ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8-9 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Ольга Казанцева: Украденная азбука

Размышления православной мирянки

У каждого народа существуют свои нравственные правила, свои незыблемые постулаты, отход от которых – не просто отклонение от нормы. Процветание народа зависит от того, насколько искренне и старательно следуют люди своему нравственному закону жизни, насколько ревностно следят за его исполнением. Для русского народа таким жизненным законом были заповеди Христа. Когда рождались и едва подрастали дети, их водили в храмы и там научали морали прежде, чем знакомили с грамотой. Это и была настоящая азбука, те самые прописные истины, без познания которых всякие шаги потомства окажутся ложными. Мы, родившиеся и выросшие после революции, этой азбуки не знаем. Более того, от нас ее прятали и не позволяли приближаться к этим тайникам. Сотни, тысячи, миллионы людей выросли без Бога, их учили другим правилам, по другой азбуке. Это была подменная азбука с перевернутыми, искаженными понятиями, хотя и взятыми первоначально из Евангелия. В том и заключалось преступное коварство, чтобы внедрить в нашу повседневную жизнь перевернутые, искаженные понятия.

Так мы по ним и живем. Говорим, не задумываясь, употребляем устойчивые словосочетания, расхожие привычные выражения и не понимаем, что смысл в них должен быть совсем иной. Их много, этих понятий, из них состоит вся озвученная, смысловая канва нашей жизни, например: «тайное станет явным», «слова с делом расходятся», «в здоровом теле – здоровый дух», «нет пророка в своем Отечестве», «закопать талант в землю», «не от мира сего», «смеется тот, кто смеется последним»... Или такие понятия, как любовь, сокровища, тишина, свет и тьма. Хуже всего то, что мы не просто не знаем истинного значения этих выражений, но употребляем их часто в обратном смысле: насмехаемся над тем, перед чем должно преклоняться. Скажем, с пренебрежением и уничижением говорим: «Он не от мира сего», – а это означает: человек от Бога. Или, обличая, скажем: «Не ведает правая рука, что делает левая». На самом деле так поступает истинно щедрая душа. Поскольку настоящая милостыня должна быть тайной, то даже правая рука не должна ведать, если левая делает подаяние. Дал – и забыл, никому про то не говори.

Люди все чаще задают вопросы: отчего наша жизнь распадается, отчего в упадке экономика и мораль, отчего повергнуты кумиры и идеалы, отчего так много вокруг торжествующей несправедливости?.. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что все зло в людях происходит от ложной идеи. Жизнь без Бога наполнена призраками, и в ней нет Истины. Человек запутался, и это не вина, а беда его, потому что люди вокруг, общество в целом живет по перевернутым истинам. Но вот он приходит к вере. И все становится на свои места. Это как прозрение: он начинает постигать Азбуку медленно, по «буковкам», и хочет, чтобы она открылась всем. НЕЛЬЗЯ СЛУЖИТЬ ДВУМ ГОСПОДАМ: БОГУ И МАМОНЕ

С детских лет нам теперь пытаются внушить, что категоричность – это плохо, компромисс – хорошо и нужно стремиться к «золотой середине». Мы приняли эту нелепицу за аксиому, как руководство к жизни, и даже не пытаемся проверить – так ли это? Пока однажды вдруг не поймем, что истина категорична: «не убий», «не укради», – а компромисс – путь к погибели. Отсюда и русское выражение: «третьего не дано». Оно прямо по смыслу вытекает из Нового Завета: либо мы служим Богу, либо мамоне – третьего не дано. Только православный народ мог изречь такое жизненное правило для себя. Оно категорично, как сама Истина. Горько собраться с духом и вынести себе приговор, но нужно сказать однажды горькую правду, чтобы увидеть Истину и попытаться спасти свою грешную душу. Пусть она прозвучит сурово: «Не делаемся ли мы похожими на тех иудеев, которые распяли Христа?» Эта мысль сказана будущим русским святым, тогда простым священником из Кронштадта Иоанном Сергиевым. Он еще сказал, что иудеи распяли Христа один раз, а мы своими грехами распинаем Его каждый день.

Разве это не так? Иудеи не приняли Христа, не признали в нем истинного Мессию. Они, как некогда отцы их, евреи, по исходе из Египта, сделали свой выбор и поклонялись золотому тельцу, божку, затмившему пред ними истину и Бога истинного. И не смогли воспринять жизненный пример и учение Господа нашего Иисуса Христа. В те дни, когда был Он искушаем в пустыне, «берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, – и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 8-10).

Так Сын Бога и Сын Человеческий отверг все лукавые соблазны дьявольские. Иудеи же, напротив, по маловерию и недоверию своему предали на распятие Христа, а на свободу отпустили разбойника Варавву. Не поверили в воскресение Мессии – и выбрали Варавву. С тех пор мир так и живет – с Вараввой. Другое дело с нами – русскими и Россией. Мы от Христа никогда не отрекались. Явно. Мы всегда веровали в Него, в пречистое, святое рождение Его Богородицей и в светлое Воскресение Его. Тем тяжелее и непростительнее грех наш, потому что хоть и знаем уже, что это Христос, хоть и носим сокровенно Христа в сердце своем, делами же нашими каждый день и час распинаем и предаем Его.

Мы не ради Христа и ближнего своего занимаемся коммерцией, политикой, увлечены гороскопами, колдунами и экстрасенсами, со всей страстью русского характера окунулись в эротику, казино, моду, да мало ли в какие мы еще впадаем нечистоты… Деньги затмили все. Мы поклоняемся тому самому золотому тельцу. Нас настойчиво хотят научить кланяться сатане. Мы хуже тех иудеев и хуже блудниц, которые творят грех свой явно, но явно, как тот разбойник, распятый по правую сторону от Христа, могут и покаяться. Мы же грешим тайно, заспинно, невидимо, теша себя тем, что грешим умеренно, не сильнее других. И даже не вспомним, что «…нет ничего тайного, что не стало бы явным». Выходит, действительно «мытари и блудницы раньше нас войдут в Царство Небесное».

Россия – Дом Богородицы. Из этого святого Дома мы превратили его в притон Вараввы. Но гордимся, что помним о Боге, поминаем Его всуе, как всуе, а не по вере, идем на крещение, и мним себя причастными к Нему. Потому что мы забыли: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).

Когда большинство людей российских были верующими, они исповедовали это правило. Вот почему испокон веку на Руси стыдно было быть богатым. Как сказано в Евангелии еще, что: «…удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Такая истина была по нраву русскому характеру, приходилась по душе духу русскому. Поэтому обычным делом на Руси было принимать нищих, строить сиротские приюты и странноприимные дома. Законом было, что каждый двор отдавал десятую часть семейной прибыли на нужды церкви, немало было таких, кто, как родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна, жертвовали третью часть своего дохода. И вовсе не сосчитать тех, кто по евангельскому совету Христа раздавали свои имения бедным и неимущим, сами же удалялись в монастыри молиться и служить Богу и людям.

К несчастью, верно и другое: кто высоко взлетает – тот может низко и упасть. И это мы сегодня наблюдаем. В 1917-м мы позволили отнять у себя веру и Бога. Но и сегодня равнодушно вспоминаем об этом. Потому что сами выросли без веры. Мы, как искусственное дерево, возросшее в ведре воды, с рождения не знаем почвы и наши водянистые корни никогда не питались соками благодатной матушки-земли, то есть истинным хлебом, не насущным, но словом Божиим. Мы сами выросли без благодати и отрываем от нее детей. Поэтому сегодня мы дожили до того, что умиляемся над тем, от чего нужно горько плакать.

Мы даже не протестуем, когда в детских садах ребятишек обучают далеким от целомудрия танцам. Когда в школе вместо Закона Божия им толкуют о сексуальной грамоте и противозачаточных средствах… Простой наглядный пример, как грех возводится в норму, правило, а чистота становится исключением. Стремление к пороку заложено в саму программу нашего воспитания без Бога и молитвы. И пожинаем мы только зловоние грехов. Уже пожинаем.

Что же после этого мы хотим от таких поколений нашего народа?

С тех пор народ наш стал похож на жителей страны Гадаринской, которые испугались веры и дел Иисусовых, когда Он изгнал духа нечистого из человека, одержимого бесами. Имя им было легион, потому что было их около двух тысяч, и вошли они в свиней, и устремилось то стадо с крутизны в море и потонуло. Но жители страны той не порадовались за исцеленного человека, а пожалели своих свиней и начали просить Христа, чтобы отошел от пределов их (Мк. 5).

Он и отошел. И мы сегодня держимся за «свиней» и совсем не думаем о душе. Сотни, тысячи одержимых душевными недугами ходят и живут рядом с нами, а мы по-прежнему цепляемся и жалеем бесов. Это и есть наш собственный главный душевный недуг. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Чем богаты, тем и рады», «Не в деньгах счастье», «Принимают по одежке, провожают по уму», «Не все то золото, что блестит». Что это? – Русские народные пословицы. Народное представление об истинных ценностях. Но мы во что бы то ни стало стремимся к достатку, богатству через накопительство, не гнушаемся и нечистыми средствами. Для чего? Чтобы явить над ближними силу? Или заблуждаться о своей независимости? И мы при этом не желаем знать, что мудрость мира – безумие перед Богом. «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» «Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 20-21).

Пора же нам открыть глаза наши, вместить истину о живущих одним хлебом насущным, что «их конец – погибель, их бог – чрево, а слава их – в сраме: они мыслят о земном» (Послание к Филиппийцам, 3, 19). Станем же увещевать так друг друга, но не забудем, как велика еще дистанция между действительностью и Словом. Напомним друг другу: что высоко у людей – то мерзость перед Богом. Но… Изменится ли наш русский, российский человек в массе своей от этих напоминаний, от главного, может быть, вопроса: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26).

Изменится. Должен измениться. Россия способна возродиться только через веру, только через наше многовековое Православие. Тот, кто хотел упразднить и опорочить в нашей стране Бога, забыл, что Бог поругаем не бывает. И Он по милости Своей неизреченной опять с нами, как и Его Пречистая Матерь, Богородица, оставив свой небесный чертог, переселилась в Дом свой – Россию, чтобы, по слову Сына Своего, помочь не здоровым, но больным. Нам с вами.

Прощеный народ не может не почувствовать высокого прощенья своего. На это и надежда. Кому многое прощено, тот многое и возлюбит. Поступит так, как поступил Господь: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорит им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 12-13). Знаете ли вы, что, по словам апостола Павла, тела наши и души – храмы, сосуды Духа Святаго, Духа Божия. Так войдем же каждый в храм свой, опрокинем столы и скамьи торгашеские, изгоним оттуда всякую скверну. И если есть в нас какой-нибудь талант, так станем употреблять его для ближних своих, не рассчитывая на вознаграждение, ибо мы получили свой талант от Бога бесплатно, как всякий дар Божий: «…даром получили, даром отдавайте» (Мф. 10, 3). Ибо сказано еще, что как хотите, чтобы люди к вам относились, так и вы к ним относитесь.

Чем больше станем отрывать от себя Христа ради, тем больше по Господнему благословению явится у нас достатка и изобилия. Как писал после революции в своем послании к народу Патриарх Московский и всея Руси Тихон: «Успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге…».

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.