Зачем повторять снова
и снова, как это делает
пропаганда, выдающая себя
за науку, что Христос –
фигура мифическая, т. е.
никогда не существовавшая?
Ведь теорию эту не разделяет
уже ни один уважающий себя
историк и повторяют лишь те,
кому приказано это делать
вне всякого отношения к
подлинно научному методу.
Не говоря уже о том, что
если бы Христа не было, то
христианство следовало бы
признать неслыханным чудом
– куда большим, чем чудеса,
описанные в Евангелии.
Христианство появляется в истории
внезапно, распространяясь на протяжении
каких-нибудь тридцати лет. Сеть христианских
общин покрывает собой все большие
города Римской империи. В конце I века
римский историк Тацит (не христианин, а
враг христианства) уже говорит то, о чем
сообщается и в Евангелии: что Христос жил
в Палестине и пострадал при Пилате. Но
Пилат – не миф: многие еще помнили его
в ту пору, когда писал Тацит. И все имена
людей и городов в Евангелии предельно
историчны, чего не бывает, когда речь идет
о мифе и мифотворчестве.
Но оставим исторические доказательства,
хотя они и неопровержимы. Вдумаемся в
суть самой потребности доказать во что
бы то ни стало, что Христа не было. Ведь
куда проще было бы сказать: «Христос
существовал, но мы в Его учение не
верим, ибо оно ложно, оно есть зло». Но
нет, этого-то как раз и не говорят, и не
говорят потому, что никто никогда еще не
решился прямо сказать такое о Христовом
учении. Это значило бы назвать злом
учение о любви, прощении и сострадании,
о человеческом братстве и солидарности.
Ведь именно это сказано в Евангелии, и
ничему другому Христос не учил. Достаточно
однажды прочесть эту книгу и убедиться,
что все в ней – о любви к человеку, все
этой любовью пронизано и вдохновлено.
Ребенок в гневе толкает стул, о который
ударился, и сердито кричит: «Уйди, ты мне
не нужен!» Но стул по-прежнему стоит. Вот
так же и люди, в тайниках души своей не
желающие любви, боящиеся ее как огня и
проповедующие ненависть, ударяются об эту
маленькую книжку и кричат: «Тебя нет!» Но
она остается, и другие люди уже две тысячи
лет читают ее и вопреки всему черпают
в ней силы жить и верить, что настоящее
счастье только в любви, что любовь – не
обман, но сила, победа и радость. Во все
времена одни верили, другие не верили в
Христа как в Бога. Но те и другие верили
Ему, т. е. в то, что учение Его – мерило
человечности.
Допустим на секунду, что Христа не
было. Но тогда нужно признать, что был
кто-то другой, сказавший все сказанное
Христом, принесший людям поразительное
учение о грехе и прощении, о новой жизни,
свободе и любви, выдумавший и эту смерть
на кресте, и воинов, издевавшихся над
Распятым, и стоявшую у креста Мать. И
того, кто это выдумал, нужно опять-таки
признать единственным и неповторимым
учителем. И мы снова упремся в ту же
проблему.
Но Христос был. А для людей, которые
услышали Его учение и хоть немного
стараются им жить, Он по-прежнему
остается Учителем и Господом, зовущим к
тому единственному, что достойно человека.
Протопресвитер Александр ШМЕМАН.
«Вера и Церковь» (сборник)
|