лесным промыслом, неплохо бы и нам
иметь об этом представление. Тем городским
ребятишкам, у которых нет возможности
близко познакомиться с деревенской жизнью, труднее все это представить. Тут уж на
помощь могут прийти регулярные прогулки
в лесопарках и вдохновение родителей на
получение настоящих практических знаний: и
лодкой научиться управлять, и рыбу поймать
и приготовить, и съедобные грибы найти и
на зиму сохранить.
Хочется привести здесь отрывок из книги
Петра Сигунова «Лесное счастье», рассказывающий о том, что для многих тихая охота
была основным средством заработка. А в
некоторых регионах нашей страны и сейчас
мало что изменилось.
«Дремучие российские леса способствовали у нас процветанию тихой охоты
в громадных размерах. Целые семьи с наступлением сезона оставляли дымные избы,
навешивали на спины большие глубокие
корзины, брали в руки палки для ощупывания груздей под перегноем опавшей листвы
и исчезали до холодной осени. Эти «лесные
люди» жили исключительно сбором грибов.
Они строили себе балаганы, шалаши и выходили из чащобы только за тем, чтобы
сбыть свой товар скупщикам, поджидающим
их на опушке.
Особенно славились богатым промыслом
Олонецкая, Вологодская, Ярославская и Костромская губернии. Местом лучших в России
боровиков считалось село Белый Никола в
девяти верстах от Кинешмы. Длинные караваны телег, нагруженных свежими, солеными
и сушеными плодами леса, направлялись
осенью из этой маленькой столицы грибного
царства к губернским и уездным центрам.
Крестьяне села Белый Никола занимались почти исключительно собирательством.
Жили они вольготно и в достатке, ибо за
какие-нибудь две недели семья, состоящая
из девяти человек (4 взрослых и 5 детей),
выручала не менее 200 рублей.
Государство облагало население грибным
налогом по 50 копеек с души за сезон. Чтобы
представить, как широко было поставлено
грибное дело у нас, в России, достаточно
указать, что эти гроши приносили казне
полмиллиона рублей в год».
Пчеловодство
Некоторые из наших предков были пчеловодами. Это еще одна из интереснейших
областей нашей жизни. Пчелы – удивительные создания. Работая с ними, ухаживая и
наблюдая, пчеловод прикасается к некоей
тайне, к особому действию создания меда
– наиполезнейшего продукта – из цветочного нектара. Здесь можно рассказать и
о колодном пчеловодстве, о бортничестве, и
о современных ульях. Любопытными как для
взрослых, так и для детей могут оказаться
видеоролики об ульях в больших пластиковых бутылках. Да, сегодня развивается и
такое направление. Возможно, оно окажется
очень перспективным и в плане сохранения
пчелиной семьи, и в минимизации болезней
пчел и развития патогенной флоры в ульях.
Рассматривание подборок жанровых
картин, прочтение познавательных книг (например, Ф. Райхенштеттер, Х.-Г. Деринг «Как
живет пчелка» или букинистическое издание
«Мед и пчелы» Н. Шабловского), посещение
ярмарок, где можно попробовать мед прямо
из сот, просмотр видеороликов от современных пчеловодов – такие действия помогут
ближе познакомиться еще с одним ремеслом
и очень расширить кругозор.
История сегодня
А как сохранить сегодняшнее время?
Время бежит стремительно, и вчерашний
день – это тоже уже история. Те, кто пытается вести хронологические записи событий
в своей семье, делают это по-разному.
Один из способов, особенно интересных
для дошкольника и вообще домочадца любого
возраста, – это создание большого плаката
формата А2 или А3 с фотографиями за прошедший год. Год может быть календарным
или от одного дня рождения к другому. Я
распечатывала самые памятные и интересные фотографии и аккуратно наклеивала их
на ватман. Если белый цвет фона кажется
скучноватым, то бумагу можно предварительно раскрасить, а уж потом клеить. Можно
делать такой коллаж отдельно для каждого
ребенка и родителей, а можно на всю семью.
Здесь могут быть и фотографии из поездок,
и встречи с родными, интересные занятия,
где ребенок сам своими руками что-то мастерит, памятные события. А в центр можно
поместить удачное фотоизображение просто
с милой улыбкой.
Некоторые родители каждый год делают
фотокнигу. Так, наверное, более долговечно.
И на полке могут красиво стоять красочные
книги, оформленные в едином стиле. Тут –
кому что нравится. Главное – делать это
ежегодно. Времени занимает немного, а
дарит теплые воспоминания и улыбки. Как же
потом спустя годы любопытно и интересно
рассматривать эти самодельные плакаты,
видеоролики, книги и другие памятные изделия! А если это делать вместе с детьми
– выбирать фотографии или видео, печатать/
относить в фотоателье, монтировать, наклеивать, обводить, дарить братьям/сестрам/бабушкам, – то память о сохранении значимых
событий уходящего года останется надолго.
И малышу или школьнику еще интереснее
рассматривать то, в изготовлении чего он
принимал самое непосредственное участие.
Современный архив может состоять не
только из фото- и видеоматериалов. Это
могут быть и памятные, дорогие сердцу
вещи, поделки, грамоты/медали, камешки и
пр. Одной небольшой коробки хватит. Лишь
бы там действительно были важные вещи.
А при наличии больших пространств
в квартире или деревенском/дачном доме
можно создать и небольшой собственный
музей. У нас в деревне на отдельной полке
в предбаннике есть, например, несколько
деревянных колодок для изготовления обуви
разных размеров (какая все-таки высокая
квалификация была у наших предков), кресало для получения огня (кто из нас сегодня
сможет добыть огонь без спичек?), часть
прялки, большой кованый ключ и железный
угольный утюг. Эти вещи, просто собранные
в одном месте, напоминают нам о не таком далеком прошлом, полном ежедневной
тяжелой физической работы.
Знакомство с краеведением
Три поколения. А.П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних
работают в мастерских Златоустовского завода. [Осень 1909 года].
Фото С.М. Прокудина-Горского
|
Во многих городах есть отличное начинание – составление и издание книг и
пособий, рассказывающих именно о данной
местности. В «Азбуке Красногорья» (Московская область) перечень достопримечательностей составлен по алфавиту. Изучить
достопримечательности Костромы вместе с
детьми можно по квест-буку Е. Миронец.
Путешествовать по монастырям Москвы помогут «Находилки» от М. Пономаревой, с
историей Троице-Сергиевой лавры познакомит издание Т. Тимофеевой «Осада». Можно
предположить, что в каждом городе есть
подобные книги или пособия. По Тамбову,
например, мне очень понравилась рабочая
тетрадь для студентов. На ее основе можно выбрать темы для изучения, составить
маршруты путешествий. Такие наработки
можно использовать как канву для своих
исследований, не привязываясь к конкретной
местности. То есть тетрадь-то по Тамбову, а
ее некоторые вопросы можно смело отнести
к любому другому городу.
Сложно оценить, насколько такие издания
популярны у детей. Но можно утверждать,
что они необходимы всем родителям, воспитателям и педагогам. Для того чтобы
кратко и доступно рассказать ребятам
любого возраста о городе или поселке, в
котором они живут, нужно и самим заранее
поинтересоваться, когда он образовался и
почему имеет такое название. В честь кого
названа та или иная улица и чему посвящен
каждый отдельный памятник (если мы время
от времени проходим мимо него).
Постепенное изучение родной местности
можно начинать с собственного дома и продолжать по обычным маршрутам на занятия,
в садик или школу, в дом творчества или
поликлинику. Я выросла в маленьком поселке, где, кажется, и посмотреть-то нечего.
Домов всего около тридцати. Но и у него
есть история:
• здесь есть и старая водонапорная
башня, где мы когда-то лазили с другими
детьми (здесь можно обратить внимание
на варианты водообеспечения в прошлом,
устройство башни);
• еще небольшой липовый парк с системой прудов и полуразрушенными или перестроенными строениями,
оставшимися от бывшей
графской усадьбы (здесь,
если это уместно и есть
интерес, можно кратко
вспомнить историю XIX-XX
веков, переломные годы;
можно рассказать, как
сажают деревья и ухаживают за ними, как ведется
уход за непроточными
прудами);
• внутри поселка
есть обмелевшая речка
(учим названия) и плотина
на другой реке (схематично или подробно знакомим
с устройством плотины);
Ежегодно здесь устраиваются литературные чтения
в его честь с торжественным декламированием
написанных им стихотворений и чтением
своих собственных (тут можно узнать, что
такое рифмы, и попробовать придумать свое
стихотворение).
В любом населенном пункте и его округе обязательно есть какие-то особенности,
отличия, не говоря уже о крупных городах,
некоторые из которых имеют почти 1000-летнюю историю. Неспешное ее изучение, от
малого к большему, постепенно духовно
обогащает и взрослых, и детей. Все в жизни
очень взаимосвязано, особенно прошлое с
настоящим и будущим.
* * *
В статье кратко изложены некоторые
аспекты поиска информации о своих предках и их занятиях. На основе этих ключевых
моментов увлеченный родитель или педагог
может организовать собственное исследование или составить свой план, исходя из
возраста детей. Все полученные и найденные
знания предлагается подкрепить практическими действиями (поход в музей, тематические
экскурсии, выпечка хлеба, посадка деревьев,
сев и сбор урожая и пр.), которые помогут:
• познакомиться с некоторыми навыками и усвоить их;
• освоить некоторые виды деятельности, отдельные из которых сегодня практически забыты.
Изучение истории своего рода и края
– это занятие не имеет завершения. Мы
сегодня хоть и живем настоящим, но опираемся на прошлое. Трудно жить без корней.
Большинство наших предков были людьми
созидающими. Таковы были и условия жизни.
Для выживания, развития и обеспечения
автономности нашим ближайшим родственникам еще сто, двести и более лет назад
приходилось быть смекалистыми, наблюдательными, творческими и трудолюбивыми.
А мы сегодня можем быть созидающими?
Ольга СУНЦОВА,
Православие.ру
|