27 сентября 2022 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном
соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви
произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Крест для погибающих – юродство, а для
спасаемых – сила Божия», – вот чему учит
нас сегодня Священное Писание. Юродство
– это славянское слово, а русское слово,
ему соответствующее, – «безумие». И что
же получается, если перевести на наш современный язык? «Крест для погибающих
– безумие, а для спасаемых – сила Божия».
А ведь так оно и есть. Что такое крест?
Крест – символ страданий, мучений и смерти.
И как же эти страшные явления могут быть
привлекательны для человека, как они могут
определять в положительном направлении
жизнь человека? И те, кто не понимает
смысл страданий Господа на Кресте, – кто
и в древности не понимал, да и сегодня не
понимает, – просто отмахиваются от этого
величайшего откровения Нового Завета.<...>
А что происходит, если мы отмахиваемся
от этих ценностей? В самом деле, почему
я должен жертвовать чем-то ради другого
человека? Человек, отрицающий значение
жертвенности, может привести множество
подобных утилитарных аргументов. Зачем
мне чем-то жертвовать, во имя чего? Но
сегодняшний день может научить всех, даже
тех, кто принципиально отрицает возможность принести в жертву не только себя – об
этом и речи нет! – а хотя бы частицу своей
жизни, своего времени, своих материальных
возможностей. Сегодняшний день может убедить отрицающего необходимость жертвы в
том, что жертва приносит человеку спасение.
А синонимом спасения на обычном нашем
языке является слово «счастье».
Вот если мы будем способны сопрягать
жертвенность со счастьем, то изменятся, радикально изменятся человеческие отношения.
Потому что человеку всегда хочется
что-то получить. Сделал работу –
получить деньги, трудишься хорошо
– получить повышение по карьерной
лестнице; да мало ли какие ценности
для нас привлекательны, так что ради
них мы готовы и трудиться, и даже
жертвовать! И ведь так и происходит
в нашей жизни. Тот, кто хорошо трудится, теряет свое время, иногда даже
рискует здоровьем, но в ответ на это
получает и материальное поощрение,
и продвижение по службе.
Ну а как же поступать в духовной
жизни? Сегодняшний день помогает
нам понять, что когда мы приносим
себя в жертву, когда мы разделяем
с другими свое время, свои материальные возможности, свою любовь
– искренне, не конъюнктурно, не по
необходимости, а от сердца, – тогда
мы обретаем великий Божий дар. Мы
становимся ближе к Богу. Господь
прощает нам наши грехи. Ведь даже
право, которым руководствуется человеческое общество, предполагает,
что преступник должен искупить свою
вину, и таким искуплением чаще всего
является тюремное заключение. А
как мы можем искупить нашу вину в
течение нашей земной жизни, чтобы
пред Богом не предстать с нашей
виной? Нашим искуплением здесь и являются
жертвенность, жертвенная любовь, помощь
тем, кто страдает. И не для того чтобы отметиться перед телекамерами или чтобы про
тебя в газетах написали, а так, тихонечко
прийти и помочь…<...>
Иногда задают вопрос: «Ну а кому
помогать-то? Смотрю направо, налево – не
вижу…» А тут надо помолиться, чтобы Господь открыл наши очи духовные, так чтобы
мы увидели, кому помогать. В ответ на
молитву Господь всегда открывается самым
неожиданным образом и дает возможность
проявить свою любовь, свою жертвенность, с
тем чтобы принести жертву в первую очередь
Ему, а через эту жертву получить прощение
грехов и радость душевную.<...>
Пусть Господь в это очень непростое
время всех нас укрепит в вере и благочестии.
В первую очередь обращаюсь сейчас к тем
православным людям, которые считают, что
можно посетить храм один раз в году, и этого
достаточно. А другие говорят: в пост надо
посетить храм, причаститься, и достаточно.
Третьи говорят: достаточно одного
раза в месяц. И одни, и другие, и третьи неправы! Воскресный день дается
нам для того, чтобы мы посвящали
его Богу. А кто не желает отдать
Богу часть воскресного дня, думая,
что сделает для себя что-то получше
– телевизор посмотрит, погуляет, в
гости пойдет, – тот глубоко ошибается.
«День седьмый Господу Богу твоему», говорит заповедь Божия. А это
значит, что воскресный день должен
начинаться с молитвы. Но если по
каким-то обстоятельствам человек не
может в храм пойти (хотя чаще всего
эти обстоятельства надуманы), то по
крайней мере в утренние часы нужно
помолиться вместе со своей семьей,
испросить у Господа прощения за то,
что в этот день в храм не пришел. Все
это сейчас так важно, мои дорогие!
Мои родители пережили Ленинградскую блокаду, и они рассказывали мне о том, как наполнялись в
Ленинграде Божии храмы, как люди
голодные, почти умирающие, стекались
в храмы, несмотря на обстрелы, несмотря на ослабление всех физических сил. Храмы Ленинграда во время
блокады были переполнены, и, может
быть, эта молитва и спасла город. Не
хочу сравнивать нынешние времена с
тем, что пережили ленинградцы в тяжелейшие
годы блокады, но ведь в каком-то смысле и
сегодня наступило судьбоносное время! Потому что многие восстают на Русь, и у многих голова закружилась в желании погубить
Русь, ее самобытность, ее независимость,
ее свободу. И сегодня мы должны особенно
укрепить себя в вере, наполнить наши храмы,
молиться за власти, за воинство, за своих
родных, близких, молиться за Церковь Православную, которая в этих тяжелейших условиях
сохраняет духовное единство Святой Руси.
И да поможет нам Господь! Еще раз хочу
сказать, что мы дожили с вами до судьбоносного времени, а в судьбоносное время
следует обновить нашу веру, обострить наше
сознание и нашу память, посмотреть иначе
на многое из того, на что мы еще вчера
смотрели без особого внимания и особой
заботы. Тогда наша духовная мобилизация,
к которой я сейчас всех призываю, поможет
и мобилизации всех сил нашего Отечества.
И она, несомненно, поможет в конце концов
полному примирению России и Украины,
которые составляют единое пространство
Русской Православной Церкви.
Можете себе представить состояние меня
как Патриарха всея Руси, когда сегодня брат
убивает брата. Наверное, кто-то из носителей
крайних политических взглядов скажет: вот,
проповедует пацифизм в то время, когда…
Не пацифизм, но этими словами я просто
свидетельствую о нашем общем долге пред
Богом – молиться о прекращении междоусобной брани, делать все для того, чтобы
восстановились братские отношения двух
частей единой Руси, и молиться еще и о
том, чтобы Господь избавил, особенно нашу
молодежь, от того, чтобы жизнь их пресеклась в этой междоусобной брани. А для
того чтобы было так, надо, надо, чтобы брань прекратилась.
Пусть благословение Божие пребывает
над всей Святой Русью, над начальствующими, над духовными руководителями, над
воинами и над всеми теми, от кого может
зависеть мирный и благополучный исход
нынешнего весьма опасного столкновения
двух братских народов. Пусть Господь хранит
нас всех и укрепляет в вере, любви, единомыслии. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси
/p>
|