Священномученик Николай Пятницкий, прославленный, по представлению Московской епархии, Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
и в Соборе Бутовских новомучеников, к Тобольско-Тюменской епархии, на первый взгляд, прямого
отношения не имеет. Тем не менее, Синодальная комиссия по канонизации святых предложила рассмотреть его имя в составе ныне формирующегося Собора Тобольских святых.
После обращения к существующему житию
священномученика Николая его непосредственная связь с исторической Тобольской
епархией прояснилась. Цитируем извлечения
из жития: «В 1913 году Николай Алексеевич
был рукоположен в сан священника к одному
из храмов в городе Тюмени… В 1921 году
переведен в один из храмов Ялуторовска…
В 1931 году Тюменское ОГПУ арестовало
священника, и около полугода он находился в
тюремном заключении. После освобождения
переехал в Московскую область…» [Дамаскин
(Орловский), игумен. Мученики, исповедники
и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 6. Тверь,
2002]. Таким образом, пребывание Николая
Пятницкого на канонической территории
исторической Тобольской епархии составляет около семнадцати лет, то есть основную
часть его священнического служения. Одновременно сведения, сообщаемые в житии
относительно его происхождения, причинах
перемещения в Тобольскую епархию и самого
служения на приходах Тюмени и Ялуторовска,
остаются минимальными. В настоящей статье
представлены предварительные результаты
исследования биографии священномученика
Николая.
Николай Алексеевич Пятницкий был уроженцем Олонецкой губернии. Он родился
3 марта 1884 года в семье псаломщика
Алексея Пятницкого в уездном городе Лодейное Поле, ставшем с 1927 года районным
центром Ленинградской области. 18 января
1899 года в Крестовой церкви Олонецкого
архиерейского дома псаломщик Алексей был
рукоположен во священника к церкви новооткрытого Никольского прихода в селе Кривой
Пояс, Пудожского уезда. К тому времени
Алексей и Надежда Пятницкие стали родителями большого семейства. Один из их сыновей Николай, получил начальное образование в церковно-приходской школе, специального
духовного образования не имел. Сведения
об окончании им духовного училища, зафиксированные в протоколе допроса 1937 года,
при сопоставлении с данными приходских
клировых ведомостей, сопровождавших его
священническое служение, оказались недостоверными.
В 1903 году 19-летний Николай Пятницкий, послушник Свято-Троицкого Климецкого
(Клименецкого) монастыря на Большом Климецком острове в Онежском озере, был определен исполняющим обязанности псаломщика к Кривопоясской церкви, настоятелем которой состоял его отец – священник Алексий.
Здесь псаломщик Николай прослужил около
трех лет и в конце 1905 года был призван
в Императорскую армию на действительную
военную службу. По увольнении из армии
в декабре 1909 года бывший псаломщик
Олонецкой епархии Николай Пятницкий в
марте 1910 года был зачислен на псаломщическое место к Воскресенской церкви села
Кривандино Егорьевского уезда Рязанской
губернии. Перемещение в другую епархию
объяснялось личными мотивами. В 1911 году
27-летний Николай Пятницкий обвенчался с
дочерью местного священника Олимпиадой
Михайловной Цветаевой – выпускницей Рязанского епархиального женского училища.
В 1912 году у молодых супругов родился
первенец – сын Виктор.
Поклонный крест, изготовленный в Соловецком
монастыре и установленный 8 августа 2007 г.
возле храма новомучеников и исповедников
Российских на Бутовском полигоне
|
Поклонный крест, изготовленный в Соловецком
монастыре и установленный 8 августа 2007 г.
возле храма новомучеников и исповедников
Российских на Бутовском полигоне
В 1913 г. псаломщик Николай пишет
прошение о своем переводе в Тобольскую
епархию. Решение это было неслучайным. В
ноябре 1913 г. назначение на Тобольскую
кафедру получил викарий Олонецкой епархии
епископ Каргопольский Варнава (Накропин),
вслед за которым на тобольскую землю
переместилась целая группа олонецких священнослужителей, в том числе священники
кенорецкого прихода Гавриил Фаворский и
Михаил Макаров. Несомненно, что Николай
Пятницкий не прекращал связи с родными
и близкими и наверняка выехал на родину,
чтобы проводить в последний путь своего
отца – заштатного священника Пяжезерского
прихода Алексия, почившего в декабре 1912
года. Вполне вероятно, что при определенных обстоятельствах у него мог состояться
разговор о переходе в Тобольскую епархию.
Примечательно, что в те годы, когда он был
послушником Клименецкого монастыря, его
игуменом являлся будущий епископ Тобольский и Сибирский Варнава.
Как бы то ни было, бывший псаломщик
Рязанской епархии Николай Пятницкий был
зачислен на диаконскую вакансию к градоТюменской Спасской церкви, настоятелем
которой стал прибывший из Олонецкой
епархии священник Гавриил Фаворский. 21
февраля 1914 года Николай Пятницкий был
рукоположен во диакона и 22 февраля –
во священника. На диаконской должности
Спасского прихода отец Николай прослужил
около четырех с половиной лет; 1 марта
1915 года был награжден набедренником, а
29 ноября 1916 года «за усердную службу» – скуфьей. Кроме того, он состоял
законоучителем и заведующим Спасской
церковно-приходской школой. За эти годы
в семье Пятницких родились еще трое
сыновей: Владимир, Николай и Алексей.
Восприемником при крещении Владимира
стал священник градо-Тюменской Вознесенской церкви, будущий священномученик Михаил Макаров.
Младший сын Алексей появился на
свет в июле 1918 года, незадолго до
того как в Тюмени установилась власть
Временного Сибирского правительства
Колчака. Через год, при отступлении
колчаковской армии в Восточную Сибирь, из Тюмени эвакуировалась огромная
часть мирного населения, в том числе священнослужители с семьями, среди которых
был и отец Николай с женой и четырьмя
малолетними детьми. В феврале 1920 года
тюменский протоиерей Михаил Иноземцев в
своем рапорте в Тобольский епархиальный
совет пишет: «Вследствие распространившейся паники в населении и духовенстве
г. Тюмени пред приходом Красной Армии в
конце июля прошлого года, Благочиннический
Совет в полном составе своем эвакуировался, а также эвакуировались тоже в полном
составе причты Соборной, Спасской, Благовещенской, Крестовоздвиженской, Успенской, Михаило-Архангельской, Вознесенской
церкви». Последняя запись о совершении
священником Николаем Пятницким Таинства
Крещения, зафиксированная в метрической
книге Спасской церкви за 1919 год, датируется маем месяцем. Ровно через год он
возвратился из Томска в Тюмень и через
некоторое время получил назначение на служение в Ялуторовске. В каком составе семья
Пятницких вернулась из томской эвакуации,
пока остается неизвестным. Вполне вероятно,
что отец Николай потерял жену и младшего
сына в кровавом месиве гражданской войны,
сопровождавшейся жесточайшей эпидемией
тифа. В удостоверении личности, выданном
Н.А. Пятницкому в 1926 году, в графе «Семейное положение» значится: «вдов», в
графе «Лица, внесенные в удостоверение»
указаны только трое старших сыновей.
Священник Николай Пятницкий. Москва,
Таганская тюрьма, 1937 г.
|
Предстоит выяснить и вопрос о месте
служения Николая Пятницкого в Ялуторовске,
где он прожил до своего первого ареста
около десяти лет. В 1924 году на территории
бывшего Ялуторовского уезда было образовано Ялуторовское викариатство Тобольской
епархии. Викарным епископом Ялуторовским
стал Серафим (Коровин), хиротонию которого
совершил в Москве Святейший Патриарх Тихон. Келейник епископа Серафима Алексей
Креков, проходивший по групповому делу
тюменских церковников 1937 года, показал:
«Пятницкого Николая, священника Ялуторовского уезда, знаю с 1924 года. После
его ареста я его не видел, и где он сейчас
находится, мне неизвестно».
Николай Пятницкий был арестован Тюменским ОГПУ в 1931 году и находился в
тюремном заключении на протяжении пяти
месяцев. Архивное следственное дело, к сожалению, утрачено. Этим объясняется тот
факт, что он не проходил по групповому
делу архиепископа Иринарха (СинеоковаАндреевского) 1932 года, одним из главных
обвиняемых по которому выступал епископ
Ялуторовский Серафим и большое число
священнослужителей Тобольской епархии.
После своего освобождения Николай
Пятницкий переехал в Московскую область,
поближе к сыновьям. По сведениям из
архивного следственного дела, на 1937 год
у него оставалось двое сыновей, Виктор и
Николай; судьба третьего, Владимира, неизвестна. Виктор Николаевич Пятницкий, 25
лет, учился на втором курсе Московского
физико-математического института, Николай
Николаевич, 21 года, служил контролером
сберкассы подмосковного города Шатура.
Отец Николай начал служить при Покровской церкви Никольского погоста, что
на реке Лутосне. К Покровскому храму была
приписана Михаило-Архангельская церковь
в селе Тараканово, знаменитая тем, что 17
августа 1903 года здесь состоялось венчание Александра Блока и дочери Дмитрия
Ивановича Менделеева Любови Дмитриевны.
Покровская и Михаило-Архангельская церкви
находились неподалеку друг от друга, и в последнее перед арестом время отец Николай
жил в церковной сторожке при Таракановской церкви.
В сентябре 1937 года священник
Николай Пятницкий как служитель культа попал под действие Оперативного
приказа наркома внутренних дел СССР
№ 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников
и других антисоветских элементов». 28
октября 1937 года он был арестован по
обвинению в контрреволюционной агитации, все выдвигаемые против него обвинения отверг. 1 ноября препровожден в
московскую Таганскую тюрьму, 14 ноября
на заседании Тройки Солнечногорского
райотдела УНКВД по Московской области
приговорен по статье 58-10 к высшей
мере наказания – расстрелу. Приговор
приведен в исполнение на Бутовском полигоне НКВД 16 ноября 1937 года.
Николай Алексеевич Пятницкий был посмертно реабилитирован 24 июня 1989 года.
В деревне Тараканово Солнечногорского
района действует храм-часовня во имя священномученика Николая.
Для верующих, проживающих на территории Тобольской митрополии, как и для
всякого человека, кому не безразлична
история родного края, обретение имени
священномученика Николая Пятницкого,
отдавшего семнадцать лет своей жизни служению на приходах Тюмени и Ялуторовска,
претерпевшего мученическую кончину за
веру во Христа и ныне предстательствующего
пред Господом в сонме новомучеников и
исповедников Церкви Русской, несомненно,
станет событием духовной и исторической
значимости.
Галина Викторовна КОРОТАЕВА,
канд. филол. наук, науч. сотрудник
Тобольской духовной семинарии
|